Особенности познавательного развития.




Особенности личности одаренного ребенка

 

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем индиви­дуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от не­профессионального взгляда, довольно много таких, которые час­то проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстни­ками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они почти всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями дет­ских садов, школьными учителями, родителями. Особого внима­ния заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их условно «нормальных» сверстников. Зна­ние их необходимо для адекватного построения педагогического процесса.

Особенности познавательного развития.

Любознательность – одна из первых характеристик, которой традиционно отличают одаренного человека. Любовь к познанию берет свое начало от любопытства – жажды новизны, потребности в «умственных впечатлениях»(Л.И. Божович, А.В. Запорожец), характерных для каждого здорового ребенка. Любознательность – это следующий уровень развития познавательной потребности, для которой важны устойчивые мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность. Одаренным детям свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира, что проявляется в поиске новой информации, новых знаний, постоянном стремлении задавать много вопросов, исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных и т.д.) При этом одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, продолжает на всех возрастных этапах оставаться его важнейшей отличительной чертой.

Сверхчувствительность к проблемам – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека, который не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, кто способен преодолевать господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли. Развитие этого качества зависит во многом от характера обучения. Догматическое содержание в сочетании с доминированием репродуктивных методов обучения – подавляет его. Поддерживает – проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. Проявляется это качество в способности посмотреть на вещи с другой стороны, изменить привычную (в том числе и для себя) точку зрения, интерес к новым сведениям и открытиям.

Надситуативная активность (познавательная самодеятельность) - стремление к постоянному углублению в проблему (решение задачи – не конец работы, а начало для ее нового этапа). Проявляется в способности выявлять и ставить проблему (тест Э. Резерфорда для сотрудников – умение определить свои задачи, поставить их самостоятельно в рамках решаемой проблемы).

Повышенный интерес к дивергентным задачам (имеющим множество вариантов правильных ответов). Большинство людей испытывают дискомфорт в ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений, предпочитают ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Стремление использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность – все то, что раздражает обыкновенных людей и есть одна из главных черт творца. Одаренных детей ситуации неопределенности при решении задач не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность. В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, предполагает их сопоставление, опоры не столько на имеющиеся знания, сколько на интуицию, инсайт (озарение).

Высокий уровень развития логического мышления. Способность к анализу – линейной, последовательной, логически точной обработки информации, ее разложение на составляющие. Способность к синтезу – синхронизация явлений, объединение их в единую структуру. Способность к классификации и категоризации – структурировании информации, объединение единичных объектов в классы, категории. Эти способности проявляются у одаренных детей не только при решении логических задач, но и в любом виде деятельности, в том числе, в стремлении коллекционировать, систематизировать какие-либо материалы.

Высокая концентрация внимания. Выражается в таких особенностях как 1) высокая степень погруженности в задачу 2) возможность успешной «настройки» на восприятие информации, относящейся к выбранной цели, даже при наличии помех. обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обладает «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, неустойчивости внимания. У одаренного ребенка – склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям, стремление возвращаться к заинтересовавшему его занятию в течение нескольких дней. Способность концентрировать внимание на чем-либо связана с явлением, открытым Ухтомским: очаг активности в головном мозгу подчиняет себе все остальные клетки, вокруг него формируется зона торможения. Высокая степень этой способности проявляется довольно рано, являясь важнейшим индикатором одаренности: в нем находит выражение уже отмеченное ранее единство мотивации и творческих умений ребенка в сферах, где реализуются его способности.

Отличная память. О возможностях феноменальной памяти одаренных сложено немало легенд. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. При этом ум и эрудированность не одно и то же. Творческий человек отличается способностью оперативно извлечь из памяти нужную информацию. В процессе общения с ребенком несложно обнаружить проявление различных видов памяти: долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая.

Способность к оценке – производная от критического мышления, предполагает понимание как собственных поступков, так и действий других людей. Обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность творческого ребенка в своих способностях, решениях. Талант обычно довольно точно осознает масштаб того или иного своего достижения.

Особенности склонностей и интересов. У одаренных детей они устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Одаренным также свойственна широта интересов и обилие увлечений. С точки зрения рациональных взрослых – это распыление таланта. Однако это важно для обогащения личности, познания себя, освоения навыка комбинирования, нахождения ассоциативных связей, нестандартных решений. Здесь важно доверять интуиции ребенка – что он считает важным для себя.

Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Проявляется во всех видах деятельности (тематика рисунков, сочинений, конструирование и т.д.), в поведении, в общении со сверстниками и взрослыми.

Гибкость мышления - способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, устанавливать между этими явлениями ассоциативные связи. Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка. Однако в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей, но напротив, выступает как сдерживающий фактор. Само по себе количество информации еще не является гарантией способности к комбинированию и созданию на этой основе новых идей и стратегий. Решающим фактором, содействующим развитию этой способности, выступает не сам опыт, а методы его усвоения (примеры программ в зарубежных школах, где намеренно устанавливаются связи между материалом, изучаемым на разных предметах). Легкость ассоциирования проявляется проявляется в умении находить простые и сложные аналогии, создавать на этой основе нечто новое. У гуманитариев она проявляется в метафоричности мышления.

Легкость генерирования идей (продуктивность или беглость). Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества: чем больше идей, тем больше возможность выбора из них наиболее интересных, оригинальных. Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию. Замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения опыта.

Способность к прогнозированию – качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу, что способствует представлению результата решения проблемы до того, как она будет реально решена, предвидению возможных последствий действия. у одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных по времени, до возможного прогноза развития социальных явлений. Способность предвидения во многом опирается на интуицию, включает разнообразные характеристики творческости (легкость генерирования идей, оригинальность, гибкость и т.д.) Интегральный характер данного свойства позволяет считать его одним из важных признаков одаренности (например, Ж. Верна за его «предсказания» в развитии науки и общества Д.И. Менделеев назвал научным гением).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: