МОРАЛЬ
Мораль (лат) – совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей в обществе.
Этика - наука о морали.
Признаки морали: - всеобщность- добровольность
Категории морали: - добро и зло; - честь и совесть; - долг и справедливость;- добродетель;
- достоинство; - стыд;- правда; - ответственность и др.
Функции морали:
1. познавательная - связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)- получение индивидом представления о внутреннем мире как своём собственном, так и других людей.
2. коммуникативная - обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями
3. регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
4. оценочная(познавательная) - мораль оценивает поступки людей, цели их деятельности с точки зрения добра и зла.
5. воспитательная- формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества.
6. мотивационная- моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
7. прогностическая- что можно ожидать от общества.
8. аксиологическая (формирует ценности
Моральная система включает в себя:
- моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
- моральные ценности - это ценности добра и зла как ценностей справедливости, свободы, достоинства, любви, насилия, эгоизма, злобы и т.д.
Общее у морали и права
1. Регулируют общественные отношения (поведения людей)
2. Ориентируются на справедливость
Отличия морали от права.
Мораль (нормы морали) | Право (нормы права) |
Появилась раньше политики, право и государства. | Появилось позже морали. |
Регулирует все стороны человеческой жизни. | Регулирует определённую область общественных отношений. |
Выражает мнение общества | Выражает волю государства |
Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч | Формулируются в письменном виде в юридических актах |
Обеспечивается силой привычки. убеждённостью, совестью, давлением общественного мнения. | В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством. |
Исполнять или нет решает сам челочек | Обязательны для исполнения всеми. |
Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться человеку | Основывается на реальных условиях жизни |
Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам | Регулирует только поступки, действия людей. |
НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Наука - система знаний о мире и его законах.
Основные элементы:
- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую
систематизацию объективных знаний о действительности.
- система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
- особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Классификация наук:
по предмету познания
1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)
2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)
3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)
4. технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Черты современной науки:
- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность- различные направления и школы
- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ
Функции науки:
1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2. культурно-мировоззренческая - формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)
3. практически –деятельностная - участие в преобразующей деятельности
4. социальная -исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития; -управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)
5. производственная - (которую также можно назвать технико-технологической функцией,) - определение путей и способов практического использования добытых знаний, внедрение новых идеё, новых технологий. (В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.)
6. прогностическая - функция науки проявляется в создании по критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых возможных объектов.
Этические нормы науки:
1. социальная ответственность учёного (клонирование)
2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Инновация- нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования:
- приобщение индивида к достижениям цивилизации,
- сохранение культурного достояния.
Функции образования:
- трансляция культуры в обществе.
- формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
- социальная селекция (размещение в социальной структуре)
- проведение социальных и культурных изменений в обществе
- обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Основные направления в развитии образования:
1. демократизация(четыре принципа демократизации образования:
1) принцип равных возможностей;
2) принцип многообразия образовательных программ;
3) принцип многообразия образовательных систем;
4) принцип общественно-государственного управления образованием.
2. компьютеризация
3. интеграция — компетентностный подход (процесс объединения частей в целое.)
4 интернационализация - единая система образования
5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам
6 гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
7. профилизация - обеспечение возможностей для полноценного осуществления профильного обучения в старшей школе.
Тенденции в развитии образования:
- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
- переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное
-среднее (лицей)
-высшее (колледж)
а) бакалавриат
б) магистратура
Самообразование - приобретение умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами.
Этические нормы науки:
1. социальная ответственность учёного (клонирование)
2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)