Профессиональное образование




МОРАЛЬ

 

Мораль (лат) – совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей в обществе.

 

Этика - наука о морали.

Признаки морали: - всеобщность- добровольность

Категории морали: - добро и зло; - честь и совесть; - долг и справедливость;- добродетель;

- достоинство; - стыд;- правда; - ответственность и др.

 

Функции морали:

1. познавательная - связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)- получение индивидом представления о внутреннем мире как своём собственном, так и других людей.

2. коммуникативная - обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

3. регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

4. оценочная(познавательная) - мораль оценивает поступки людей, цели их деятельности с точки зрения добра и зла.

5. воспитательная- формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества.

6. мотивационная- моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

7. прогностическая- что можно ожидать от общества.

8. аксиологическая (формирует ценности

 

Моральная система включает в себя:

- моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

 

- моральные ценности - это ценности добра и зла как ценностей справедливости, свободы, достоинства, любви, насилия, эгоизма, злобы и т.д.

 

Общее у морали и права

1. Регулируют общественные отношения (поведения людей)

2. Ориентируются на справедливость

Отличия морали от права.

Мораль (нормы морали) Право (нормы права)
Появилась раньше политики, право и государства. Появилось позже морали.
Регулирует все стороны человеческой жизни. Регулирует определённую область общественных отношений.
Выражает мнение общества Выражает волю государства
Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч Формулируются в письменном виде в юридических актах
Обеспечивается силой привычки. убеждённостью, совестью, давлением общественного мнения. В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством.
Исполнять или нет решает сам челочек Обязательны для исполнения всеми.
Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться человеку Основывается на реальных условиях жизни
Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей.

 

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

 

Наука - система знаний о мире и его законах.

 

Основные элементы:

- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую

систематизацию объективных знаний о действительности.

- система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)

- особый вид деятельности, система научных исследований.

 

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

 

Классификация наук:

 

по предмету познания

1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)

2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)

3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)

4. технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)

 

по удалённости от практики

1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику

2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

 

Черты современной науки:

- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом

- незавершённость

- дифференцированность- различные направления и школы

- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ

 

Функции науки:

1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний

2. культурно-мировоззренческая - формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)

3. практически –деятельностная - участие в преобразующей деятельности

4. социальная -исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития; -управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)

5. производственная - (которую также можно назвать технико-технологической функцией,) - определение путей и способов практического использования добытых знаний, внедрение новых идеё, новых технологий. (В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.)

6. прогностическая - функция науки проявляется в создании по   критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых возможных объектов.

 

Этические нормы науки:

1. социальная ответственность учёного (клонирование)

2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

 

Инновация- нововведение.

 

Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

 

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

 

Цели образования:

- приобщение индивида к достижениям цивилизации,

- сохранение культурного достояния.

 

Функции образования:

- трансляция культуры в обществе.

- формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.

- социальная селекция (размещение в социальной структуре)

- проведение социальных и культурных изменений в обществе

- обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

 

Основные направления в развитии образования:

 

1. демократизация(четыре принципа демократизации образования:

1) принцип равных возможностей;

2) принцип многообразия образовательных программ;

3) принцип многообразия образовательных систем;

4) принцип общественно-государственного управления образованием.

2. компьютеризация

3. интеграция — компетентностный подход (процесс объединения частей в целое.)

4 интернационализация - единая система образования

5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам

6 гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам

7. профилизация - обеспечение возможностей для полноценного осуществления профильного обучения в старшей школе.

 

Тенденции в развитии образования:

 

- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры

- переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)

- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования

- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции

- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности

 

Уровни образования:

 

Общее образование

-дошкольное

-начальное

-основное общее

-среднее общее

-дополнительное

 

Профессиональное образование

-начальное

-среднее (лицей)

-высшее (колледж)

а) бакалавриат

б) магистратура

 

Самообразование - приобретение умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами.

 

Этические нормы науки:

1. социальная ответственность учёного (клонирование)

2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: