Что должен содержать государственный стандарт Республики Беларусь?




Функции органов государственного надзора за стандартами.

- проведение единой государственной политики в области ТНС, метрологии, оценки соответствия, энергоэффективности;

- надзор в строительстве и контроль соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;

- надзор за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.

- реализует единую государственную политику Республики Беларусь в области оценки соответствия;

- участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оценки соответствия;

- осуществляет аккредитацию либо делегирует функции по аккредитации органу по аккредитации;

- устанавливает схемы подтверждения соответствия, применяемые при сертификации продукции, работ, услуг и декларировании соответствия продукции;

Объекты государственного надзора за стандартами.

Под объектами проверки подразумеваются субъекты хозяйствования, их первичные объекты, подразделения (производственные, испытательные, а также осуществляющие ремонт, поверку, калибровку, продажу и прокат средств измерений), виды выпускаемой ими продукции и технологические процессы ее производства и испытаний, средства измерений, методики выполнения измерений и лица, осуществляющие измерения.

Права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за стандартами.

- издавать в пределах своей компетенции обязательные для республиканских органов государственного управления, юридических и физических лиц ТНПА;

- устанавливать порядок проведения работ по ТНС;

- устанавливать порядок проведения работ по оценке соответствия, а также по государственному надзору за соблюдением требований ТР, за стандартами и средствами измерений, за измерениями радиоактивного загрязнения;

- утверждать перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

- запрашивать и получать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления соответствующего госнадзора;

Требования к техническим кодексам.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Технические требования, содержащиеся в кодексе не должны противоречить требованиям технических регламентов. Поэтому в качестве целей разработки технических кодексов является реализация требований технических регламентов, повышение качества указанные объектов.

Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации.
Срок введения в действие технических кодексов – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.
Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим.

Стандарт, государственный стандарт Республики Беларусь, цели разработки.

Стандарт– технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Государственный стандарт Республики Беларусь – СТБ, стандарт, утверждённый Госстандартом, а в области архитектуры и строительства –МАС Республики Беларусь;

Что должен содержать государственный стандарт Республики Беларусь?

требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

Требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;
требования к технической и информационной совместимости;
правила оформления технической документации;
общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;
требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

26. открытость – подразумевает организацию и проведение работ по ТНС на основе равноправного участия всех заинтересованных субъектов ТНС в разработке проектов ТНПА на гласной и беспристрастной основе. Этот принцип касается планирования каждой стадии разработки ТНПА, рассмотрения замечаний по проектам, проведения согласительных совещаний, принятия во внимание каждого критического замечания. Гласность обеспечивается информированием о процессе разработки проектов и утверждения ТНПА опубликованием Плана государственной стандартизации, проектов ТНПА и уведомлений о ходе их разработки;

доступность – обеспечение свободного доступа для пользователей и других заинтересованных лиц к информации о ТНПА, об их разработке, утверждении, введении в действие, отмене. Стоимость проектов или утверждённых ТНПА должна быть одинаковой для субъектов ТНС Республики Беларусь и иностранных сторон;

консенсус – общее согласие, характеризующееся отсутствием серьёзных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не обязательно предполагает полное единодушие;

27. целесообразность разработки – социальная, экономическая и техническая необходимость разработки ТНПА и приемлемость их применения;

однозначность – краткое, точное, логически последовательное, не допускающее различных толкований изложение текста ТНПА, необходимое и достаточное для их применения;

комплексность – целенаправленное и планомерное установление взаимосвязанных требований как к самому объекту ТНС и его составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект;

оптимальность – обеспечение наилучшего сочетания между эффектом и затратами в определённой области ТНС или для конкретного объекта ТНС, определяемого с позиций обоснованных целей, а также действующих ограничений и предстоящих изменений во времени.

28. Унификация направлена на рациональное сокращение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения.

Основные цели унификации:

- уменьшение многообразия имеющихся видов, типов и типоразмеров изделий путём изменения в необходимых случаях конструкций, размеров, методов производства, технологических требований, марок и разновидностей используемых материалов, видов металлопокрытий и т.п.;

- изменение конструкции, исполнительных размеров, марок материала, видов термообработки и точности изготовления деталей, применяемых на различных предприятиях для автоматизации их производства;

- создание комплексов взаимозаменяемых агрегатов, сборочных единиц и деталей для сборки значительно большей номенклатуры машин, механизмов и аппаратов по сравнению с существующими неунифицированными изделиями за счёт добавления некоторого количества оригинальных сборочных единиц и деталей;

- пересмотр видов, типов и типоразмеров изготавливаемых изделий с целью замены морально устаревших или недостаточно качественных более современными, надёжными и долговечными изделиями.

29. Симплификация (ограничение) – разновидность унификации, представ­ляет собой сокращение типов изделий в рамках определен­ной номенклатуры до такого количества, которое является дос­таточным для удовлетворения потребности, существующей на данное время.

Метод симплификации основывается на статистике, вы­являющей наиболее часто применяемые типоразмеры и кон­струкции изделий. Следует помнить то, что всякое упрощение имеет определенные границы, обусловленные экономически­ми, эстетическими факторами и фактором безопасности.

Примерами использования симплификации являются уста­новленное количество крепежных болтов на колесе автомоби­ля, ограниченное количество видов резьбы и т.д.

30. Типизация – заключается в разработке и установлении типовых конструкций, технологических, организационных и других решений. В нормативных документах закрепляются общие для ряда изделий или процессов характеристики, которые в каждом конкретном случае могут дополняться необходимыми специфическими данными.

Типизация конструкций – это разработка и установление типовых конструкций, которые содержат общие для ряда изделий и их деталей конструктивные параметры.

Для осуществления типизации предварительно разрабатывают классификаторы деталей и изделий, сходных по конфигурации, назначению и методам обработки. Типовой технологический процесс разрабатывают на типовой представитель – изделие, обладающее наибольшим количеством признаков, характерных для данной группы. На базе типизации технологических процессов и оснастки построена Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП).

31. Агрегатирование направлено на создание машин, механизмов и других изделий путём их сборки из ограниченного количества стандартных или унифицированных деталей и агрегатов, обладающих взаимозаменяемостью, каждые из которых могут быть использованы при создании различных модификаций машин одного и того же или других классов. Наиболее широко агрегатирование применяется в производстве специализированного технологического оборудования и средств механизации и автоматизации машиностроительного производства. Важное преимущество агрегатированного оборудования – возможность многократного применения стандартных агрегатов в новых компоновках станков при изменении конструкции объекта производства.

Внедрение принципов агрегатирования позволяет в 2-5 раз уменьшить объём конструкторских работ, в 1,5-3 раза сократить сроки подготовки производства, значительно повысить уровень механизации и автоматизации производственных процессов.

Основным практическим применением в промышленности стандартизации и её методов являются специализация и кооперирование производства.

32. Специализация – сосредоточение на определённых предприятиях производства ограниченного количества видов изделий, что позволяет повысить уровень механизации и автоматизации производства, его организацию и техническую оснащённость, и, в конечном итоге, значительно снизить трудоёмкость и себестоимость изделий. Специализация способствует развитию кооперирования предприятий.

Существуют три вида специализации:

- предметная, обуславливает выпуск определённого типа продукции, соответствующей профилю предприятия, характерна для предприятий электро- и радиотехнической промышленности;

- подетальная, обуславливает изготовление на предприятиях отдельных деталей и агрегатов, наиболее широко применяется на предприятиях автотракторной промышленности;

- технологическая, предусматривает выделение отдельных стадий технологического процесса в самостоятельные предприятия, цехи, участки и рабочие места. Применение данного метода резко повышает производительность труда и снижает себестоимость изделий за счёт более рационального использования имеющегося оборудования. Технологическая специализация распространена на предприятиях электро- и радиотехнической промышленности.

33. Основное назначение ЕСТД – установить во всех организациях единые взаимосвязанные правила, нормы и положения выполнения, оформления, комплектации, обращения, унификации, стандартизации технологической документации.

Внедрение ЕСТД позволяет:

- сократить объем разрабатываемой технологической документации;

- повысить производительность труда технологов;

- упорядочить номенклатуру и содержание форм документации общего назначения (карты технологического процесса, спецификации);

- установить правила оформления технологических процессов (формы документации), внесения и оформления изменений;

- установить правила учета и анализа применяемости технологической оснастки, деталей, узлов и материалов;

- эффективно внедрить типовые технологические процессы;

- создать первичную информационную базу для автоматизированной системы управления (АСУ) предприятия и отрасли.

Основные задачи ЕСКД: - повышение производительности труда конструкторов;

- улучшение качества чертежной документации;

- взаимообмен конструкторской документацией между организациями и предприятиями без переоформления;

- углубление унификации при разработке проектов промышленных изделий;

- упрощение форм конструкторских документов, графических изображений, вне­сение в них изменений; механизация и автоматизация обработки техниче­ских документов и содержащейся в них информации; - эффективное хранение, дублирование, учет и сокращение объемов документации;

- ускорение оборота документов; - улучшение условий эксплуатации и ремонта технических уст­ройств.

34. Комплекс стандартов ЕСКД, разделяется на сле­дующие группы:

0 – общие положения (ГОСТ 2.001-2.004);

1 – основные положения (ГОСТ 2.101-2.125);

2 – обозначения изделий и документов (ГОСТ 2.201);

3 – общие правила выполнения чертежей (ГОСТ 2.301-2.321);

4 – правила выполнения чертежей различных изделий (ГОСТ 2.401-428);

5 – правила учета и обращения документации (ГОСТ 2.501-2.503);

6 – правила выполнения эксплуатационной и ремонтной документации (ГОСТ 2.601-2.608);

7 – правила выполнения схем и обозначения условно-графические (ГОСТ 2.701-2.711, 2.721-2.770, 2.780-2.797);

8 – правила выполнения графической документации в горной промышленности (ГОСТ 2.801—2.804, 2.850-2.857);

9 – прочие стандарты.

35. Технологическая документация определяет технический уровень производства по технологическим методам, оборудованию, оснастке, инструменту, которые использованы в организации. На основе технологической документации формируется многочисленная информация, применяемая для проведения технико-экономических и планово-нормативных расчетов, планирования и регулирования производства, правильной его организации, подготовки, управления и обслуживания.

Основное назначение ЕСТД – установить во всех организациях единые взаимосвязанные правила, нормы и положения выполнения, оформления, комплектации, обращения, унификации, стандартизации технологической документации.

Внедрение ЕСТД позволяет:- сократить объем разрабатываемой технологической документации;

- повысить производительность труда технологов;

- упорядочить номенклатуру и содержание форм документации общего назначения (карты технологического процесса, спецификации);

- установить правила оформления технологических процессов (формы документации), внесения и оформления изменений;

- установить правила учета и анализа применяемости технологической оснастки, деталей, узлов и материалов;

- эффективно внедрить типовые технологические процессы;

- создать первичную информационную базу для автоматизированной системы управления (АСУ) предприятия и отрасли.

36. Стандарты ЕСТД разделяются на следующие группы:

0 – общие положения (ГОСТ 3.1001);

1 – основополагающие стандарты (ГОСТ 3.1102-3.1130);

2 – классификация и обозначение технологических документов (ГОСТ 3.1201);

3 – учёт применяемости деталей и сборочных единиц в изделиях;

4 – основное производство. Формы технологических документов и правила их оформления на процессы специализированные по видам работ (ГОСТ 3.1401-3.1409, 3.1412-3.1428);

5 - основное производство. Формы технологических документов и правила их оформления на испытания и контроль (ГОСТ 3.1502-3.1507);

6 – вспомогательное производство. Формы технологических документов (ГОСТ 3.1603);

7 – правила заполнения технологических документов (ГОСТ 3.1702-3.1707).

В условном обозначении стандарта после кода комплекса (цифра 3 с точкой) ставится код производства, для которого разработан стандарт.

 

37. Главная цель СРПП – обеспечение выпуска качественной продукции. Она распространяется на продукцию всех отраслей промышленности за исключением военной.

Основное назначение СРПП – установление организационно-техниче­ских принципов и порядка проведения работ, направленных на решение следую­щих задач:- обеспечение разработки и производства новой продукции высокого качества, которая могла бы быть конкурентоспособной;

- сокращение сроков и затрат на разработку, производство, эксплуатацию и ре­монт продукции;

- обеспечение стабильности показателей качества выпускаемой продукции;

- своевременное обновление устаревшей продукции;

- повышение ответственности исполнителей работ за качество разработки, из­готовления и обеспечение эксплуатации и ремонта продукции.

38.Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия — организация разработки стандарта;

2-я стадия — разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия — издание стандарта.

39.Организация разработки стандарта заключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в ТК, которую могут подавать ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления, предприятия и предприниматели.

Наразработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому в качестве приложения или в виде самостоятельного документа разрабатывается техническое задание.

ТК определяет подкомитет (ПК), в котором будет разрабатываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ) или определяет предприятие для разработки стандарта.

40.Разработка проекта стандарта (первой редакции) производится в соответствии законодательством РБ, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а такжепрогрессивными национальными стандартами других стран.

Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзывы, с учетом которых затем подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта. Кроме того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв.

41.Разработку проекта (окончательной редакции) и представление его для приня­тия осуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов. Заключение по это­му проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля и надзора и научно-исследовательская организация Госстандарта.

Принятие и государственная регистрация стандарта, а также введение в действие производится Госстандартом после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству РБ, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяе­мой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

Издание стандарта и распространение его осуществляет Госстандарт в установленном им порядке.

42.Обновление (изменение, пересмотр) стандарта производится по инициативе чле­нов ТК, других предприятий, предпринимателей, общественных объединений, государственных органов управления.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него но­вых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготов­ляемой по действующему стандарту.

Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (до­бавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандар­тов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных нацио­нальных стандартов других стран.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, бо­лее прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяе­мости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стан­дарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

43.Отмена стандарта производится Госстандартом:

- в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;

- при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;

- в других обоснованных случаях.

Информация о принятых стандартах, изменениях, пересмотре и отмене стандар­тов публикуется в ежемесячном информационном указателе.

44.титульный лист – оформляется в соответствии с установленной формой;

библиографические данные, относящиеся к стандарту – приводятся на второй странице титульного листа. Они включают:

1) индекс универсальной десятичной классификации (УДК),

2) код группы или подгруппы, к которой относится стандарт (код МКС);

3) код поиска (КП)

4) степень соответствия по СТБ П 1.9;

5) ключевые слова – характеризуют стандарт и должны передавать его основное смысловое содержание и быть использованы в качестве самостоятельных поисковых признаков. Ключевые слова приводят в том порядке, в котором они приведены в заголовке стандарта;

6) код по Общегосударственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП РБ);

45.предисловие – сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государственном уровне и общие сведения о данном стандарте в соответствии с СТБ П 1.9;

- содержание – включается в стандарт, если его объём превышает 24 страницы. Содержание размещают после предисловия, начиная с новой страницы;

- введение – приводят, если существует необходимость обоснования причин разработки стандарта, указания места стандарта в системе стандартов или сообщения об использовании иных форм его взаимодействия с другими стандартами, а также приведения другой информации, облегчающей пользователям применение данного стандарта. Введение не нумеруют и размещают после страницы, на которой заканчивается содержание, а при его отсутствии – после страницы, на которой помещено предисловие;

46. наименование стандарта – должно быть кратким, точно характеризовать объект ТНС, на который распространяется стандарт, и обобщённое содержание устанавливаемых стандартом технических требований. Наименование стандарта должно состоять из заголовка и подзаголовка. Заголовок определяет объект ТНС, содержит необходимые и достаточные признаки, отличающие данный объект ТНС от других объектов. В заголовке не рекомендуется использовать сокращения, римские цифры, математические знаки, греческие буквы. Допускается использовать буквенные, цифровые и буквенно-цифровые сокращения, входящие в условные обозначения продукции, единиц величин, общепризнанных аббревиатур, кодов и т.п. В подзаголовке указывают краткое обобщённое содержание устанавливаемых стандартом технических требований. Перенос слов в заголовках и подзаголовках не допускается. Наименование стандарта переводят на английский язык и приводят на первой странице стандарта. Заголовок на английском языке печатают строчными буквами с первой прописной. Наименование стандарта выделяют полужирным шрифтом, наименование на английском языке не выделяют;

47. область применения приводят для определения области назначения и при необходимости уточнения объекта технического нормирования и стандартизации. Область применения печатают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1;

нормативные ссылки приводят при наличии в тексте стандарта ссылок на другие ТНПА и оформляют в виде одноимённого раздела 2, в котором приводится перечень ссылочных ТНПА. В перечне указывают полные обозначения ТНПА с указанием года утверждения (для ТКП – код утвердившего его республиканского органа государственного управления) в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений и их наименования в следующей последовательности:

1) ТКП; 2) СТБ; 3) Правила ЕЭК ООН, введённые в действие в качестве государственных стандартов;

4) межгосударственные стандарты – ГОСТ.

Наименование ссылочного ТНПА приводят полностью без сокращения группового заголовка на языке издания разрабатываемого стандарта;

48. приложения содержат материал и информацию, которые дополняют положения стандарта и необходимы для его правильного понимания. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объёма и (или) формата, таблицы, методы расчётов, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач и т.п. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Приложения обозначают прописными буквами, начиная с буквы А, которые приводят после слова «Приложение». При обозначении приложений буквами русского алфавита исключают буквы Ё, З, И, Й, О, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь, а из белорусского алфавита буквы Дж, Дз, Ё, З, I, Й, О, Ў, Ч, Ы, Ь. В случае полного использования букв русского или белорусского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Приложения можно обозначать буквами латинского алфавита (кроме букв I и O), если это обусловлено применением международных, региональных и национальных стандартов других государств в процессе разработки стандарта. Каждое приложение начинается с новой страницы. В верхней части страницы посередине размещают слово «Приложение» и приводят обозначение приложения, а под ним в скобках указывают статус приложения (обязательное, справочное или рекомендуемое).

Заголовок записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

Допускается размещать на одной странице двух и более последовательно расположенных приложений, если их можно полностью изложить на этой странице. Содержание приложения указывают в его наименовании, которое располагают симметрично относительно текста в виде отдельной строки (строк), печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом.Перенос строк в заголовках приложений не допускается;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: