Тема: Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по распознаванию органических веществ
Дата: 07.10.2020 (1 ч.)
Цель: повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ.
Студенты должны знать: основные качественные реакции органических веществ.
Студенты должны уметь: решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ.
1). Посмотрите видеоуроки: https://www.youtube.com/watch?v=1ksQ6tuwes0&t=98s; https://www.youtube.com/watch?v=Eg7RhgjPZ7A&t=167s.
2). Повторите основные качественные реакции органических веществ.
Таблица 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Вещество, функциональная группа
| Реактив
| Видео-опыт или УХР
| Характерные признаки
| Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи
| Раствор KMnO4
(розовый)
| 1. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия
2. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия
| Обесцвечивание раствора
| Раствор Br2
(жёлтый)
| 1. Взаимодействие этилена с бромной водой
2. Взаимодействие ацетилена с бромной водой
| Обесцвечивание раствора
| Ацетилен
| Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса
[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2O NH3 раствор→)
| Получение ацетиленида серебра
| Образование осадка жёлтого цвета (взрывоопасен)
| Бензол
| Нитрующая смесь
HNO3 + H2SO4
| Нитрование бензола
| Образование тяжёлой жидкости светло-жёлтого цвета с запахом горького миндаля
| Толуол
| Раствор KMnO4
(розовый)
|
| Обесцвечивание раствора
| Фенол (карболовая кислота)
| Раствор FeCl3
(светло-жёлтый)
| Качественная реакция на фенол
| Окрашивание раствора в фиолетовый цвет
| Анилин
| Раствор хлорной извести CaOCl2
(бесцветный)
| Окисление анилина раствором хлорной извести
| Окрашивание раствора в фиолетовый цвет
| Этанол
| Насыщенный раствор I2 + раствор NaOH
| Качественная реакция на этанол
| Образование мелкокристаллического осадка CH3I светло-жёлтого цвета со специфическим запахом
| CuO (пркалённая медная проволока)
| Окисление этилового спирта оксидом меди (II)
| Выделение металлической меди красного цвета, специфический запах ацетальдегида
| Гидрокогруппа (спирты, фенол, гидроксикислоты)
| Металлический Na
| 1. Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием
2. Взаимодействие фенола с металлическим натрием
| Выделение пузырьков газа (H2↑), образование бесцветной студенистой массы
| Эфиры (простые и сложные)
| H2O (гидролиз) в присутствии NaOH при нагревании
| CH3COOC2H5+H2O↔
| Специфический запах
| Многоатомные спирты, глюкоза
| Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде
| Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)
| Ярко-синее окрашивание раствора
| Карбонильная группа –CH=O
(альдегиды, глюкоза)
| Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса
[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2O NH3 раствор→)
| Реакция "серебряного зеркала"
| Образование блестящего налёта Ag↓ («серебряного зеркала») на стенках сосуда
| Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде
| Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)
| Образование красного осадка Cu2O↓
| Карбоновые кислоты
| Лакмус
| Диссоциация
| Окрашивание раствора в розовый цвет
| спирт + H2SO4 (конц.)
| Получение уксусноэтилового эфира
| Специфический запах образующегося сложного эфира
| Муравьиная кислота
| Лакмус
| Диссоциация
| Окрашивание раствора в розовый цвет
| Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса
[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2O NH3 раствор→)
| H-COOH + 2[Ag(NH3)2]OH →
| Образование блестящего налёта Ag↓ («серебряного зеркала») на стенках сосуда
| Олеиновая кислота
| Раствор Br2
(жёлтый)
или
Раствор KMnO4
(розовый)
| Взаимодействие бромной воды с олеиновой кислотой
| Обесцвечивание растворов
| Ацетаты (соли уксусной кислоты)
| H2O (гидролиз) + фенолфталеин
| Гидролиз ацетата натрия
| Окрашивание раствора в розовый цвет
| Раствор FeCl3
| 3CH3COONa+FeCl3→(CH3COO)3Fe+3NaCl
| Окрашивание раствора в красно-бурый цвет
| Стеарат натрия (мыло)
| H2SO4 (конц.)
| Выделение свободных жирных кислот из мыла
| Образование белого осадка жирной кислоты
| Насыщенный раствор соли кальция
| Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот
| Образование серого осадка нерастворимой соли
| H2O (гидролиз) + фенолфталеин
| C17H35COONa+H2O↔
| Окрашивание раствора в розовый цвет
|
Ход работы:
|
Оформить работу в виде отчетной таблицы.
Отчетная таблица
Что делали
| Что наблюдали
| Уравнения реакций
| Выводы
|
|
|
|
|
|
|
| |
Опыт №1. Распознавание уксусной кислоты (уксусная кислота –одна из самых древних кислот, которую удалось выделить и использовать человечеству. В организме человека за сутки образуется до 400 грамм этой кислоты).
СuSО4 + 2NаОН →
| Сu(ОН)2 ↓
| + Nа2SО4
|
| голубой осадок
| |
2СН3 – СООН + Сu(ОН)2 → (СН3 – СОО)2Сu + Н2О
Получить свежеосажденный гидроксид меди. Прилить к нему 1 – 2 мл этанола. Голубой осадок растворяется, образуя раствор такого же цвета.