Особенности преподавания географии




Панкина В.Е.,

методист отдела естественных дисциплин ДонРИДПО

 

Общая цель преподавания географии как учебного предмета состоит в формировании комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни.

Для учебного предмета «География» 2019-2020 учебный год был особенно непростой. Из-за сложившейся ситуации не состоялся заключительный этап Республиканской олимпиады по географии, отменен Турнир юных географов, в IV четверти образовательный процесс прошел в дистанционном формате. Организация работы в дистанционном режиме дала возможность определить проблемы и перспективы в данном направлении. К сожалению не все учителя были готовы к организации работы на дистанции. Дистанционный формат выявил проблемы с одной стороны, которые необходимо было решать в кратчайшие сроки, и с другой стороны предоставил возможность для самообразования всех участников образовательного процесса.

На основе анализа результатов и проблем дистанционного обучения планирование образовательной деятельности в общеобразовательных организациях на 2020-2021 учебный год будет иметь определенные особенности организации образовательного процесса.

СогласноПриказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики«О графике завершения 2019-2020 учебного года в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 20.04.2020 года №700 завершение освоение нового учебного материала было закончено до 08.05.2020 года. Анализ выполнения рабочих основных общеобразовательных программ по учебным предметам «Природоведение» и «География» в 2019-2020 учебном году дал основания утверждать, что все темы вычитаны, нормы практических и контрольных работ выполнены.

Анализ примерной основной общеобразовательной программы

по учебному предмету «Природоведение»

Согласно примерной программе «Природоведение» 5 класс периоду дистанционного обучения соответствовали темы на повторение и закрепление изученного ранее материала на уроках «Окружающий мир» в начальной школе и проходящие сквозной линией в курсах «География» и «Биология» 6 класс.

Класс Тема Количество часов
  Тема «Человек в природе»   Тема «Среда обитания человека»    

 

Анализ примерной основной общеобразовательной программы

по учебному предмету «География»

 

Согласно примерным основным общеобразовательным программам по учебному предмету «География» 6-9 классы и 10-11 классы дистанционному режиму соответствовали следующие темы:

 

Класс Тема Количество часов
  Раздел «Планета людей» Тема «Население» Тема «Государства мира» Тема «Влияние человека на природу»  
  Раздел «Земля – наш дом» Тема «Природные ресурсы материков и океанов» Тема «Экологические проблемы материков и океанов» Тема «Влияние человека на природу»  
  Раздел «Взаимодействие человека и природу» Тема «Геоэкологическая ситуация»  
  Раздел «Топонимика»  
  Тема «Глобальные проблемы человечества»  
  Тема «Австралия и Океания»  

 

Анализируя результаты выполнения программ по учебным предметам «Природоведение» и «География» рекомендуем по необходимости скорректировать рабочие основные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год. Необходимые изменения внести за счет резервного времени, указанного в программе.

Акцентируем ваше внимание на то, что в 2020-2021 учебном году количество учебных недель – 35.

 

Резерв по учебному предмету «Природоведение»

Класс Количество часов Резерв
     

 

Обращаем ваше внимание, что в рабочую основную общеобразовательную программу по учебному предмету «Природоведение» нелогично переносить темы с начальной школы, так как последние темы учебного предмета «Окружающий мир» пролонгированы в предметах естественнонаучных дисциплин. Учебный предмет «Природоведение» является пропедевтическим курсом, поэтому советуем учителям биологии и географии в 6 классе обратить внимание на отработку изученного материала, который выпал на период дистанционного обучения.

 

 

Резерв по учебному предмету «География»

Класс Количество часов Резерв
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Предусмотренное резервное время в программах позволят в каждом курсе географии перенести по 2 часа предыдущего курса в последующий курс.

Курс «География» имеет сквозную содержательную линию, основные разделы предыдущих классов переплетаются с разделами последующих классов, например:

- тема «Население» в 6 классе, пролонгирована и дополнена в 7 классе при изучении каждого материка, в 9 классе при изучении родного края, в 10 классе при изучении темы «Население мира».

- раздел «Земля – наш дом» в 7 классе проходит сквозной линией в 8 классе при изучении раздела «Взаимодействие человека и природы», в 10 классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества».

Дистанционному режиму по географии соответствовали универсальные темы, повторяющиеся во всех курсах географии, рекомендуем вносить коррекции в рабочие программы с учетом индивидуальных условий.

Несмотря на выполнение программ в полном объёме некоторые темы по учебному предмету «География», которые проходили в дистанционном режиме выносятся на итоговую аттестацию, а также формируют необходимые жизненные навыки, важно продумать организацию повторения изученного материала в 4-й четверти (2 семестре) 2019-2020 учебного года.

При организации повторения можно использовать как урочную, так и домашнюю и внеурочную деятельность.

С целью выявления пробелов в знаниях и оказания помощи учащимся советуем организовать диагностические работы в сентябре 2020 года с учетом индивидуальных условий. Такие работы могут быть организованы на контурной карте, в форме проектно-исследовательской деятельности.

Примеры проверочных работ

Класс Форма проверочной работы
  Исследовательский проект «Природа вокруг нас»
  Исследовательский проект «Значение географических знаний и умений»
  Работа контурной карте «Обозначение номенклатуры по теме «Гидросфера»
  Исследовательский проект «Вымышленное путешествие по 48 параллели и 37 меридиану Евразии
  Исследовательский проект «Значение физической географии»
  Исследовательский проект «Роль экономической географии в мире»
  Исследовательский проект «Роль мировой общественности в решении глобальных проблем»

 

В 2020-2021 учебном году работа в образовательных организациях осуществляется по реализации действующих Государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования.

 

Организуя учебный процесс по географии в 2020-2021 учебном году, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета согласно новому ГОСТ учебный предмет «География» относится к общественной области знаний. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и специальных географических умений, но также комплекс глобальных и естественнонаучных компетентностей, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; установления причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде;

- оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

 

Преподавание учебных предметов в 2020-2021 учебном году.

Согласно учебным планам учебный предмет «География» является основным базовым предметом. Изучение предмета «География» в 2000-2021 учебном году согласно действующим стандартам будет осуществляться с изменениями. Пропедевтическим курсом, подготавливающим к изучению учебного предмета «География» остаётся учебный предмет «Природоведение» в 5 классе, на изучение которого отводится 2 часа в неделю.

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с действующими учебными планами в 2020-2021 учебном году на изучение учебного предмета «География» в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю), в связи с этим тема «Гидросфера» из 6 класса переносится в природоведение.

Преподавание учебных предметов

«Природоведение» и «География» в основной школе

Класс Курс Количество часов
  Природоведение  
  Общая география  
  География материков и океанов  
  Физическая география  
  Социальная и экономическая география  

Преподавание учебного предмета «География» в средней школе

Наименование уровня Предмет Количество часов
10 11
базовый Социально-экономическая география мира    
углубленный Социально-экономическая география мира    
углубленный География 105 105

В 2020-2021 учебном году согласно учебным планам в средней школе вводится учебный предмет «Экология». Весь курс рассчитал на 35 часа по 17 часов в 10 и 11 классах (0,5 часа в неделю).

Обучение в 2020-2021 учебному году осуществляется согласно примерным основным общеобразовательным программам:

· Природоведение: 5 кл.: примерная программа по учебному предмету «Природоведение» / сост. Панкина В.Е., Криворучко Н.А., Харченкова О.Н., Герман О.И. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.

· География: 6-9 кл.: примерная программа по учебному предмету «География 6-9 кл.» / сост. Панкина В.Е., Харченкова О.Н., Гавенко Н.В., Николенко В.А., Степанова Н.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.

· Социально-экономическая география мира: 10-11 кл.: примерная программа по учебному предмету «География 10-11 кл.» (базовый уровень) / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Налбат Л.П., Харченкова О.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.

· Социально-экономическая география мира: 10-11 кл.: примерная программа по учебному предмету «Социально-экономическая география мира 10-11 кл.» (углубленный уровень) / сост. Панкина В.Е., Дрига П.В., Харченкова О.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.

· География: 10-11 кл.: примерная программа по учебному предмету «География 10-11 кл.» (углубленный уровень) / сост. Панкина В.Е., Баева С.Н., Харченкова О.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.

· Экология: 10-11 кл.: примерная программа по учебному предмету «Экология 10-11 кл.» / сост. Антропова О.В., Панкина В.Е. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.

Примерные программы не являются рабочими, а являются ориентиром для составления рабочих программ. Учитель может уплотнять программный материал, корректировать темы; перераспределять количество часов на изучение отдельных тем, а также объединять небольшой по содержанию учебный материал.

Концентрируем ваше внимание на то, что в примерной рабочей программе основного общего образования по учебному предмету «Природоведение» произошли существенные изменения. Материал «Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение)» из Темы 5. Планета Земля как среда обитания живых организмов (РАЗДЕЛ ІІ. ЗЕМЛЯ) перемещен в Тема 2. Многообразие тел и веществ ( РАЗДЕЛ І. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ. ВСЕЛЕННАЯ). В программу внесена тема «Гидросфера». Соответственно изменено количество часов на изучение разделов и тем.

 

При изучении географии в 2020-2021 учебном году действующими являются учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (сайт МОН ДНР).

 

Для углубленного изучения географии рекомендуем использовать курсы по выбору на основе авторских программ https://vizo.at.ua/index/avtorskie_programmy/0-76 – сайт ДонРИДПО отдел изучения перспективного педагогического опыта и апробации средств обучения.

 

Работа учителя географии неразрывно связана с информационными технологиями и геоинформационными системами. На уроке географии используются космические снимки, интерактивные многослойные географические карты и электронные модели природных процессов и явлений. Умение использовать различные источники географической информации является важной частью географической подготовки. Организация дистанционного режима работы обусловила необходимость пересмотра используемых в преподавании учебного предмета «География» приемов, определил ценность использования информационных ресурсов в преподавании географии.

Примеры информационных ресурсов

http: // atlasrussia.ru/malyy-atlas-mira-1990 Малый атлас мира
https://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ Атлас для учителя географии
https://geosfera.ucoz.org/photo/karty/29 Тематические карты мира
https://www.rgo.ru/ Русское географическое общество
https://guzvenag.ucoz.ru/index/trenazhery_animacii/0-31 Тренажёры на знание карты

 

Одним из актуальных направлений изучения учебного предмета «География» является отбор наиболее эффективных приемов, направленных на проверку знания карты – географической номенклатуры.

Эффективному усвоению географической номенклатуры способствуют тренажеры, состоящие из различных интерактивных ресурсов и сервисов.

 

https://online.seterra.com/ru тренажер по проверке знаний столиц европейских государств
https://online.seterra.com/ru тренажер по проверке знаний географической номенклатуры

 

 

Неотъемлемой частью образовательной деятельности по географии являются практические работы. Их выполнение способствует реализации системно-деятельностного подхода и непосредственно формирует необходимые географические умения. Проведение практических работ способствует формированию умения школьников работать с источниками географической информации: картами различного вида, статистическими таблицами, графиками, диаграммами, климатограммами.

Тематика практических работ отражена в примерных основных образовательных программах.

Количество практических работ в 5 – 9 классах

Класс Курс Количество обязательных практических работ
выполненных (за год) оцененных (за год, по 1 в четверти)
  Природоведение    
  Общая география    
  География материков и океанов    
  Физическая география    
  Экономическая география    

 

Обращаем ваше внимание на то, что количество практических работ в учебном предмете «География» в 6 классе изменено с 12 до 10, в связи с уменьшением количества часов на изучение предмета.

Количество практических работ в 10 – 11 классах

Класс Курс Количество обязательных практических работ
выполненных (за год) оцененных (за год)
10 (базовый) Социально-экономическая география мира   (по 1 в семестре)
11 (базовый) Социально-экономическая география мира   (по 1 в семестре)
10 (углубленный) Социально-экономическая география мира   (по 4 в семестре)
11 (углубленный) Социально-экономическая география мира   (по 4 в семестре)
10 (углубленный) География   (по 4 в семестре)
11 (углубленный) География   (по 4 в семестре)

 

 

Согласно примерным основным общеобразовательным программам при изучении всех курсов географии, как средней школы, так и основной школы предусмотрено выполнение 2-х обязательных контрольных работ (по одной в каждом полугодии).

Формы организации контрольных работ могут быть разные: устный зачет по номенклатуре, тестовый контроль, работа на контурной карте, географический диктант, практическая работа, решение ситуационных задач, использование компьютерных программ, и так далее. Учитывая различные формы проведения контрольных работ, отдельно отведенной тетради для контрольных работ не предусмотрено.

По предмету «Природоведение» программой проведение контрольных работ не предусмотрено. Обязательным при изучении учебного предмета «Природоведение» являются фенологические наблюдения и систематическое ведение календаря погоды. Оценивание календаря наблюдений за погодой проводится один раз в четверть.

 

2019-2020 учебный год для географов, несмотря на трудности, был насыщен событиями. Деятельность учителей географии в 2019-2020 учебном году строилась в соответствии с планами работы ДонРИДПО и была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышения уровня достижений учащихся по предмету. Учителя географии принимали активно участие в решении актуальных вопросов школьного географического образования. В ходе семинаров и вебинаров педагоги выступали с докладами и сообщениями, делились опытом работы, давали мастер-классы. Особую благодарность выражаем педагогам: Герман О.И., Харченковой О.Н. (г. Макеевка), Степанова Н.Н. (Киевский р-н, г. Донецк), Киселева А.И. (Куйбышевский р-н, г. Донецк). Кроме того, регулярно рассматривались и активно обсуждались текущие вопросы методики и дидактики школьной географии, нормативно-правовые документы, касающиеся школьного образования. Во многом заявленные задачи благополучно разрешены.

Знаковым мероприятием для географов республики стало участие в просветительской акции «Географический диктант» организованной Русским Географическим Обществом. На территории Республики работали 20 площадок: в г.г. Донецке, Горловке, Енакиево, Макеевке, Снежном, Торезе, Шахтерске, Ясиноватой, Старобешевском и Амвросиевском районах. На площадках приняли участие 1200 человек – представители разных возрастных категорий, разных профессий неравнодушных к географии, более 2000 человек проверили свои знания онлайн. Результаты Диктанта способствовали наметить пути по улучшению качества географического образования.

 

Подводя итоги прошедшего учебного года, с целью организации коррекционной работы в 2020-2021 учебном году, в рамках деятельности РМО рекомендовано рассмотреть следующие вопросы:

1. Результативное использование на уроках географии инновационных образовательных технологий, позволяющих повысить уровень школьного географического образования.

2. Эффективное использование на уроках географии и во внеурочной деятельности информационных и коммуникационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов нового поколения.

3. Освоение и активное внедрение в практику работы учителей географии современных Интернет-технологий.

4. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

5 Подготовка выпускников основной и средней школы к государственной итоговой аттестации, к участию в олимпиадах и конкурсах;

6. Формированию универсальных учебных действий.

 

Список рекомендуемой литературы.

1. Географическое краеведение. Физическая география родного края. 8 класс. 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Панкина В.Е./Под общ. ред. А.И. Чернышева. – Донецк, 2016.-184 с.

2. Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016.

2.3. Хрестоматия «Путешествуя по родному краю», 8 класс / Сост. Панкина В.Е. / Под общ.ред. А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2017.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014 - 224 с.

4. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. - Москва: Русское слово, 2015 - 296 с.

5. Летягин А.А. «Современный кабинет географии: методическое пособие. М., Дрофа, 2009

6. Лобжанидзе А.А., Проблемы современного школьного географического образования [Статья] /География в школе № 3 2013 г., с. 29-36

7. Настольная книга учителя географии. 6 – 11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: Эксмо, 2008 – 592 с.

8. Орлова, С. Л. Проектирование урока деятельностного типа в условиях реализации ФГОС ООО / С. Л. Орлова, Г. И. Саренко // География в школе. - 2016 - № 2 - С. 34-41.

9. Сборник заданий по географии родного края Сост. Панкина В.Е., Колесник Т.С. / Под общ.ред. А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2018.

10. Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке) https://ipk.admin.tstu.ru/intel/help.shtm

11. Социально-экономическая география родного края: 9 класс. Рабочая тетрадь / сост. Денисова Е.Д., Бятенко Е. В., Вечёркина Н.И., Кондратьева Е. В. – Донецк: Истоки, 2017.

12. Стрельникова Т.Д., Возможности современных технологий в географическом образовании [Статья] /География в школе № 8 2013 г., с. 45-52

13. Суслов, В. Г. Формирование универсальных учебных действий учащихся при решении ситуационных задач на уроках географии / В. Г. Суслов // География в школе. - 2017 - № 9 - С. 51-57.

14. Щербакова, Т. К. Использование компетентностного подхода на уроках географии для получения метапредметных результатов / Т. К. Щербакова // География в школе. - 2015 - № 9 - С. 41-47.

15. Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география родного края: 9 класс. 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Денисова Е.Д., Гетьманцева Т.В., Бятенко Е.В. и др. / Под общ.ред. А.И.Чернышева.‑ Донецк, 2016.-186 с.

16. Экономическое краеведение: Социальная и экономическая география родного края: 9 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Денисова Е.Д., Вечёркина Н.И., Подолянская Л.Я. и др. / Под общ.ред. А.И. Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016.

 

 

Интернет ресурсы:

 

Федеральный российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //fcior.edu.ru|

Портал компании «Кирилл и Мефодий» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.armpress.info

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://festival.1september.ru (издательский дом «1 сентября»)

Библиотека по географии. Географическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //www.geoman. ru

Геотур: география стран и континентов [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //geo.tur.narod. ru

Самая большая энциклопедия по любой стране мира [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //geo.www.encarta.ru

География. Планета Земля [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //geo. www.gro.ru

Географический образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //mygeog.ru

Страноведческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //geo.www.geoport.ru

GeoSite – все о географии [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://geo. www.geosite.com.ru

Журнал «Вокруг света» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //www.vokrugsveta.ru

Журнал «ГЕО» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: // www.geoclub.ru

Журнал «Наука и жизнь» [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //nauka.relis.ru

География. Планета Земля [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http: //geo. www.gro.ru

Методическая лаборатория географии [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://geo.metodist.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: