Постановка задачи
Языки индоевропейской семьи, выделяясь из единого пра-языка растеряли целые пласты значений слов и те моральные ориентиры, которые были заложены в языке. Например, слово "брать" имело значение "бр-ать и носить", "быть бер-еменной", "бер-ечь". Значения, сейчас свойственные словам "за-брать", "ото-брать" были просто немыслимы, они есть символ деградации общества и языка. Восстановить этот пра-язык возможно путём сравнения употребления основных морфем в различных индоевропейских языках и, конечно, путём подготовки сознания воспринять эти смыслы, для чего имеются методики во всех мировых религиях. Словарь находится в стадии разработки, поэтому толкования слов имеют статус гипотез. Очень ценна была бы помощь носителей разных языков и разных языковых интуиций.
Основные методы и гипотезы
I. Имя
Имена существительные, прилагательные, числительные потому так и называются, что изначально служили именами первосуществ, богов, чисел в пифагорейской традиции - они же суть качества, присущие Богу Единому. Тогда все божества ариев составляют единый пантеон, а их качества, атрибуты, взаимосвязи могут помочь в раскрытии смысла имён и корней.
II. Корень.
Изначально корни-имена были короткие, чаще односложные, причём и в слоге гласный и согласный ещё не были разделены окончательно, а составляли как бы дифтонг. Точно также были слиты в них различные смыслы.
III. Смешение языков.
Переход от священных односложных слов-дифтонгов к более длинным был вызван утратой этого многомерного смысла, язык стал более инструктивным, бытовым. По большому счёту люди перестали понимать друг друга, принимать другого близко к сердцу, зато руководить и торговаться стало удобней.
|
IV. Энергия словоформы.
Слово обладало магической силой. Уже двусложные слова являются компенсированными, слоги аннигилируют между собой. Потеря первоначальной силы также связана с потерей единства звука и смысла, и жеста, мелодии и ритма.
V. Дерево согласных.
Анализ чередования согласных показывает, что они произошли от немногих первозвуков, может быть, даже от одного. Приведём цепочки связанных согласных:
б/п, в/ф, м - все губные по месту образования
л, р - в некоторых языках их, вообще, не различают
к, ч, ц - ли к, ли ч ико, ли ц е
ж/з/ш/с, жд/зд/ст, д/т (все примыкают к "ж" как переднеязычные), х (примыкает к "ж" как щелевой), г/к (примыкает к "х" как заднеязычный) - таким образом прорисовывается дерево, у истоков которого находится "й" - среднеязычный звук, исток всех согласных.
й - звук слабо артикулированный, поэтому чередуется практически со всеми согласными.
VI. Крест гласных.
Гласные звуки также имеют единое происхождение и могут чередоваться. По способу раскрытия губ они образуют крест " о " - " и ", вписанный в круг " а ", само перекрестие есть звук " у " (точнее "оу" - в древности эти гласные были едины). Все вместе они составляет древний символ Солнца, Бога. В сакральной традиции также именно гласные отражали божественную суть. Может быть, именно поэтому в древних текстах гласные отсутствовали (из соображений табу), поэтому современному звучанию гласных доверять надо с осторожностью. Наиболее частые чередования происходят именно по линиям креста: а/о/у, о/е/и.
|
Возможно, в соотвествии с эзотерической символикой, вертикальная составляющая (о/е) задаёт (при тех же согласных) мужскую, духовную составляющую объекта или явления; горизонтальная (е/и) - женскую, плотскую, улыбчатую. Звук "А" являет собой Божественную открытость, а Божественную полноту задаёт система концентрических колец а/о/у (мантра АУМ)[1].
Также нужно учитывать, что в древнерусском языке гласные обязательно чередовались с согласными, поэтому слова “свет” и “совет” должны восприниматься как формы одного слова.
VII. Прямое и обратное прочтение.
Поскольку все звуки, видимо, развились из одного дифтонга "ай" (он же "йя"), в котором слиты ещё даже гласный и согласный, то все перво-корни могут читаться двояко: в прямом и обратном направлении[2]. Многие славянские корни обратны по отношению к индоевропейским. Иудаисткая традиция считала, что обратное прочтение слов вскрывает их сокровенный смысл. В нашей версии полный смысл корня даёт совокупность его смыслов при всех способах употребления во всех языках. Часто прямое и обратное прочтение соотносятся как часть и целое, творец и творение, сущность и качество и т.д., образуя единство противоположностей[3].
VIII. Заимствования
В современных этимологических словарях все слова, так или иначе перекликающиеся с иноземными, признаются заимствованиями, исходя из постулата о молодости русской культуры по сравнению с соседними. Это неверно уже по самому факту возникновения языков одной семьи из единого языка (физиономии братьев похожи, но не заимствованы друг у друга, а унаследованы от родителей). Работы А.Т.Фоменко по созданию Новой (укороченной) Хронологии упраздняют сам постулат молодости русской культуры, которая оказывается ровесницей остальных мировых культур, соответственно вопрос о заимствовании заменяется на вопрос о родстве и взаимном влиянии. Более того, на фоне других языков и других культур именно русская культура предстаёт наиболее сохранившейся частью единой культуры и единого языка[4].
|
IX. Материнские корни
Так же как наборный пол или потолок держатся на матке, так же и большинство корней (или все?) восходят к Материнским, или матерным. Табуировнность их употребленеия отнюдь не была обусловлена приличиями, но магической силой, именно этим первоформам присущей. Чтобы без надобности не нарушать табу, в "Словаре..." принята без-гласная форма записи этих слов (типа ПЗД, ХЙ и т.д.), если нет необходимости в более развёрнутой. Неприличность сегодняшняя этих слов условна хотя бы потому, что другие слова, более "приличные", этимологически и по звуковому составу являются родственными, если не теми же самыми[5].
X. Личность
Освоение языка - безусловно, дело личное. Проникнуться его творческой силой можно только лично. Поэтому метод работы - личное развитие. А цель... Может быть, воссоздание имени Божия.
Сокращения:
А: Асов А. "Звёздная книга Коляды"; Б: Белякова Г.С. "Славянская мифология"; Ф: М.Фасмер "Этимологический словарь русского языка"; Ш: Н.М.Шанский "Краткий этимологический словарь русского языка"
авест. - авестийский; др.-перс. - древнеперсидский; и.е. - индоевропейский; тат. - татарский; тур. - турецкий; тюрк. - тюркский; укр. - украинский;
Словарь
А
а - см. "ан".
абы (дабы) - "чтобы, если бы". 1. Ф: а+бы; но 2. М: союз со значением причинности, целеполагания, творения, созвучен "аве" (**** отец), "оба/еба" (соединение, совокупление, зачатие), тат. "абы" (старший); видимо, одного с ними корня.
авось - 1. Ш,Ф дают значение: а + осе (вот). 2. Наша версия: Аве/ово - отец (Ав-раам), родитель, творец (ав-тор), святой (Аве Мария), яйцо (лат. ovum, рус. овал), жизнь (кор-ова, ов-ца, ово-щ, кр-овь). Ось (лат. axis) - ось, направление. Авось - "указания Божьи", течение жизни. "Понадеяться на авось" - значит, надеяться на Бога. В славянской мифологии (А) Овсень (Авсень) брат-близнец бога Коляды, который мостит ему путь, по сути - направление Божие.
авсень - см. Овсень.
ага - Ш: и.-е. характера; Ф: азерб. "ага" - "благородный, господин"; М: многозначный возглас типа "Боже мой", призыв Яги ипостаси Матери мира в свидетели при согласии-клятве, удивлении (чуду), восхищзении (совершенством), злорадстве (возмездие-карма - тоже её функция). См. Яга, ягода, огонь.
агнец - Ф: 1. Ягнёнок; 2.Часть просфоры - символ жертвенного агнца в христианской литургии. (см. также "баран") **** Библейское всесожжкение и овен -огненный знак, Дажьбог; Агни; Тор-баранка****. см. Коляда
агу - обращение к грудным младенцам. М: призыв Агни-огня-Духа, Яги-Матери-Лады зажечь его дух, приобщить к Слову - заклинание, призванное пробудить речь.
ад - Ш: заим. из греч. "Hades, haides" - "преисподняя", "невидимое" (a + eido = не + вижу). Но это слово славянское: рус. "гад", чеш. had - "змея", и.-е. "had" "змея" - отсылают к Мировой Змее - основе мира, к стихии воды-сексуальностии, на которой (!) держится Земля, т.е. к Преисподней.
Аз - 1. "Я" (ц.-слав.); 2. Бог (ср. др.-англ. oss, сканд. as, нем. as - все со значением "Бог"). Соединение этих значений в одном слове, конечно, не случайно: "я", "личность", "индивидуальность", "единственность" - это проявление Бога в человеке, искра Божия, благословение Божие: когда человек говорит "я хочу" - это равнозначно "Бог хочет", это проявление свободы, данной нам Господом, доверия Его к нам. Слова, содержащие этот корень, очень часто (ср. также ясень, ясно, язь, язык, оса, ос-ина, бер-ёза, лось, ай-яй-яй).
азим - заим. из греч., "пресный хлеб, опреснок". "Иисус, взяв хлеб... сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Моё" (Марк 14, 22). Азим = аз + им(я) = Бог + Слово. (см. М: Слово и имя). Но Христос и есть Слово Божие. "Азим" - более отражает суть, чем "хлеб" (функциональное, от "хлебать"), к тому же иудеям запрещалось есть дрожжевой хлеб, т.е. Христос говорил о пресном.
азия, Асия - заим. из греч., "страна богов" (см Аз)**** Почему?****.
аист, др.-рус агистъ - ср. Яга (Лада-баба) - покровительница брака, рождения, рода - и функцию аиста как разносчика детей, аиста на крыше как символа благополучия. "Аистами" называли пеласгов, предков этрусков, за частую перемену места жительства, но их же звали и "лелегами". "Лелега" (укр.) - "аист" (Б,с.35) Аист - это Лада/Леля, богиня, чьё имя осталось в словах "ляля", "лелеять", "лилия".
Ай-яй-яй - древнее заклинание, призыв совершенства, Майи-Лады, мировой гармонии-яйца-сферы-закона (см. яйцо, айдар). Теперь используется только в общении с детьми для достижения эффекта смущения, стыда при сравнении своих действий с идеалом. Ср греч. "ai, aiai"****, лат. "ei", нем. "ei" - яйцо, "ein" - один (число Творца, Единого), "ein-" - глагольная приставка, указывающая на движение, проникновение внутрь чего-либо (со-единение, совокупление, зачатие), "eiche" - дуб (мировое древо, к которому приковал себя германский Один, перед тем разорив птичье гнездо), "eichhorn" - белка (грызёт орешки с золотыми скорлупками, т.е. аналог мышки-Дажьбога-Одина, что разбил золотое яйцо, проявив мир; тогда понятно, почему "бел-ка" несмотря на рыжую шерсть - белый свет подарила), "eid" - клятва, присяга (прецедент как закон), "eidechse" - ящерица (как и змея - хтоническое животное, основа мира), "eigen" - собственный (ср. эго = я = Аз). Уэсиба Морихей (основатель айки-до): “слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь" (ай)”.
айда - Ф: восклицание, подгоняющее животных; из тат. aida "понукающий окрик". М: сравнение с нем. "ei" - яйцо, "ein" - один (число Творца, Единого), "ein-" - глагольная приставка, указывающая на движение, проникновение внутрь чего-либо (со-единение, совокупление, зачатие) говорит о древности слова и сакральном характере самого движения как происходящего в лоне Матери мира, как зачатия нового мира и отмирания старого, как это обстоит и в квантовой механике.
айда'р - "круглая казачья стрижка ", поволжск. (Даль), что подтверждает "ай" как "круглый, сферический" (см ай-яй-яй, яйцо). Нижегор. "ардар" = "айдар" говорит о чередовании "й" и "р" (ср. также дай/дар). Тогда Арарат - гора Ай-яй-яй. Ф: у калмыков "altyn aidar" "золотая коса", какую носят молодые черти в казахских сказках; но "коса-космос" соотносится с мировым порядком (ср. "ардар" и нем. ordnung - порядок, лат. ordo - ряд), т.е. сферой-яйцом. "Яй" переходит "Яр", Майя в Ярилу, яйцо в Солнце. Солнце представляет в нашем мире сферу-совершенство-закон.
акация - Ф: от греч. "акакиа" < "акакос" - "невинный"; у масонов акация считалась символом невинности. М: Тюрк., тур. ak - белый => акация = белая-белая, белый свет.
ал(а)- - пустота, дыра (алань-поляна, полынья, полость, яловая-неоплодотворённая), лоно рождающее (лань, Лада, олень, Алёна) и вожделенное (алкать, лакомый, ласка, алый-красный (эпитет девицы)), богатство, прибыль приносящее (плоть и плата, золото, тур., тат., калмыц. altyn - золото, монг. altan - золото). Тюрк. al "высокий", тат. ал - ярко-красный; тур. alew - "пламя" дают значение "Солнце". В литературе есть данные, что Солнце изначально было женским божеством (в загадке: "Ой, ты свет, моя дыра..." Дыра-Ала - свет рождающая, даря-щая (греч. "Елена" - "солнечная", Аллах - Всевышний, Коляда - бог света), это сответствует пониманию Солнца (и материи вообще) как пустоты, провала в иное измерение, откуда и поступает энергия, осврбрждающаяся в ядерных реакциях. Корень имеет формы "ар(а)" (Ра - Солнце, яр-кий, к-ра-сный), "айа" (яйцо, ай-яй-яй, Майя - имя Великой матери).
ала'нь, ялань - Ф: просека, прогалина в лесу. М: Алань поляна (ср. полынья). Отсюда возможно вывести этноним "аланы", которые в таком случае идентифицируются с полянами.
ала'тырь, Алабор, Алабырь, Латырь - Ф: "всем камням камень", близ которого упала Голубиная книга. МифСл: Алатырь ассоциируется с алтарём, стоящим посреди мира, на острове Буяне, на нём стоит мировое древо, из под него растекаются целебные реки. А: этим камнем стал Крышень, сын и нисхождение Всевышнего. Крышень принёс на землю ведическое знание - живую воду (поэтому он и Водолей), как отражение этого от подножия Алатыря начиналась легендарная Ра-река. М: учитывая общее значение корня "ал(а)" "пустота, отверствие, источник (света и жизни)", корню "-тырь" можно сопоставить значение "тор" = "бор/бер/бар(анка)": выворачивающийся тор - символ плоти, поглощающей и рождающей, символ Матери Мира, всеобщего лона; т.о. "Ала-тырь" - "дырка от бублика" (всем камням отец (МифСл)); тюрк., тур. и т.д. ala "пестрый, пятнистый" включает в круг ассоциаций Курочку РЯБУ, снесшей золотое яйцо мира (Солнце, Крышень/Коляда - бог света и Солнца), а также коня Крышня Кологриву (Сивку-бурку - одна ворсинка золотая, другая серебряная).
алкать - желать (ж-ал-ать), жаждать (ср лакать). Подтверждает, что алый цвет есть ощущение тонкого тела, есть желание. Сравнение "алкать" и "лакомый", а так же "Алатырь" и "Латырь" позволяет говорить о некоем неразличении "Л" и "А", даже и начертательном. Тогда Лада и оладьи. Золотая дыра - Алатырь (см. алтай)
аллах - см. Бог
алтай - Златогорье, ср. монг. altan "золото", калмыц. altyn "золотой".
алтын - калмыц. altyn "золотой", см. айдар, алтай.
алый - 1. Ш: заим. из тюрк.; тат. ал - ярко-красный; тур. alew пламя. 2. М: алый - желанный (цветовое ощущение в тонком теле); ср. алый, Алёна, Елена (Прекрасная - символ красоты), желанный, лань (одна из Рожаниц), лоно (половые органы); алый цвет - один из любимых в русских хороводных песнях, соединён с языческой символикой, т.е. слово "алый" исконно русское, скорее и.-е., чем объясняется присутствие его в тюркских языках.
амбар - диал. "имбар, онбар", укр. "вiнбар" - от "имать, иметь, вмешать, вбирать"? Тат., тур. и т.д. "ambar"; казах. "anbar"; перс. "anbar" = др.-инд. sambhara. Здесь слышится "сам" - хозяин, владелец, бог; но и "bha" - свет, но и "бер" - беречь (внутри себя прежде всего). Ср. сам, бер. Не случайно и звучание "он/вiн". Возможно, местоимение вообще возникло из табуистических соображений - замена имени бога, но тем самым и имя его.
аминь - др.-рус., ст.-слав. "аминъ". Ф: из греч. Михаил: из АУМ, звука-основания бытия, с чем соотносится значение "истинно" - т.е. "то, что есть", "сущее".
ан - "всё-таки, но". Ф: а + но. М: Скорее наоборот - единый прежде союз "ано/ино" разложился на "а", "ан", "но", "иначе" всё с тем же значением противопоставления ино-го. Укр., блр. "ан-дарак" - нижняя юбка, исподнее, но и преисподняя - мир иной, противный, противолежащий. Сюда же можно отнести и греч. приставки "анти-", "а-" со значением "против". Ср. андрец.
Андрец - Ф: "двухколёсная повозка для перевозки снопов и сена", из "ондрец, одрец", которые сближаются с "драть", едва ли связана с "одр". М: сено - скошеное, и Смерть с косой, Сноп - имя великой Матери и могилы, поэтому связь с "одр" прослеживается, с миром иным ("ан") - тоже. А вот "драть" - это "драть кору, шкуру", но сбрасывание кожи змеёй связывалось с её бессмертием. Труп - как бы шкурка царевны-лягушки, оставить физическое тело ("одежды кожаные", кн. Бытие) - значит воссоединиться с Бессмертным. Тогда греч. "андр" (человек) - это "смертный", а точнее "не-бессмертный" с оставлением первичности за вечным.
апрель - др.-рус., ст.-слав. априль. Ф: из лат. aprilis.
арба - "длинная четырёхколёсная телега", южнорус. Перс. "арбуз" "ослиный огурец", перс. "хер" - осёл, но и рус "конь" - конец, половой орган, хер. Тогда "арба" изначально - "конская принадлежность, для коня приспособленная, телега". Тогда понятно и созвучие с нем. arbeit - "работать", ведь "работать" во всех языках связано с "творить, зачинать, делать ребёнка". Однако не следует упускать из виду, что вообще передвижение имеет сакральный смысл, поскольку есть движение в лоне матери-Природы, тогда арба сама может соотноситься с половым органом.
арбуз - (ср. укр. гарбуз - тыква) Ф: из перс. xarbuza - дыня, "ослиный огурец" <= перс. xer - осёл, авест. xara и ср.-перс. bucina огурец. Соотнося с рус. "хер" - половой орган, а также "конь" - конец, хер. Тогда "арбуз" - не столько "поедаемый ослами", сколько "размером с ослиный член" (в древности все культурные растения были не так уж велики, их нынешние размеры - результат селекции). Есть русская сказка, где у мужика на поле наросли х..
арбуй - жрец; др.-рус арбую, арбовати - "отправлять языческое богослужение". Ф: из финск. arpoja "прорицатель, предсказатель". М: ещё одно значение корня "арб" (см. арба, арбуз) - священнодействовать. Здесь "арб" перетекает в ven/uer - любить, соединяться, верить - чем завершает смысловое древо.
астра - Ф: заим. из нем aster от греч. "астер" - "звезда". М: по Асову из звёздного цветка астры родилась Майя-Лада, Мать мира; поэтому несмотря на заимствование, назвавние это древнее и родное - cр. осётр - рыба, а Род - муж Природы - явился к ней рыбой. Также ср. Астарта, Иштар - имена богинь-матерей. см. Заратустра. Ср. "Жили-были стар-ик со стар-ухой..." и англ. star "звезда"; сказка начинается со звёздного цветка - аст(а)ры; славянский это корень.
ах - общеслав. и.-е. характера.
Б
баба - 1. Ш: возникло из удвоения "ба" в детском лепете; значение "женщина" вторично. 2. ВМ: удвоение возникает из табу на произнесение имени Богини-матери "Ма"; согласные "б" и "м", а также "й" чередуются. Отсюда "Злата Баба" - славянский аналог индусской "Златы Майи". Имя "Майя" также известно славянам (см. май). И.-е. bha - светить, сиять, блестеть; и.-е. bhaga - счастье, рождающее лоно. Так что значение "женщина" вторично в том же смысле, в каком вторична сама женщина - проявление Богини-Матери. 3. Чурбан, столб, пень (ср. обабок, опёнок), что так же несёт смысл идола, культового дерева, мирового древа, бога. 4. Баба говорящая (ср. баять), рождающая Слово. 5. Баба - сосуд (ср. банка) зла (kel - щель, лоно, но и зло) и добра (bhaga - лоно, но и благо). См. также баня. Слово "баба" коррелирует со всеми смыслами, с которыми может быть связано женское начало. На арабском “баба” - ворота. но и русское “промежность” значит не только “между ног”, но и “между миров”.
баз-арить, баз-лать - говорить (ср. база, бес, баять)
балда - Словарь: 1. Шишка на дереве, дубина (ВМ: фаллический символ, головка полового члена, но и идол, болван, которые тоже были фаллообразные). 2. Чурбан, полено. 3. Мешок для затыкания дымохода. (ВМ: эти значения также имеют фаллический смысл).
баня - сосуд (ср. банка), помещение (ср. из-ба). Но эти смыслы связаны с женским началом (см. баба). Поэтому баня - утроба, преисподняя, побывать в ней - родиться заново (рожали именно в бане), это обряд очищения. Человек в бане - зародыш, баня - бер-еменная, поэтому веник - берёзовый, и дрова - берёзовые. Берёза - дерево Лады-бабы, поэтому Лада = Бера, беременная, берегиня. см. также Иван
баран - 1. Словарь: от bher - резать, колоть; ВМ: жертвенное животное, агнец. Но Агнец Небесный - это Вышний Дажьбог, приносящий себя в жертву, принимающий распятие. Его первоначальное имя - Тарх, но и тор - это баранка. 2. ВМ: от "бер" - беречь. Жертва - оберег, она хранит приносящего её.
бард - ср. бродяга, бред, бередить, брат, борт (берег), борода, Бердяев, ворот(а), верещать, берёза, беречь,
баять - bati - говорить, прежде всего о временах изначальных. "Бай" - сказка, миф, говорить.
белка - см. ай-яй-яй.
бер - см. амбар, бор, берегиня
берегиня - см. земляника
берёза - ср аз, осина
благо - см. голый.
блин - буквально "сделаный из молотого зерна, муки"; согласные "б" и "м" - чередуются: блин/молоть.
Бог - англ. God; нем. Gott, ср. русское "год" = славянское "коло", т.е. год - цикл Солнца, Солнце - явление Бога. тат. "аллах" = "аллак", обратное "калла" или "коло". Интересно, что прямое прочтение "аллах" - это Бог-отец, обратное "Коло" Бог-сын. см. годный. См. дерево. Бог Û и.е. bha/bhu "быть", bhag "дерево, дуб" и "распределять" (ветвиться, разделяться), bhaga "наружные женские половые органы". Нем. bog "гнуть" (в прошедшем несовершенном)
болван - см. Иван
бор - см. Русь
будына - слав. "строение" (Б,с.11) ср. Бытие/миро-здание
быть - сравнение ряда быть-есть-будет (и англ. is-be, и нем. ist-bist) выявляет чередование б/j, откуда есть = (б)есть, т.е. бестия, бес. Продолжение этого ряда месть-место (родовое отверствие, ПЗД); веды-весть (вещать, говорить = рождать звук-слово; аналогично пиздеть, а также и.е. bha "говорить" и bhaga-ПЗД ), звезда (вестница, и.е. bha - ещё и "светить"), пест (обратное ступа - атрибуты Бабы Яги, символика половых органов, пестовать - нянчить детей). Чередования второго согласного дают Бог, Бык (Телец - животное Лады-Яги), Буг (река, вогнутость-выгнутость - опять половая символика), обратные прочтения - ГБ = и.е. Gabiero "божество", др.-рус кобь "судьба", рус. кабан, др.-рус капь "идол". Нем. ist-bist-war вводит в круг ассоциаций также имя Вар/Бер (Варежка-Берегиня-Беременность)
В
варежка - оберег для руки, ср. варяг; нем. wahren - хранить, охранять
варяг - бережёный богом, но и сам защитник, воин. См. Иван
веда - санскрит. "знание" (Б,с.18)
вера - нем. wahr - верный, настоящий, правильный
ветла - ветла Û др.-инд. vetala "дух".
влагалище - корыто, кунка, кутишь, ладушка, лоханка, лыбак, лыха, манда, машка, менжа, розочка, фика, хава, хлебальник, цветок жизни, целка, шахна, шоха
владеть жить в ладу, в гармонии, в Ладе. Лада - весь мир, поэтому владеть - означает гармонию внутри и вне границы собственности. Собственник и есть эта граница.
водить - ср. галить
волк – производят от "волочь", тоже похищать. Но, на мой взгляд, здесь зависимость обратная. Волчок – вращающаяся игрушка, замкнутое вращение, не случайно волки – оборот-ни (оборот- замкнутое вращение), волхвы – превращаются. Чудеса – суть использование наиболее глубоких законов, поэтому я говорю: наиболее древнее значение в слове "волк" связано с замкнутым вращением (волчок), которое и есть обособление из первобытного хаоса (хищение огня, ср. легенду о Прометее). Затем появляются значения собственно хищения чужого и хищника. Значение "волокущий", как наиболее приближенное к конкретике вида, возникает последним. см. также "хищный"
воля - см. свобода.
вор - см. урка, варяг, про-вор-ный
ворковать - заговаривать, оберегать себя (влюблённые - под защитой).
ворчать - ср. Ворковать
вспять - вернуться назад, в пять-ПЗД, пята - функциональное - оставляющее пади-впадины, отсюда же пятно.
Г
гад - (ср. ад, кадык). Осет. gäd "дерево, столб" Û англ. God "Бог" и с рус. Год (одно из имён Велеса), а также Гад - Мировой змей, свернувшийся (образовавший кольцо-bhaga) вокруг мира, охраняющий его. Эта функция Оберега-БРГ также отражена в слове Дерево-ДРВ с учётом обратного прочтения и чередований б/в и г/д.
галить - см. голый.
гладь - см. голый.
глаз - см. голый. Аз - Я и Бог, глаз - обнажённый я и Бог во мне, ср "светильник для тела есть око" (Матф. 6,22), глаз не только воспринимает отражённые лучи, но подобен радару - сам освещает предмет, древние именно так представляли зрение/ясновидение.
глина - см. голый.
глубина - см. голый. ср. луб.
глупость - см. голый.
гнать - см. go
го (англ. go) - идти; в том числе: go with - подходить, соответствовать, go ahead - продолжать, что вызывает значения "продолжения рода" и половых различий (они же соответствия, дополнения); эти значения сохранились в традиции посылать в область половых органов именно с глаголом "иди"; в русском языке глагол go сохранился в словах "из-гой", "го-нимый" (?); см. годный
говорить - ср. базлать, базарить. баять
год - см. дюжина
год - см. дюжина, см. годный, ср. God (англ.) - Бог, ср. также англ. goods - вещи, имущество (ср. священная частная собственность), gospel - евангелие, by golly - ей Богу (ср голубь птица Всевышнего и голый), by gosh - чёрт побери, Goth - гот (казак), варвар (варяг, бережёный Богом воин, охранитель),
годный - ср. с англ. God "Бог", имеем год-ный - божественный, богоподобный, поэтому он и "хороший" (англ. good, слав. "коло"/”хоро”), поэтому он "золото" (англ. gold), "сласти" (англ. goody); ключевое значение имеет англ. go "идти" (см. go), что сразу оправдывает появление значений "цель" (англ. goal), эта цель задаётся выражениями "идти в пасть (к чёрту)" или "иди в пизду" (ПЗД = ПСТ), что подтверждается значениями gorge "ущелье, глотка" (ср. "горло", "гора"- шахта, отверстие (рождающее мышь)), gob "рот" (ср. также gob и "Бог", "рот" и "Тор" - бог неба у этрусков), by gosh "чёрт побери (т.е. поглоти)", goodly "красивый" (что всегда имеет оттенок сексуальной привлекательности); Бог, стало быть, зачинатель, родитель, творец, его активная (идущая), мужская ипостась, дух; чёрт (ПЗД, ПСТ), Сатана (СТН) - пассивная, ждущая, материнская ипостась творца, Мать сыра Земля; обратное прочтение слова "год" ("жод" ввиду перетекания "г/ж") даёт "дожжь", "дождь" (именно дождь в мифологии есть процесс оплодотворения Земли Небом) либо англ. dog "собака" (пёс издревле считался символом сексуальности, именно он изначальный субъект ругательств "по матери", которые в развёрнутом виде сохранились у западныхх славян: "Пёс ебе твою мёртву матку"); в свете вышесказанного "год" - это в первую очередь цикл размножения и роста. Другое название года "коло" также ассоциируется со словом "колоть" т.е. проникать во плоть, оплодотворять. Объдиняют состояние божественного экстаза и сексуальной влюблённости значения "глупый" (англ. goofy) или "дурак" (англ. goose, он же "гусь"), "таращить, выпучивать глаза" (англ. goggle, здесь ассоциация с библейским народом Гог - "божьей (!) карой", который можно тогда отождествить с дураками-турками).
голень - см. голый.
голова - см. голый.
голос - см. голый, глаз. Ос = Аз
голубой - см. голый.
голубь (птица Всевышнего) - ср. глубина, см. голый.
голова - ср love и волк, волк-волчок - вращение, но и голова кружится.
голый - нагой (наг - божественная змея, сбрасывая кожу, обретающая бессмертие); при сопоставлении с "гора" находим, что основное значение - неровность, выпуклость (угол) или впадина (глубина, лог - обратный корень, лог = овраг), места скопления энгергии/огня; интересно, что гладь - производное, означает "сглаживать неровности"; одежда в таком случае - способ сгладить неровности тела, предотвратить утечку энергии (дети - утечка); глина - плоть, из которой слеплен Адам; голос - способность создавать звук, выделять из себя, размыкать внешнюю оболочку, обнажаться; глаз - орган восприяти света, электромагнитной формы волны/звука; голова, голень - обнажённые места тела; колено - то же, через по-коление видна связь с размножением (утечкой энергии), с Кали - Матерью Мира; уголь - опять связь с огнём; голубой - цвет неба, небо, стало быть - сама обнажённость; голубь - птица Всевышнего, Всевышний всегда открыт; галить - водить в игре, но тогда "глупость" - это состояние ведомого, в быту - лидером, а в бытии - Богом; наглость - второе счастье, и мы видим, что в самом слове соединены два корня ведомости Богом "наг" и "г(о)л"; благо"б" даёт оттенок "большого". Обратный корень "лог": лог - впадина, овраг.
гора - возвышенность, но и дыра. Видимо, корень "г" задаёт значение "г-нутое", одновременно выгнутое и вогнутое. Объединяет их накопление энергии, о-г-ня, поскольку напряжённость полей выше возле острия. Поэтому "гор-" это также "гор-еть" (см. также "печь"). Священный огонь возжигали на вершинах. "Гора/дыра родила мышь/мысль" - это повествование о творении мира. Гора = Гера, богиня земли, Мать сыра земля. Гор-дость - это либо происхождение от самой Земли, древность рода, либо (в соответствии с основным значением) - неравность, возвышение себя. Горе - то, что сгибает. Горечь - производное от горя. Угорь - извивающийся. Горыныч - видимо, смерть, другая ипостась материнского лона, могила. Интересно также сопоставление гора/г(о)ром/грохот; творениие в мифологии всегда связывалось с сильным звуком (ср. "В начале было Слово"). Горох - растение, которое по сказкам способно дорасти до неба, дед садит его на крыше бани - возможно, молния. Тогда мотив голода - описание поста, который применяли для достижения святости. Гарный (укр.) - красивый (фактически - огненный, божественного происхождения, гармоничный). Гармония = моно + гар, единый с Богом. Горло - поглощающая ипостась горы; возникает связь с другим озвучанием корня: горло/жерло (ср. ожерелье), где опять мы видим связь с поглощением (жрать), рождением (рож/жор взаимно-обратные корни), огнём (жар). См. жар. См. также рог. Горлица - голубка (голубь - птица Всевышнего) даёт связь с корнем "гол", см. голый. Нем. grun "зелёный" и Grund "земля, грунт" связывают корень "гор" с мировым древом (древом жизни) и Матерью Сырой Землёй.
гордость - см. гора.
горе - см. гора
гореть - см. гора
горох - см. гора
гот - ср. нем. Gott "Бог"
гром - см. гора
гребень - см. Рог
Д
двенадцать - см. дюжина
дева - Девония-Дзеванна - славянское водное женское божество (Б,с.51) Чередование д/дз позволяет отождествить деву с зевом/зиянием/рождающим лоном.
дерево - и.е. bhag "дерево, дуб"Û рус. Бог (дать дуба, но почить в Бозе), и.е. bhaga "наружные женские половые органы". Тот же ассоциативный набор даёт чередование "д" с первосогласной j: Мировое (т.е. Родовое) Дер-ево есть er "дверь" (и.е.), есть отверствие из прошлого в будущее, есть непрерывность Рода (Род Û Дер), рождения-размножения. Это отверствие одновременно в мир иной (Царство мёртвых) - поэтому Солнце в сказках - Берёза, растущая из неба, ветви которой - лучи. Солнце есть дыра для притока энергии из иных миров в наш (предания сохранили образ Солнца именно как женского божества, не зря же солнечный эпитет "красная" применялся к девушкам). Дерево-ДРВ чисто фонетически переходит в Слово-СЛВ путём чередования д/с и р/л. Но и Христос, который есть Слово Божие, постоянно сравнивал себя с деревом и лозой, а Коляда (Колода!), который есть Сын-Дуб в Триглаве, бог Солнца. Осет. gäd "дерево, столб" Û англ. God "Бог" и с рус. Год (одно из имён Велеса), а также Гад - Мировой змей, свернувшийся (образовавший кольцо-bhaga) вокруг мира, охраняющий его. Эта функция Оберега-БРГ также отражена в слове Дерево-ДРВ с учётом обратного прочтения и чередований б/в и г/д. Отсюда Бор - как единство деревьев. Также ср. колода-коляда Û колдовать; ветла Û др.-инд. vetala "дух". См. берёза, ясень, вяз, дуб, граб, бук, тополь, клён, сосна, ель, кедр...
держава - см. дюжина
дерьмо - см. дрянь
дитя - см. одежда, если человек - целостность, сфера, то дети в силу своей сути - несамостоятельности - есть деформация сферы, они в состоянии отпочкования. Рождая их, а не творя сразу целостными, мы и их обрекаем на деформацию-нецелостность.
дождь - см. годный.
дорога - см. Коляда
дрянь - ср. дря-нь и нем. Erd "земля", англ. yerd "ярд" ширина могилы - своей земли. Но Земля есть рождающее ночало, есть дыра, что тоже слышится в словах "дрянь", "дерьмо".
дуб - см ай-яй-яй, см. Коляда ДубÛБуд от будет,быть. Дуб - дерево Бытия.
дурак - ср. дырка; как дур-ак с писаной тор-бой, тор/тур/вол; дурака валять (оскопить, ничего не делать); см. рак, см. дрянь. Дурак = ДРК, обратное прочтение КРД или КЛД, то есть колода (дерево) или Коляда. См. Коляда. см. сердце. Тат. дивани "дурак" = Иван
дыра - ср. дура, тор, вздор.
дюжина - от "дюжий" - сильный, могущий. Сравнение с "год-ный" (год - двенадцать месяцев) даёт значение замкнутости, завершённости, круга (ср. с циферблатом часов с 12-ю делениями), единства (ср. г-одины/один). Двенадцать апостолов образуют вокруг Христа мистический круг, вместе они - сила. "Чёртова дюжина" - тринадцать - вне круга. Ср. восемь. См. также семь. Сравнение с "сдюжить", вы-держ-ать вводит в круг ассоциаций слово "держава"; дюжина - царское число. Ср. также десять - число силы и правды (десница - правая рука)
Е
Елена - в славянских сказаниях девица света, солнечная де вица. Но тогда Илион - город Солнца, Троя - рай. Ср. также Золо тая орда - народ Солнца, солнечное воинство. См. ст. Город
Ё
ёж - от Яга (ср. в частушках Энтина "Бабка Ёжка"), в сказке "Гуси-лебеди" наряду с ипостасями Яги - Яблоней, Печью, Рекой - встречается именно ёж.
Ж
жар - см. гора
Женщина - (см. баба) ср. жена и жжение, женщина - метла без палки,
жизнь - ср. зиж-деть-творить
Жила - ср. тур. jylan - змея; тат., казах. zylan - змея.
З
Зад - от зиять? производное - сидеть (сад-итесь).
Заратустра (Зороастр) - По Б.,с. 49 славяне связывали его с Зуарасичем (Сварожичем), но и без видоизменения все корни славянские: Заря + астра = Утренняя (либо Вечерняя) звезда, Вене ра, любовь.
земля - см. земляника; зем/мез - мезда, ПЗД, Изида, изыди. Др.-егип. Кемет – земля (ср. рус. камень, камлать). Кемет =>химия
земляника - см. калина; нем Erdbeer - земляника, где Erd земля, почва, планета, Beere - ягода, но ср. также beerben - по лучать в наследство, beerdigen - хоронить (т.е. предавать земле); т.е. ягода - дар Яги-бабы/Земли/Erd/Beer/берегини, но и "земля земли", своего рода "соль соли", суть сути, кстати русское "зем ляника" тоже содержит два тех же (!) корня "зем" и "лян" (лоно, Land - земля, страна).
зеркало - от зеро + коло, т.е. дыра + утроба, окно в иной мир; ср. озеро
зола - см. Коляда
золото - см. Коляда
зло - см. Коляда
И
ива - см. Иван