На молебне пред открытием в Москве противоалкогольнаго съезда 6-го августа 1912 г.




Я знаю твои дела; вот я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, но сохранил Слово Мое и не отрекся имени Моего ( Апок. 3. 8).

Сей день сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь,- так хотелось бы мне начать свою беседу при виде этой церковной дружины, собравшихся со всех концов России для выработки мер в борьбе с алкоголизмом. Как показатель начавшегося противоалкогольнаго движения в нашей церкви, Съезд этот, думаю должен радовать сердце всякаго, кому дорого благо Церкви и отечества. Но постой, может быть, скажут мне сейчас,- не преждевременна ли эта радость? Есть ли чему радоваться? Много ли сделано этою церковною дружиною для отрезвления народа? Правда, мы не можем говорить о наших успехах и хвалиться тем, что сделано нами на этом поприще. Наше дело как новое, - очень скромное и мало заметное дело. Но это не должно омрачать нашего настроения и повергать нас в уныние… Ибо в глазах Божиих и малое может быть великим и немногое имеет цену и значение. Это и говорит нам приведенное из откровения место. Приблизительно к этому тексту позвольте мне раскрыть пред вами, как дружественно и чудесно рука Господня отворяет дверь и небольшой силе.

1. Ты не много имеешь силы, так сказал устами (тайноведца) Иоанна Богослова вознесшийся на небо Христос ангелу Филадельфийской общины. В то время и все христианство представляло из себя еще небольшое и слабое растение. Но все же рядом с Филадельфийскою общиною были в Малой Азии общины и более обширныя и более известныя. Филадельфийская же община была бедна, и малочисленна, и малоизвестна. Не мого у нея было силы особенно в сравнении с окружавшим ее язычеством, которое с его нравами и обычаями, с его закоренелыми заблуждениями и предразсудками, представляло из себя какую то неприступную крепость.

Ты не много имеешь силы. Это вполне приложимо и к нашей противоалкогольной церковной дружине. И наши церковно-приходския общества трезвости и немногочисленны и, за исключением двух трех столичных обществ, малоизвестны. Не много у них культурных сил, еще менее материальных. Особенно же мала эта сила в сравнении с тою страшною силою,с которою мы собственно и ведем борьбу свою. Как неприступная, несокрушимая крепость стоит среди нашего народа эта страсть к винопитию с тысячами тысяч поводов и соблазнов к своему удовлетворению, с завладевшими всею народною жизнию нравами и обычаями, воззрениями и предубеждениями. Все взято в плен этим тираном: и труд и удовольствия, и палаты Богачей, и убогия хижины бедняков, и ремесленныя и учебныя заведния, и воскресный и будничный день, и золотой утренний час, и драгоценный вечерний покой, и зрелый мужской возраст и цветущая юность до нежного детства включительно; все сокрушает и губит он, и никакое зло не может сравниться с ним по его опустошительным последствиям.

Но эта страшная разрушительная сила пьянства есть одно только из орудий в руах еще более могущественного деспота. Страсть к пьянству есть только одно из многих применений похоти плоти, которыя неразрывно связаны между собою. И против этой силы мы должны вести борьбу? Поистине и у нас немного силы для такой борьбы.

2. Но небольшая Филадельфийская община, которой некогда Господь сказал это слово, не смотря на ея слабыя силы и малоизвестность, имела, однакож, в Его глазах цену и значение. Ибо Он говорит ангелу ея: «Я вижу дела твои, ты сохранил Мое Слово и не отрекся от Моего Имени».

Ты сохранил Мое слово. Как ни силен был поток языческих нравов и обычаев, предразсудков и заблуждений, угрожавший смыть с лица земли все христианство, но он не мог увлечь за собою филадельфийской общины. В непоколебимой вере она твердо держалась учения Христа, того Слова о Кресте, которое иудеям казалось соблазном, а эллинам безумием.

И ты не отрекся от Моего имени. Как не велика была ненависть ко Христу и не язвительны были насмешки над Его именем, но эта община безбоязненно исповедала Его и не устами только, а и делом, памятуя слова: «из того каждый узнает, что вы ученики Мои, если вы будете иметь любовь друг к другу».

Таким образом твердая вера и деятельная любовь – вот что составляло славу Филадельфийской Церкви, вот что делало ее ценною в глазах Господа. Ибо Тот, Который Сам не имел где голову подклонить, Который не обладал ни силою, ни властью, ни величием земным, Он и у Своих последователей ничего не ищет такого, что удивляет мир, а только того, чем Он Сам наделил мир.

Так и у нас. И у нас Он ищет твердой веры, и от нас Он желает, только чтоб мы сохранили Его слово, слово о кресте.

Крест – это такое знамение, которое мы – служители Церкви должны носить не как только внешнее украшение на персях своих, а как смиренное, но открытое исповедание нашей веры, что одна только сила спасающей благодати во Христе Иисусе может победить убийственную силу греха и порока. Но нас со всех сторон обуревает сейчас сила неверия, стремящагося упразднить слово о Христе и Его кресте. Обзывая это слово суеверным пережитком старого темнаго времени, оно с негодованием и злобою всюду возстает против него, подвергая его жестоким насмешкам и издевательству. Все находит оно для себя приемлемым, кроме слова о кресте. Для него гораздо лучше и удобоприемлемее мудрость индейскаго Будды, чем слово о кресте. – «Чего хотите вы, говорят нам люди такого пошиба, вашим словом о кресте? Ведь вы этим вредите только себе и мешаете успеху вашего дела. Вы хотите отрезвлять пьяниц. Прекрасное дело! Но к чему тут религия, к чему крест, к чему Христос, к чему эти молебны, присяги, обеты? Проповедуйте народу об опасностях алкоголя, убеждайте его в пользе умеренности и, если хотите и совершеннаго воздержания от него, только оставьте в покое ваше слово о кресте. Есть другие способы и средства борьбы с пьянством, помимо религий. Это – устройство, например, народных домов, театров, спектаклей, общественных гуляний, танцевальных вечеров, зрелищ и другого рода развлечений, которые вскоре отвлекут народ от пьянства и принесут в этом деле несравненно более пользы, чем ваши молебны, проповеди, обеты и т. п.».

Но да оградит Господь слух наш от этих голосов. Да дарует он нам твердо стоять на своей позиции, дабы и нашей деятельности приложимы были слова: «ты сохранил слово Мое». Ибо до тех только пор наша деятельность и будет иметь цену в очах Божиих, пока мы будем верны в нашем деле религиозным началам.

Правда исправить пьяницу иногда можно и без слова о кресте, подобно тому, как и врачу без труда удается иногда залечить какой- нибудь наружный злокачественный нарыв или рану. Но если больной не бывает излечен внутренно, то пропавший нарыв на одном месте организма, скоро появится на другом. Так и с пьяницею. Если он не получит внутреннего исцеления, то нравственный недуг его, исцеленный в одном виде, проявится в другом. И какая была бы польза, если бы пьяница, переставший пить, погрузился бы в бездну других пороков! Чтобы доставить пьянице истинное спасение, его необходимо исцелить внутренно, а для этого ему, как и всякому грешнику, нужно прежде всего отпущение греха, нужна та божественная любовь, которая своею зиждительною благодатию не только избавляет от того или другого греха, но с корнем вырывает из сердца и самую страсть, как источник всякого греха и порока, а такая любовь во всем обширном мире существует только в одном Спасителе-Христе, пролившем за нас кровь свою на кресте.

А потому, будем, братие, всегда крепко держаться слова о кресте, которое одно только может спасать души и делать их блаженными.

Но в нашем деле имеет важное значение и другое: ты не отрекся от Моего имени. Будем верно исповедывать имя нашего Господа не одними только устами, но и делами любви, которыя всюду проявляет Господь наш. Любить ближних, как Он возлюбил всех нас – вот лучшее исповедание Его имени. Многие прославляют Господа Иисуса громкими словами, и в тоже время покрывают позором и безчестят Его имя своим порочным образом жизни, и наоборот: многие, не прославляя Его языком, прославляют Его своею истинно христианскою, полною любви и самоотвержения жизнию.

Вот такого исповедания Своего имени ищет Господь и у нас. И от нас Он ожидает, чтобы мы, по Его примеру – как истиннаго милосерднаго самарянина, открывали милосердие к смертельно раненым братьям, и, не оставляя их в безпомощном состоянии лежать на пути, совершали бы для спасения их дела христианской любви. Ту любовь Его, с которою Он выходит навстречу ко всякого рода несчастным и погибшим, должны проявлять и мы к несчастным жертвам пьянства. Мы не должны смотреть на них, как на неисправимых и отвертываться от них, как безвозвратно погибших, не должны относиться к ним с презрением и негодованием и стыдиться их, как носящих на себе клеймо порока. Ах, как близко бывает к нам искушение отречься от Христа, когда боимся мы того порицания, коему подвергали Христа враги Его, говоря: «он – ядца и пийца, друг грешников и мытарей».

Ради Господа, пролившаго за нас кровь Свою, должны и мы быть готовыми приносить для наших братьев всякую жертву, которая может помочь им. Но самая лучшая из этих жертв – это пойти впереди их с добрым примером и совсем отказаться от употребления спиртных напитков. Для людей неверия, конечно, сделать это будет нелегко, но кому дорого и свято имя Иисуса, тот всегда найдет возможным принести эту незначительную жертву.

Итак, твердой веры и верной самоотверженной любви – вот чего ищет и ждет от каждого из нас Господь. Где нет этих доброделелей там и самыя великия дела и предприятия не имеют для Него цены и достоинства. А где эти добродетели налицо, там и самое скромное на вид дело высоко Им ценится и самой малой силе Он дружественно говорит: вот Я отворил тебе дверь, и никто не может затворить ее. Как часто поступает Он по этому слову! Припомните Моисея, которого Он посылает к Фараону. Что такое был этот бедный и незнатный пастух пред великим царем Египта? Ничто. Одно только сокровище он носил под своею скудною одеждою – это твердость веры, приобретенную в долгой и тяжелой школе терпения, - и вот этой-то вере и была открыта дверь, через которую он вывел впоследствии на желанную свободу томившийся в рабстве еврейский народ.

Не иначе было, когда Гедеон с 300 человек осмелился вступить в борьбу с Мадианитами. Этой небольшой, но верно воодушевленной кучке также отворена была дверь, чтобы вывести израильский народ из под гнета и уничижения.

Или припомните небольшого ребенка Давида, над которым смеялся Филистимсий исполин Голиаф. Но так, как он выступил во имя Господне, то господь и этой малой силе отворил дверь и указал путь к славной победе.

Но поразительнее всего было, когда в Новом Завете вышли в мир вестники Распятаго с такою, поистине ничтожною силою, что они буквально были овцами среди волков, и однакож своею верою и любовию победили сердца и привели ко Христу целые народы, к которым чудесная рука отворила им дверь.

Сколько и других примеров можно бы привести, из коих можно видеть чудо открытия дверей там, где существует вера и любовь? Да, если и у нас не будет недостатка в этих добродетелях, то и нам отворит Господь не только двери, но и ворота, через которые можно будет вывести из плена и темницы несчастных узников алкоголя. И нам, может быть, даст Господь узреть нечто подобное тому, что было на одном из христианских кладбищ. Там была могила, крепко закрытая каменной плитой. На плите этой написано было: «эта могила никогда не должна быть открываема». Такова была воля того, кто похоронен был в этой могиле. Однако ж она была открыта, но только не человеческою рукою. Плита дала трещину, в эту трещину попало семянное зерно, которое пустило корень, выросло, сделалось деревом и в конце концов разорвало каменную плиту. Так и Господь может чудесным образом отворить дверь и небольшой силе.

Он отворил уже некоторые двери нашим скромным обществам. Поговорите с тем из деятелей в этих обществах, кои с особенною ревностью там подвизаются, и они поведают вам, как крепко те или другие алкоголики захлопывали пред ними двери, когда они предлагали свою помощь, ни за что не хотели вступить в их общество, и как через некоторое время они сами приходили, прося принять их и как после обета, данного перед Св. крестом и евангелием, они исцелялись от своего недуга. Они расскажут вам о таких местах, где никто ранее не слушал проповедей и увещаний против пьянства, и где сейчас имеются свои общества трезвости; они поведают даже о таких дверях, куда они не осмеливались даже постучаться, но которые затем вдруг открывались как бы сами собою. Несколько лет назад нам противодействовали в нашем деле многие даже из числа верующих. Если жадный до наслаждений мир считал нас за чудаков, то в среде верующих существовало подозрение в нечистоте побуждений и сектантском характере наших стремлений. Но, вот благодарение Богу, теперь мало по малу разсеваются эти предубеждения и во все слои общества начинает проникать признание целесообразности и необходимости нашей работы.

Чудесная рука Господня таким образом отворила дверь и нашей небольшой силе, отворить ее и шире, если мы останемся верными нашему лозунгу: «ты сохранил Мое слово и не отрекся от Моего имени».

Преобразивыйся на горе Христе Боже! Ты показал там на Фаворе ученикам Своим Славу Твою, чтобы укрепить их веру в Твое Божественное достоинство. Божественною Своею Благодатию умножь и нашу веру, укрепи и нашу надежду, воспламени и нашу любовь, дабы мы не охладевали и не ослабевали в своей ревности при тех трудностях и преткновениях, которые несомненно ожидают нас на нашем тернистом пути. Аминь.

Владимир, Митрополит Московский.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: