Виды монополистических союзов.




Группа МТ.19

Лекция (07.10.2020)

Занятие – 80 мин.

Тема: Конкуренция и монополия в рыночной экономике.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме, представленным в данном файле.

Подготовьте доклад на тему «Антимонопольная политика государства», ответьте письменно на контрольные задания в рабочей тетради до 09.10.2020.

Фото-отчет выполненной работы и доклад пришлите на электронную почту техникума по адресу dist-obuchenie@mail.ru (указав группу, фамилию, имя и дисциплину) или на мою страничку в контакте vk.com/id424036712, или на почту malovikn@inbox.ru

 

Литература:

1. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – с.192 – 198/

 

Цель занятия: Изучить теоретический материал лекционного занятия, сформировать систему знаний и основных понятий о конкуренции и монополии в рыночной экономике, теории потребительского поведения и функциях государства в рыночной экономике.

План

1. Конкуренция и монополия в рыночной экономике. Виды монополистических союзов.

2. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия.

3. Государство в рыночной экономике, его функции и роль

 

Конкуренция и монополия в рыночной экономике.

Виды монополистических союзов.

 

Экономика — сотрудничество людей. В простом виде люди сотрудничают в натуральной экономике. В таком случае семьи делают себе все сами. Это исходная форма экономики. Она остается базой общества в форме традиционной экономической системы. Так живет половина людей мира.

Более развитой формой сотрудничества является рыночная экономика. Она сегодня главная и многообразна. Она действует на основе системы экономических законов. Главный из них — конкуренция. Ее считают движущей силой рынка.

Борьба возникает и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. Ее постоянно ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет место провозглашенная Гоббсом «война всех против всех». В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции.

Конкуренция — борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии. Конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, снижение издержек производства, переливы капиталов в более прибыльные отрасли и т. д. Ее развитие ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.

Каждый человек свободен в выборе своих занятий. Он может стать предпринимателем. Его интересы противоположны интересам других людей, он хочет получить выгоду и борется за наиболее выгодные условия бизнеса. Его успех зависит от его ума, интеллекта, необходимого для победы над конкурентами.

Конкуренцию различают:

1) по методам:

ценовая конкуренция — изменение цен, их снижение. Это было характерно для свободного рынка;

неценовая конкуренция — сервис, качество, надежность товара и т. п.;

2) по отраслям:

внутриотраслевая — между аналогичными товарами;

межотраслевая — между товарами различных отраслей;

3) по субъектам:

между продавцами и покупателями;

между продавцами;

между покупателями;

4) по степени свободы:

совершенная — борьба более или менее равных по силе предпринимателей;

несовершенная — борьба мелких и крупных предпринимателей:

монополистическая;

олигополия;

монополия.

Свободный рынок (СР) — исходная и базовая сегодня форма рынка. Его идеализация — рынок совершенной конкуренции.

Признаки рынка совершенной конкуренции:

- частная собственность на средства производства;

- самостоятельность экономических агентов;

- свобода предпринимательства;

- много производителей и покупателей каждого товара;

- малая доля каждого агента (производителя и покупателя) в общем объеме рыночных сделок;

- одинаково качество одних и тех же товаров разных производителей (однородность товаров);

- производители и потребители имеют свободный вход на рынок — отсутствие входных барьеров, т. е. им никто не должен мешать в этом деле, полную свободу для организации производства любого товара и смену его при переходе в другую отрасль;

- отсутствие рыночной власти — монополий и иных ведущих сил на рынке;

- все субъекты рынка обладают совершенной информацией о ценах рынка, условиях реализации товаров и т. п., т. е. получают полную информацию об уровне цен на рынке;

- участники совершенной конкуренции ведут себя только рационально, преследуют только выгоду;

- продавцы и покупатели мало знают друг о друге и не вступают в сговоры друг с другом.

Свободный рынок — это РСК при максимально возможном развитии конкуренции. Такой рынок предполагает, что ни один из его участников не имеет возможности определять состояние рынка, не имеет контроля над ценами.

Развитие конкуренции ведет к возникновению рынка несовершенной конкуренции, высшей формой чего являются монополии.

Монополию довольно часто рассматривают как новое экономическое явление. Одновременно ее обычно оценивают в качестве противоестественного феномена. Монополия — древняя форма материальных отношений. Они уже были в Древнем Египте 4 тыс. лет назад. Монополией хозяйства фараонов признавали пчеловодство. В Древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. Тогда монополии были эпизодическим, случайным, временным явлением. Ее порой называли регалией.

Практика монополий была осознана наукой с древности. Ее анализировал Аристотель: «Но и вообще, как мы сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Последующие мыслители также обращали внимание на этот тип материальных отношений. О монополии писали многие, что подтверждало их возрастающее значение в экономической жизни.

В ХIХ веке исследователи (В. Зомбарт, Гильфердинг и др.) рассматривали процесс перерастания капитализма в монополистический капитализм, империализм. Фурье указывал на многие формы монопольных отношений, в частности, на косвенные, казенные, колониальные, морские. П. Прудон рассматривал монополию в качестве ступени экономического развития. «Монополия, — писал он, — есть фатальное завершение конкуренции, непрерывно порождающей монополию как свое отрицание; в этом заключается и оправдание монополии». В целом «конкуренция убивает конкуренцию», и главной становится монополия.

В ХХ веке монополии стали важнейшим объектом экономической науки. В то же время сохраняются различные, скорее по терминологии, чем по содержанию понятий, трактовки монополий.

Предпринимательство (бизнес) порождает капитализм, а последний превращается в монополистический капитализм, или империализм.

Монополизация рынка представляет собой один из важнейших экономических законов. По мере развития рынка бизнеса росло значение монополий. Причина монополизации рынка — дешевизна товаров фирмы, вытекающая из уровня практического применения ею техники и индустриальной мощи. Все это достигло максимума в ХХ веке.

Монополии стали ведущей силой рынка и общества вообще.

Монополия — это высшая форма конкуренции. Ею обладают не все субъекты рынка, а только определенные их представители — победители конкурентов, прежде всего, крупные предприятия в отрасли. Монополия не отрицает своих предшественников, а надстраивается над ними и конституирует экономический строй общества. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию...и она постоянно вступает в конкурентную борьбу».

«Конкуренция переходит в монополию. Монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию. Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и поэтому должно ее устранить...». Данные положения вековой давности не потеряли своего значения и сегодня. В связи с этим необходимо всесторонне изучать эту форму привилегий.

Монополии возникают на основе процесса, который можно охарактеризовать следующими формами рынка:

- полиполия (свободный рынок);

- монополистический рынок;

- олигополия;

- дуополия;

- монополия;

- двойная монополия.

Монополистический рынок порождает олигополистический рынок. Признаки такого рынка:

а) несколько фирм, при этом различают следующие виды олигополий:

- мягкую — 7–8 фирм;

- жесткую — 3–4 (они производят более 50% товаров рынка);

б) однородная, стандартная, но дифференцированная продукция;

в) лидерство в ценообразовании доминирующей фирмы;

г) склонны к явным или тайным сговорам, картельным соглашениям (их не признают законными). Картели запрещают в США и Европе, но они существуют нелегально;

д) стремятся не только к прибыли;

е) между ними идет борьба за долю рынка;

ж) степень монополизации;

з) неценовая конкуренция – использование рекламы, особых условий продажи товара (например, в кредит), качество продукции и привлекательность ее упаковки, послепродажное обслуживание и т. п.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: