Система государственного устройства




 

Глава государства

 

Согласно Конституции и конституционным законам глава государства — король (королева). Формально главе государства принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Практически с 1901 с введением независимости парламента ветви власти разделены. Король (королева) осуществляет верховную власть через назначаемое правительство, имеет право роспуска парламента. Согласно Конституции, силовые действия против Фолькетинга являются государственной изменой.

Король (королева) является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Дании.

С 14 января 1972 года королевой Дании является Маргрете II.

 

Парламент

 

Избирательным правом обладают граждане Дании — мужчины и женщины, достигшие 21 года.

Высший орган законодательной власти — однопалатный парламент Дании (фолькетинг), избираемый гражданами страны на 4 года. Решения парламента являются окончательными, он не подотчётен никому.

С 1953 года парламент однопалатный, состоит из 179 членов, из которых:

135 избираются по пропорциональной системе на основе всеобщего избирательного права в 23 избирательных округах

40 избираются на места (т. н. дополнительные), распределяемые между партиями и списками пропорционально общему числу полученных на выборах голосов

2 избираются от Фарерских островов

2 избираются от Гренландии.

В парламентских выборах участвуют партии, прошедшие в фолькетинг на предыдущих выборах. Другие партии допускаются к выборам, если соберут подписи 1/175 от общего числа избирателей, принявших участие в предыдущих выборах. Для избрания в парламент партия должна получить не менее 2 % голосов в округе.

По результатам выборов 12 ноября 2007 года в фолькетинг вошли следующие партии:

Либералы (Venstre) (V) — 46 мест

Социал-демократы (Socialdemokraterne) (A) — 45 мест

Датская народная партия (Dansk Folkeparti) (O) — 25 мест

Социалистическая народная партия (Socialistisk Folkeparti) (F) — 23 места

Консервативная народная партия (Det Konservative Folkeparti) (C) — 18 мест

Радикальные либералы (Det Radikale Venstre) (B) — 9 мест

Новый Альянс (Ny Alliance) (Y) — 5 мест

Красно-Зелёный Альянс (Enhedslisten) (Ø) — 4 места

От Фарерских островов были избраны:

Республиканская партия (Tjóðveldi) (E) — 1 место

Союзная партия (Sambandsflokkurin) (B) — 1 место

От Гренландии были избраны:

Сообщество Инуит (Inuit Ataqatigiit) — 1 место

Партия «Вперёд» (Siumut) — 1 место[3]

 

Исполнительная власть

 

Важнейшие полномочия по осуществлению государственной власти сосредоточены в руках правительства, которое в соответствии с параграфом 14 Конституции дани, назначается и отправляется в отставку Королем. На практике премьер-министром Король назначает лидера партии парламентского большинства в Фолькетинге, причем коалиционные правительства из 2 и более партий в Дании довольно частое явление. Такой состав позволяет правительству опираться на поддержку большинства в парламенте.

Министры (в настоящее время их 16), члены правительства, образуют Государственный совет, в состав которого входит также престолонаследник по достижении совершеннолетия. Ведет заседания Государственного совета Король, за исключением случаев, когда Законодательное собрание делегирует осуществление королевской власти Государственному совету. Все законопроекты и важные правительственные акты подлежат обсуждению в Государственном совете.

Если Король не может вести заседания Государственного совета, он вправе поручить обсуждение вопросов Совету министров. Совет министров включает всех министров и возглавляется Премьер-министром. Голосование каждого из министров заносится в протоколы заседаний, а любые решения принимаются большинством голосов. Премьер-министр передает протоколы заседаний, подписанные присутствующими министрами, Королю, который принимает решение о незамедлительном согласии с рекомендациями Совета министров либо о вынесении вопроса на его рассмотрение в Государственном совете.

По словам М.А. Исаева, фактически правительство Дании представляет собой на сегодняшний день неформальное собрание министров, распадающееся на ряд структурных подразделений: комиссий, подкомиссий и общее заседание всех министров («конференцию министров»), проводимую раз в неделю по четвергам. На заседаниях присутствуют все министры, председательствует премьер. Повестка дня конференции готовится заранее аппаратом премьер-министра.[4]

На конференциях министров окончательно принимаются все решения, которые входят в компетенцию правительства: правительственные законопроекты, доклады премьера и отдельных министров Фолькетингу и т.п. В зависимости от принятого на конференции решения, оно посредством действия принципа корроборации утверждается Королем и доходит до стадии формального утверждения в Государственном совете.[5]

В структуре правительства различают несколько подразделений, которые различаются по способу обсуждения правительственных мероприятий. Сюда можно отнести ежедневные заседания членов правительства, организованные в виде специальных комиссий. Они состоят из нескольких министров, рассматривающих одну категорию дел, в связи, с чем возникает потребность в координации их усилий. Председателем такой комиссии является тот министр, в чьем основном ведении находится решение дела по существу.

Отдельную группу правительственных комиссий составляют подкомиссии. По своей сути это особые экспертные комиссии, составленные из ведущих чиновников отдельных министерств, возглавляются такие подкомиссия и как правило, чиновниками министерства премьера.

Одной из важнейших задач правительства является подготовка и внесение на рассмотрение в Фолькетинг различных законопроектов.

Министры имеют право по должности присутствовать на заседаниях Фолькетинга и обращаться к Фолькетингу во время дебатов так часто, как это необходимо, при условии соблюдения Регламента Фолькетинга. Они имеют право участвовать в голосовании только в том случае, если являются депутатами Фолькетинга. Премьер-министр имеет право потребовать от председателя Фолькетинга созыва последнего на чрезвычайную сессию, указав порядок дня.[6]

Правительство заключает различные соглашения с иностранными государствами, причем только часть из них нуждается в одобрении Фолькетинга. Так же, с согласия короля, оно назначает дипломатических представителей Дании за границей. Также фактически в руках правительства находятся все Вооруженные силы страны.

Министр уходит в отставку, если Фолькетинг выносит ему вотум недоверия. Если Фолькетинг выносит вотум недоверия Премьер-министру, он обращается с просьбой об отставке правительства, при условии, что не объявляются новые выборы Фолькетинга. Если правительству выносится вотум недоверия либо оно само обращается с просьбой об отставке, правительство продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового состава. Министры, продолжающие осуществлять свои полномочия в указанном выше порядке, предпринимают только те действия, которые необходимы для непрерывного осуществления государственных дел. Министры могут быть подвергнуты импичменту Королем или Фолькетингом за ненадлежащее исполнение обязанностей по должности. Суд в порядке импичмента за ненадлежащее исполнение обязанностей по должности осуществляет Высокий суд Королевства.

Для расследования деятельности подчиненных Совету министров учреждений Фолькетинг может создавать специальные комиссии.

Правила, определяющие порядок назначения государственных служащих,устанавливаются законом. Наиболее значительны в этом отношении полномочия совета министров, который может производить различные реорганизации этого аппарата, создавать новые ведомства, упразднять старые, руководить министерствами и центральными ведомствами

Высшие должностные лица назначаются Королем по представлению правительства и «могут быть перемещаемы без их согласия лишь в случае, если при этом не снижается их вознаграждение по занимаемой должности».[7] Фактически правительство осуществляет контроль за деятельностью всех органов местного управления и самоуправления.

Ни одно лицо не может быть назначено государственным служащим, если оно не является подданным Дании. Государственные служащие, назначаемые на должность Королем, принимают торжественную присягу, в которой обязуются соблюдать Конституцию.

Правила, определяющие порядок смещения с должности, перевода на другую должность и пенсионного обеспечения государственных служащих, устанавливаются законом с учетом требований. Государственные служащие, назначенные Королем, могут быть переведены на другие должности без их согласия, если при этом они не теряют в окладах по прежним должностям, либо если им был предложен выбор между переводом на другие должности и выходом на пенсию в общеустановленном порядке.

Государственные служащие, избранные в состав Фолькетинга, становятся депутатами независимо от согласия правительства.

конституция законодательная судебная власть

Судебная система

Высшее звено судебной системы Дании - Верховный суд. Верховный суд рассматривает жалобы на решения нижестоящих судов и отменяет их в случае нарушения закона. Полный состав суда включает в себя президента и 14 членов.

В структуре Верховного суда действуют апелляционная и кассационная комиссии, состоящие из 3 судей, назначение которых производится президентом суда по согласованию с другими членами. За решениями Верховного суда признается сила прецедентов.

Ступенью ниже стоят два апелляционных суда - восточных и западных земель. Суд восточных земель состоит из председателя и 45 судей, а суд западных - из председателя и 22 судей. Эти суды рассматривают апелляции на решения окружных судов и выступают судом первой инстанции по наиболее сложным гражданским делам и по тем преступлениям, наказание по которым составляет не менее 8 лет лишения свободы.

Дела рассматриваются коллегией в составе 3 судей. К ним добавляется 3 или 12 присяжных заседателей в зависимости от категории рассматриваемого дела.

Низовое звено судебной системы - городские суды, образованные в 82 судебных округах. В состав городских судов входит от 1 до 20 судей. Гражданские дела рассматриваются судьями единолично, а в уголовных к ним добавляются 2 судебных заседателя.

Поскольку по конституции судьи являются несменяемыми и могут быть смещены с должности только по приговору суда. В связи с этим в Дании действует особый Дисциплинарный суд, состоящий из 5 судей. Кроме обвинений против судей он рассматривает также и вопросы о возобновлении уголовного преследования и об отводе защитников в уголовных делах.[8]

Исторически судом общей юрисдикции считается так называемый суд по морским и торговым делам.

Кроме судов общей юрисдикции в Дании действует Высокий суд Королевства, который включает не более 15 старейших по должности судей Верховного суда Королевства и равное им число судей, избираемых Фолькетингом на шестилетний срок в соответствии с принципом пропорционального представительства. Ни один депутат Фолькетинга не может быть избран судьей Высокого суда Королевства и ни один депутат Фолькетинга не может исполнять функции судьи Высокого суда Королевства.

Если кто-либо из членов Верховного суда Королевства не может принимать участие в рассмотрении какого-либо конкретного судебного дела, от участия в рассмотрении дела отстраняется такое же число судей, избираемых Фолькетингом. Высокий суд Королевства избирает председателя из состава своих судей. Если на рассмотрении Высокого суда Королевства находится какое-либо дело, судьи, избранные Фолькетингом, сохраняют свои должности в Высоком суде Королевства на время рассмотрения дела в Суде и по истечении срока, на который они избраны Фолькетингом. Высокий суд Королевства рассматривает дела против министров по инициативе Короля или Фолькетинга.

С согласия Фолькетинга и по инициативе Короля Высокий суд Королевства может рассмотреть дела по обвинению в преступлении других лиц, если совершенные ими преступления представляют, по мнению Короля, особую опасность для государства. Отправление правосудия осуществляется только на основании закона. Не допускается создание чрезвычайных судов для отправления правосудия.

Помимо вышеперечисленных, в Дании существуют и специальные суды, к которым относится система военных судов и суд по трудовым спорам.

При отправлении правосудия суды должны быть всегда независимы от исполнительной власти.

Суды, отправляющие правосудие, имеют право рассматривать любой вопрос, касающийся объема полномочий органов исполнительной власти. Лицо, оспаривающее такие полномочия, не вправе уклоняться, подав соответствующий иск в суд, от исполнения распоряжений органов исполнительной власти до того, как суд вынесет по этому вопросу решение.

Вопросы об объеме полномочий органов исполнительной власти могут быть переданы законом под юрисдикцию одного или большего числа административных судов. Апелляции на решения административных судов могут подаваться в Верховный суд Королевства. Процедура рассмотрения указанных дел устанавливается законом.

При исполнении своих полномочий судьи руководствуются только законом. Судьи не могут быть смещены с должности иначе как по обвинительному приговору, они не могут быть переведены без их согласия на другие должности, за исключением случаев реорганизации судебных органов. В указанных случаях судьи, достигшие 65 лет, могут быть отправлены в отставку с сохранением прежнего заработка до достижения предельного возраста пребывания в должности. Правосудие должно по возможности осуществляться открыто и гласно.

Любое лицо, взятое под стражу, должно предстать перед судьей в течение 24 часов. Если лицо, взятое под стражу, не может быть незамедлительно освобождено, судья должен дать мотивированное заключение в судебном приказе, который должен быть принят как можно быстрее, но не позже трех дней, о том, что лицо подвергается тюремному заключению либо освобождается от тюремного заключения под залог на условиях и в размере, установленных в судебном приказе. Закон может ограничить применение указанного правила, изъяв из его действия территорию Гренландии, если такое изъятие будет сочтено необходимым с учетом местных обстоятельств.

Решение судьи может быть оспорено обвиняемым посредством апелляции в вышестоящий суд.

Ни одно лицо не должно подвергаться тюремному заключению за преступление, за которое назначается наказание в виде штрафа или условного заключения.

Помимо уголовных дел, законность лишения свободы по решению несудебных органов, а также лишение свободы иностранцев в порядке, установленном законом, могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции либо иным судебным органом по ходатайству лица, лишенного свободы, либо его представителя. Правила указанной процедуры устанавливаются законом.[9]

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: