Группа МТ.19
Лекция (07.10.2020)
Занятие – 80 мин.
Тема: Конкуренция и монополия в рыночной экономике.
Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме, представленным в данном файле.
Подготовьте доклад на тему «Антимонопольная политика государства», ответьте письменно на контрольные задания в рабочей тетради до 09.10.2020.
Фото-отчет выполненной работы и доклад пришлите на электронную почту техникума по адресу dist-obuchenie@mail.ru (указав группу, фамилию, имя и дисциплину) или на мою страничку в контакте vk.com/id424036712, или на почту malovikn@inbox.ru
Литература:
1. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – с.192 – 198/
Цель занятия: Изучить теоретический материал лекционного занятия, сформировать систему знаний и основных понятий о конкуренции и монополии в рыночной экономике, теории потребительского поведения и функциях государства в рыночной экономике.
План
1. Конкуренция и монополия в рыночной экономике. Виды монополистических союзов.
2. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия.
3. Государство в рыночной экономике, его функции и роль
Конкуренция и монополия в рыночной экономике.
Виды монополистических союзов.
Экономика — сотрудничество людей. В простом виде люди сотрудничают в натуральной экономике. В таком случае семьи делают себе все сами. Это исходная форма экономики. Она остается базой общества в форме традиционной экономической системы. Так живет половина людей мира.
Более развитой формой сотрудничества является рыночная экономика. Она сегодня главная и многообразна. Она действует на основе системы экономических законов. Главный из них — конкуренция. Ее считают движущей силой рынка.
Борьба возникает и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. Ее постоянно ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет место провозглашенная Гоббсом «война всех против всех». В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции.
Конкуренция — борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии. Конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, снижение издержек производства, переливы капиталов в более прибыльные отрасли и т. д. Ее развитие ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.
Каждый человек свободен в выборе своих занятий. Он может стать предпринимателем. Его интересы противоположны интересам других людей, он хочет получить выгоду и борется за наиболее выгодные условия бизнеса. Его успех зависит от его ума, интеллекта, необходимого для победы над конкурентами.
Конкуренцию различают:
1) по методам:
ценовая конкуренция — изменение цен, их снижение. Это было характерно для свободного рынка;
неценовая конкуренция — сервис, качество, надежность товара и т. п.;
2) по отраслям:
внутриотраслевая — между аналогичными товарами;
межотраслевая — между товарами различных отраслей;
3) по субъектам:
между продавцами и покупателями;
между продавцами;
между покупателями;
4) по степени свободы:
совершенная — борьба более или менее равных по силе предпринимателей;
несовершенная — борьба мелких и крупных предпринимателей:
монополистическая;
олигополия;
монополия.
Свободный рынок (СР) — исходная и базовая сегодня форма рынка. Его идеализация — рынок совершенной конкуренции.
Признаки рынка совершенной конкуренции:
- частная собственность на средства производства;
- самостоятельность экономических агентов;
- свобода предпринимательства;
- много производителей и покупателей каждого товара;
- малая доля каждого агента (производителя и покупателя) в общем объеме рыночных сделок;
- одинаково качество одних и тех же товаров разных производителей (однородность товаров);
- производители и потребители имеют свободный вход на рынок — отсутствие входных барьеров, т. е. им никто не должен мешать в этом деле, полную свободу для организации производства любого товара и смену его при переходе в другую отрасль;
- отсутствие рыночной власти — монополий и иных ведущих сил на рынке;
- все субъекты рынка обладают совершенной информацией о ценах рынка, условиях реализации товаров и т. п., т. е. получают полную информацию об уровне цен на рынке;
- участники совершенной конкуренции ведут себя только рационально, преследуют только выгоду;
- продавцы и покупатели мало знают друг о друге и не вступают в сговоры друг с другом.
Свободный рынок — это РСК при максимально возможном развитии конкуренции. Такой рынок предполагает, что ни один из его участников не имеет возможности определять состояние рынка, не имеет контроля над ценами.
Развитие конкуренции ведет к возникновению рынка несовершенной конкуренции, высшей формой чего являются монополии.
Монополию довольно часто рассматривают как новое экономическое явление. Одновременно ее обычно оценивают в качестве противоестественного феномена. Монополия — древняя форма материальных отношений. Они уже были в Древнем Египте 4 тыс. лет назад. Монополией хозяйства фараонов признавали пчеловодство. В Древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. Тогда монополии были эпизодическим, случайным, временным явлением. Ее порой называли регалией.
Практика монополий была осознана наукой с древности. Ее анализировал Аристотель: «Но и вообще, как мы сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Последующие мыслители также обращали внимание на этот тип материальных отношений. О монополии писали многие, что подтверждало их возрастающее значение в экономической жизни.
В ХIХ веке исследователи (В. Зомбарт, Гильфердинг и др.) рассматривали процесс перерастания капитализма в монополистический капитализм, империализм. Фурье указывал на многие формы монопольных отношений, в частности, на косвенные, казенные, колониальные, морские. П. Прудон рассматривал монополию в качестве ступени экономического развития. «Монополия, — писал он, — есть фатальное завершение конкуренции, непрерывно порождающей монополию как свое отрицание; в этом заключается и оправдание монополии». В целом «конкуренция убивает конкуренцию», и главной становится монополия.
В ХХ веке монополии стали важнейшим объектом экономической науки. В то же время сохраняются различные, скорее по терминологии, чем по содержанию понятий, трактовки монополий.
Предпринимательство (бизнес) порождает капитализм, а последний превращается в монополистический капитализм, или империализм.
Монополизация рынка представляет собой один из важнейших экономических законов. По мере развития рынка бизнеса росло значение монополий. Причина монополизации рынка — дешевизна товаров фирмы, вытекающая из уровня практического применения ею техники и индустриальной мощи. Все это достигло максимума в ХХ веке.
Монополии стали ведущей силой рынка и общества вообще.
Монополия — это высшая форма конкуренции. Ею обладают не все субъекты рынка, а только определенные их представители — победители конкурентов, прежде всего, крупные предприятия в отрасли. Монополия не отрицает своих предшественников, а надстраивается над ними и конституирует экономический строй общества. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию...и она постоянно вступает в конкурентную борьбу».
«Конкуренция переходит в монополию. Монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию. Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и поэтому должно ее устранить...». Данные положения вековой давности не потеряли своего значения и сегодня. В связи с этим необходимо всесторонне изучать эту форму привилегий.
Монополии возникают на основе процесса, который можно охарактеризовать следующими формами рынка:
- полиполия (свободный рынок);
- монополистический рынок;
- олигополия;
- дуополия;
- монополия;
- двойная монополия.
Монополистический рынок порождает олигополистический рынок. Признаки такого рынка:
а) несколько фирм, при этом различают следующие виды олигополий:
- мягкую — 7–8 фирм;
- жесткую — 3–4 (они производят более 50% товаров рынка);
б) однородная, стандартная, но дифференцированная продукция;
в) лидерство в ценообразовании доминирующей фирмы;
г) склонны к явным или тайным сговорам, картельным соглашениям (их не признают законными). Картели запрещают в США и Европе, но они существуют нелегально;
д) стремятся не только к прибыли;
е) между ними идет борьба за долю рынка;
ж) степень монополизации;
з) неценовая конкуренция – использование рекламы, особых условий продажи товара (например, в кредит), качество продукции и привлекательность ее упаковки, послепродажное обслуживание и т. п.