С целью выявления особенностей развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач нами был проведен констатирующий эксперимент.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Выявить уровень интереса к игровым занимательным задачам по математике у детей шестого года жизни.
2. Выявить уровень развития мыслительных процессов: обобщения, классификации, анализа у детей шестого года жизни.
3. Выявить уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 3, в группе детей шестого года жизни с 23. 03. 2009 по 25.03. 2009 г. В эксперименте участвовало 10 человек (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Список детей экспериментальной группы
№ | Имя ребенка | Возраст |
Данил К. | 5 лет 3мес. | |
Гоша И. | 5 лет 3мес. | |
Ваня Б. | 5 лет 1мес. | |
Денис Ш. | 5лет 5мес. | |
Евгений Н. | 5лет 5мес. | |
Катя П. | 5лет 3мес. | |
Полина В. | 5лет 3мес. | |
Алина К. | 5лет 4мес. | |
Зоя Р. | 5лет 5мес. | |
Настя Д. | 5лет 5мес. |
Для решения поставленных задач нами был проведен трехсерийный эксперимент.
В первой серии эксперимента у детей выявляли уровень интереса к игровым занимательным задачам. Для этого нами была использована методика «Выбор» (Н.Соколовой). Ребенку предлагалось в течение трех дней выбрать, чем он хочет заниматься: играть в настольную игру, читать или решать задачи. Каждый выбор оценивался в 1 балл. Затем подсчитывалось количество выборов по каждому виду деятельности.
Высокий уровень интереса к игровым занимательным задачам – ребенок выбирает занятия математическими задачами 3 раза.
Средний уровень интереса к игровым занимательным задачам - ребенок выбирает занятия математическими задачами 2 раза.
Низкий уровень интереса к игровым занимательным задачам - ребенок выбирает занятия математическими задачами 1 раз или не выбирает ни разу.
Результаты исследования по методике «Выбор» представлены в таблице 2, протокол в Приложении 1.
Таблица 2.
Уровень интереса к занимательным математическим задачам
№ п/п | Имя ребенка | Настольная игра | Чтение | Занимательные задачи | уровень |
Данил К. | Низкий | ||||
Гоша И. | Низкий | ||||
Ваня Б. | Низкий | ||||
Денис Ш. | Низкий | ||||
Евгений Н. | Высокий | ||||
Катя П. | Низкий | ||||
Полина В. | Низкий | ||||
Алина К. | Низкий | ||||
Зоя Р. | Высокий | ||||
Настя Д. | Низкий |
детский мышление игровой задача
Рис.1. Уровень интереса к занимательным математическим задачам у детей шестого года жизни
Проведенное исследование показало (Рис.1), что:
Низкий уровень интереса к занимательным математическим задачам наблюдается у 80 % детей; средний уровень не выявлен; высокий уровень – у 20% детей.
Во второй серии констатирующего эксперимента у детей выявляли уровень развития мыслительных операций: обобщения, классификации, анализа.
Для оценки умственных операций анализа, обобщения и классификации использовалась методика «Лишний предмет» (Л.Парамоновой).
Ребенку последовательно предъявляли 6 карточек, на которых изображены различные предметы: по четыре на каждой карточке (см. Приложение 1). Вначале ребенку показывали первую (тренировочную) карточку и объясняли, что из четырех предметов один – лишний. Необходимо определить его и объяснить свое решение. После этого предлагали ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся три предмета одним словом.
Результаты оценивались в баллах (по каждому критерию отдельно):
Анализ:
3 балла – ребенок смог самостоятельно определить лишний предмет и объяснить свое решение;
2 балла – ребенок определил предмет с подсказки взрослого, в объяснении решения были затруднения;
1 балл – ребенок не смог определить лишний предмет и обосновать решение.
Обобщение и классификация:
3 балла – ребенок смог самостоятельно обобщить и сказать правильный ответ;
2 балла – ребенок обобщил и сказал ответ с подсказки взрослого;
1 балл – ребенок не смог обобщить и сказать правильного ответа.
Полученные результаты развития мыслительных процессов представлены в таблице 3, протокол в Приложении 2.
Таблица 3.
Уровень развития мыслительных операций у детей шестого года жизни
№ п/п | Имя ребенка | Анализ | Обобщение и классификация | Сумма баллов | Средний балл | Уровень | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Данил К. | В | |||||||||||||||
Гоша И. | С | |||||||||||||||
Ваня Б. | 2,4 | В | ||||||||||||||
Денис Ш. | 2,4 | В | ||||||||||||||
Евгений Н. | В | |||||||||||||||
Катя П. | 2,3 | С | ||||||||||||||
Полина В. | 2,1 | С | ||||||||||||||
Алина К. | 2,4 | В | ||||||||||||||
Зоя Р. | 2,3 | С | ||||||||||||||
Настя Д. | 2,6 | В |
Исходя из этих показателей, мы определили уровни развития мыслительных операций: обобщения, классификации, анализа:
Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – у ребенка развиты процессы анализа: он безошибочно находит лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам;
Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – у ребенка развиты процессы анализа: он находит лишний предмет, но делает это при помощи взрослого, не всегда может обосновать свой выбор; обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам, прибегая к помощи взрослого.
Низкий уровень (1,6 – 1 балл) – у ребенка плохо развиты процессы анализа: он не может определить лишний предмет; затрудняется в обобщении и классификации предметов по определенным признакам даже при подсказке взрослого.
Проведенное исследование показало (Рис.2), что: высокий уровень наблюдаетсяу 60% детей; средний уровень у 40% детей; низкий уровень невыявлен.
Рис. 2. Уровень развития мыслительных операций: обобщения, анализа и классификации у детей шестого года жизни
В третьей серии констатирующего эксперимента у детей выявляли уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни.
Работа проводилась в два этапа: на первом этапе выявляли уровень зрительного восприятия; на втором - зачатки словесно – логического мышления.
I этап. Для выявления зрительного восприятия использовалась методика «Найди 10 отличий».
Ребенку предлагались две картинки с изображением предмета (см. Приложение 2.2). Ребенку необходимо было найти различия в изображении предмета.
Результаты оценивались в баллах:
3 балла – ребенок нашел 8-10 отличий.
2 балла – ребенок нашел 5-7 отличий.
1 балл – ребенок нашел 4 отличия и меньше.
II этап. Для выявления зачатков словесно – логического мышления использовалась методика «Что за чем?».
Ребенку предлагались три картинки с изображением трех стадий действий (см. Приложение 3.3). Необходимо было разложить картинки в логической последовательности и составить маленький рассказ из 3 – 4 предложений по этим картинкам.
Задание оценивалось по 2 критериям:
1. Умение раскладывать по порядку:
3 балла – разложил правильно, не думая долго;
2 балла – разложил правильно, но долго думал, сомневался;
1 балл – разложил неправильно.
2. Составление рассказа:
3 балла – ребенок составил рассказ из 4 и более предложений;
2 балла – ребенок составил рассказ из 1 – 3 предложений;
1 балл – ребенок не смог составить рассказ
Полученные результаты уровня развития наглядно – образного мышления заносились в таблицу 4, протокол в Приложении 3.
Таблица 4.
Уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни
№ п/п | Имя ребенка | Зрительное восприятие | Зачатки логического мышления | Сумма баллов | Средний балл | уровень | |
Данил К. | 2,3 | Средний | |||||
Гоша И. | 2,3 | Средний | |||||
Ваня Б. | 2,6 | Высокий | |||||
Денис Ш. | Средний | ||||||
Евгений Н. | 2,6 | Высокий | |||||
Катя П. | Средний | ||||||
Полина В. | 2,3 | Средний | |||||
Алина К. | 1,6 | Низкий | |||||
Зоя Р. | 2,3 | Средний | |||||
Настя Д. | 1,3 | Низкий |
Исходя из этих показателей, мы определили уровни развития наглядно-образного и зачатков словесно-логического мышления.
Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – ребенок смог найти 8-10 отличий на картинках; не долго думая правильно, в логической последовательности разложил картинки; придумал по ним рассказ из четырех и более предложений.
Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – ребенок смог найти 5-7 отличий на картинках; разложил картинки правильно,но долго думал, сомневался в своем решении; составил рассказ по картинкам из 1-3 предложений.
Низкий уровень (1,6 – 1 балл) – ребенок смог найти 4 и менее отличий на картинках;не смог определить логическую последовательность и поэтому не смог разложить картинки правильно; также не смог составить рассказ.
Проведенное исследование показало (Рис.3), что: высокий уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления наблюдается у 20% детей; средний уровень - у 60% детей; низкий уровень - у 20% детей.
Рис. 3. Уровень развития наглядно – образного и зачатков словесно-логического мышления у детей шестого года жизни
Исходя из результатов констатирующего эксперимента по всем трем сериям, мы определили общий уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач.
Результаты представлены в таблице 4.
Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – у ребенка устойчивый интерес к занимательным математическим задачам. Развиты процессы анализа: он безошибочно находит лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам. Находит в двух изображениях 8-10 отличий. Не долго думая, раскладывает картинки в правильной последовательности, без затруднений придумывает рассказ из четырех и более предложений.
Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – у ребенка имеется интерес к занимательным математическим задачам. Процессы анализа развиты, но при определении лишнего предмета ребенку требуется помощь взрослого; также обобщает и классифицирует при помощи взрослого. Находит в двух изображениях 5-7 отличий. Ребенок способен определить логическую последовательность расположения картинок, но ребенок долго думает и сомневается в своем решении. Способен составить рассказ из 1-3 предложений.
Низкий уровень (1,6 – 1 балл) – у ребенка низкий уровень интереса к занимательным математическим задачам. Процессы анализа не развиты: ребенок не может найти лишний предмет, не способен обосновать свой выбор; не может обобщить и классифицировать предметы по определенным признакам. Находит 4 отличия и менее. Ребенок не способен определить логическую последовательность расположения картинок. Не может составить рассказа.
Таблица 4.
Уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
№ п/п | Имя ребенка | 1 серия | 2 серия | 3 серия | Сумма баллов | Средний балл | Уровень |
Данил К. | 2,3 | 6,3 | 2,1 | Средний | |||
Гоша И. | 2,3 | 5,3 | 1,8 | Средний | |||
Ваня Б. | 2,4 | 2,6 | Средний | ||||
Денис Ш. | 2,4 | 5,4 | 1,8 | Средний | |||
Евгений Н. | 2,6 | 8,6 | 2,9 | Высокий | |||
Катя П. | 2,3 | 5,3 | 1,8 | Средний | |||
Полина В. | 2,1 | 2,3 | 5,4 | 1,8 | Средний | ||
Алина К. | 2,4 | 1,6 | 1,6 | Низкий | |||
Зоя Р. | 2,3 | 2,3 | 7,6 | 2,5 | Высокий | ||
Настя Д. | 2,6 | 1,3 | 4,9 | 1,6 | Низкий |
Рис 4. Уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач
Таким образом, проведенное исследование показало (рис 4), что: высокий уровень развития мышления у детей шестого года жизни посредством занимательных задач наблюдается у 20% детей; средний уровень - у 60% детей; низкий уровень - у 20% детей.
Проведенное нами исследование, которое было направлено на выявление уровня интереса детей к занимательным математическим задачам, уровня развития мыслительным процессов – анализа, обобщения и классификации; развития зрительного восприятия; зачатков словесно – логического мышления показало, что всего лишь у 20% детей шестого года жизни мышление на высоком уровне, то есть, развиты процессы анализа, классификации и обобщения - ребенок самостоятельно безошибочно находит лишний предмет, обосновывает свой выбор; самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по определенным признакам. Развито зрительное восприятие - находит в двух изображениях 8-10 отличий. Присутствуют зачатки словесно – логического мышления - не долго думая, раскладывает картинки в правильной последовательности, без затруднений придумывает рассказ из четырех и более предложений. Лишь у 20% детей имеет высокий интерес к математическим задачам.
У 60% детей шестого года жизни мышление находится на среднем уровне, то есть процессы анализа развиты, но при определении лишнего предмета ребенку требуется помощь взрослого; также обобщает и классифицирует при помощи взрослого. Имеются некоторые трудности в зрительном восприятии - находит в двух изображениях 5-7 отличий. Имеются предпосылки к словесно – логическому мышлению - ребенок способен определить логическую последовательность расположения картинок, но долго думает и сомневается в своем решении. Способен составить рассказ из 1-3 предложений. Не выявлен средний уровень интереса к математическим задачам.
У 20% детей шестого года жизни мышление на низком уровне, то есть процессы анализа не развиты: ребенок не может найти лишний предмет, не способен обосновать свой выбор; не может обобщить и классифицировать предметы по определенным признакам. Имеются значительные проблемы со зрительным восприятием - находит на двух изображениях 4 отличия и менее. Зачатки словесно – логического мышления не выявлены - ребенок не способен определить логическую последовательность расположения картинок. Не может составить рассказа. У 80% детей выявлен низкий уровень к математическим задачам.
Мыслительная операция анализ – у 90% детей на высоком уровне. Ребенок самостоятельно безошибочно определяет лишний предмет и четко уверенно обосновывает свой ответ. У 10% на среднем уровне - ребенок определил лишний предмет с подсказки взрослого, при объяснении решения имелись затруднения.
Мыслительные операции обобщения и классификация – у 30% детей на высоком уровне. Эти дети могут самостоятельно обобщить и сказать правильный ответ. У 70% на среднем уровне. Дети обобщали и называли ответ с подсказки взрослого.
Зрительное восприятие – у 30% на высоком уровне. Детям не составило особого труда найти 8-10 отличий на двух изображениях. У 60% средний уровень. Дети долго рассматривали изображения и нашли 5-7 отличий. У 10% низкий уровень. Ребенок отвлекался, не мог сосредоточиться и с большим трудом нашел 4 отличия и менее.
Зачатки словесно – логического мышления:
1. умение раскладывать по порядку – у 50% детей на высоком уровне.
Дети разложили картинки правильно, не думая долго; у 20% на среднем уровне. Разложили правильно, но долго думали, сомневались; у 30% на низком уровне. Дети не смогли правильно разложить картинки.
2. умение составить рассказ – у 20% детей на высоком уровне.
Дети составили логически правильный рассказ из 4 и более предложений.
У 10% низкий уровень. Ребенок не способен составить рассказ. У 70% средний уровень. Дети смогли составить рассказ, но очень долго думали над каждым предложением, составили 1-3 предложения.
Таким образом, формирующая работа, главным образом, должна быть направлена на формирование интереса к занимательным задачам, развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. На этой основе будут развиваться зрительное восприятие. Необходимо учить детей искать путь решения, учиться планировать ход мысли, рассуждать, объясняя способ и путь решения. Игровые задания должны быть направлены на развитие мыслительных операций, смекалки, находчивости, сообразительности и логического мышления.