Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства




Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В современном обществе происходят глубокие преобразования. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Духовность – свойство природы самого человека, это - то уникальное и исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которая составляет особенность человека.

Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определенному виду деятельности, они освящают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается, научный подход к пониманию явлений. Таким образом, можно ответить кратко – духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знания и свет, который несет человек, обладающий этим качеством души.

Одним из эффективных средств формирования духовной культуры является искусство, в частности вокальная музыка. Музыка, вокальное творчество открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.

Начиная с 20-хгг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты - педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно- просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно- нравственному воспитанию средствами музыки. Идеи всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного воспитания на успешное развитие школьников отмечалось А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и многими другими. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой информации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской, подростковой среде широкой популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру.

Сегодня дети не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве".

Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский.

Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству.

Вокальное воспитание — сложная, многогранная система, которая влияет на формирование творческой индивидуальности и может оказывать целенаправленное воздействие на личность подростка.

Необходимо создание эстетической среды вокального обучения подростков, которая предполагает наличие:

· благоприятной нравственно-эстетической атмосферы;

· эстетической материальной среды, выражающейся в эстетике обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и учащихся, эстетике одежды;

· эстетических акцентов работы, позволяющих воспитывать в подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду в ее эстетических, нравственных характеристиках;

· благоприятного музыкально-эстетического окружения, эстетического фона, исключающего влияние низкопробного вокального исполнительства на подростков посредством воспитания у учеников психического отторжения любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;

· воспитательных мероприятий по развитию у подростков способности к эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.

Необходимость эстетической среды вокального обучения подростков обуславливается ее богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая среда - это совокупность объектов действительности, обладающих воспитательным влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков. Таким образом, создание эстетической среды в классе исполнительства является необходимым условием вокального воспитания подростков.

Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность. Поэтому, нравственный урок – это явление любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия.

Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. Чтобы достичь хорошего, качественного вокального исполнения, которое бы заинтересовало слушателя, вызвало бы в нём энергетический, душевный подъём, нужно пройти не одну ступень вокальной подготовки и, самое главное, развить в себе глубину чувств внутреннего мира. Только тогда может возникнуть высоко духовная связь между зрителем и исполнителем. Достигнуть исполнительского мастерства можно только кропотливым трудом.

Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение. Существует громадное количество произведений не только классической, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка. Чтобы решить эту задачу, нужно подбирать такие произведения, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей. Таким образом, репертуар должен отвечать следующим требованиям:

· развивающий и воспитательный характер словесно-музыкального материала;

· доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей;

· посильность вокально-интонационного материала - степень сложности произведения должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся;

· яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия как интеграция художественного, образного, интонационного);

· гуманистический характер произведения, утверждение позитивного жизненного начала;

· отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.

Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей. В репертуаре моих учащихся ведущее место занимают патриотические песни о родине, красоте родной природы, о дружбе. Песни современных композиторов А. Ермолова: «Россия», «Если мы будем дружить», «Я желаю тебе», «Вместе ты и я», «Желаем удачи!»; А. Варламова: «Подари улыбку миру», «Наши друзья»; Ж. Колмагоровой: «Отчий дом», «Мама», «Мир детям» и ещё много других произведений прошлых лет, близких по духу современной молодёжи. Они мелодичны, просты, несут много добра, света, любви.

Одним из важнейших звеньев в воспитании является концертная деятельность. Выступление на концертах - это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности ученика, коллектива, демонстрирует сплоченность, дисциплину, музыкальность, способность слушать и слышать руководителя, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях - авторитетное жюри. С первого года обучения учащиеся хорового класса постоянно принимает участие, как солисты, так и в составе вокального ансамбля во всех праздниках и концертных мероприятиях. Это концерты, посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей», «Дню Матери», «Дню пожилых людей», и других мероприятиях. Дети не только познакомились с прекраснейшим песенным материалом, но самое главное – они проникались огромным состраданием к старикам, к которым приходят с концертом в центр реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидам, видели слёзы и сами плакали с мамой героя, погибшего в Афганистане, искренне преклонялись перед подвигом ветеранов войны.

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков. Таким образом, особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений музыки максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире.

 

Список литературы:

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004.

6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.

10. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.

11. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.

12. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.

13. Асафьев Б.В. о музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М. Орловой. – М.; Л., 1965.

14. Ушинский К.Д. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. – Пермь: ПГПИ, 1974. – 194 с.

15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: