Вывод философии для Цицерона.




Вывод, к которому приходит Цицерон, таков: самое надежное убежище от жизненных бурь — это философия. Тот, кто занимается ею, вполне способен прожить счастливую жизнь и достичь заветной гармонии телесного и духовного, обрести внутренний покой и умиротворенность не зависимо от того, как сложится его судьба, будет он богачом или нищим, свободным или рабом.

Понимание философии как единственного пути, ведущего к эвдемонии, как незаменимого средства преобразования человека в духовно богатую личность позволяет Цицерону установить ее связь с культурой. Отвечая на вопрос вымышленного собеседника: «Является ли недостойное поведение некоторых философов доказательством бесполезности философии как таковой?», — он пишет:

Это ничего не доказывает, ведь и поля не всегда плодоносны, хотя и возделываются... Так же не плодоносны и души. А чтобы продолжить сравнение, добавлю: как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души — это и есть философия (culture animi auten philosophic est) (выделено мною — А.Ш.): она выпалывает в душе пороки, подготавливает душу к принятию посева и вверяет ей — сеет, так сказать, — только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай9.

Не трудно заметить, что ход размышлений Цицерона в значительной степени напоминает ход размышлений софистов, однако (это следует подчеркнуть особо) он говорит не столько о результате «обработки человека вообще» и формировании всего комплекса физических и духовных качеств, а только о «культуре души», которая возникает как логическое следствие овладения конкретным индивидом комплексом философского знания, позволяющего видеть подлинную цену всему, отличать истинные цели от ложных.

Культура души трактуется Цицероном как личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументирование отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых оратором тезисов.

Смысл и историческое оправдание культуры Цицерон видел в выработке из индивида, жаждущего только «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового, не колеблясь, пожертвовать своим благополучием, имуществом и даже жизнью, если этого потребуют интересы государства. Главной проблемой культуры Цицерон считал достижение органического единства личности и общества, гражданина и полиса. Цель культурного процесса он видел в создании идеала человека, который по своим личностным характеристикам был бы тождественен идеалу гражданина. Цицерон, по сути, ставил знак равенства между «окультуренностью человека» и «civilis», обозначавшем степень включенности индивида в общественную жизнь, тесноту связи между ним и римской общиной.

Подобная трактовка культуры была далеко не случайной. Цицерон жил и творил на переломе эпох, когда стала ясна исчерпанность потенциала, что несла полисная демократия, и начали явственно проступать контуры императорского Рима. Время Цицерона — это время перехода от республиканской формы правления к принципату. Самоуправляемые общины-республики, являвшиеся основой политической системы Древней Греции и первоначально Древнего Рима, постепенно уходили в прошлое. Им на смену шла жесткая централизация власти, единая система административных установлений, единовластие в виде личной диктатуры.

Кризис античного полиса выступал прежде всего в виде кризиса норм морали, республиканской формы правления. Он воспринимался Цицероном (и не только им) как всеобщее падение нравов, как исчезновение духа свободы, как формирование у свободно рожденных граждан рабской психологии. В утрате гражданских добродетелей, в нежелании следовать своему долгу, в стремлении огромного числа не только плебеев, но и всадников быть клиентами, а не свободными гражданами видел Цицерон главную опасность для Рима. Именно отсюда проистекало то подчеркнуто уважительное отношение к воспитанию, которое демонстрирует Цицерон практически во всех своих работах.

Представление о взаимосвязи культуры и философии сформировалось у Цицерона, вероятно, еще в процессе обучения. Среди его учителей было немало греков, которые не могли не познакомить любознательного подростка с основными философскими школами и течениями. Именно тогда у него, возможно, и сложилось представление о философии как культуре души. Данное восприятие философии было закреплено во время двухгодичного путешествия Цицерона по Греции и Малой Азии, когда он вместе со своим братом Квинтом и близким другом Титом Помпонием Аттиком прослушал цикл лекций философа Антиоха Аскалонского, широко известного не только в Афинах, но и во всей Греции. Сыграло свою роль, вероятно, и знакомство со знаменитым в античном мире философом Посидонием, учение которого, по признанию самого Цицерона, оказало на него огромное влияние. Благодаря им, думается, и выработалось у будущего римского консула восприятие философии как «водительницы душ, изыскательницы добродетелей, гонительницы пороков».

Идея же о том, что показателем культуры является степень овладения ораторским искусством, была рождена реальной практикой той исторической эпохи. В условиях республиканской формы правления, когда принятие важнейших решений зависело от того, на чьей стороне большинство свободных граждан, имеющих право голоса, умение с помощью слова привлечь как можно больше сторонников, показать несостоятельность позиции политического противника, способность возбудить эмоции и тут же погасить их ценилось чрезвычайно высоко. Цицерон с детских лет знал, какой огромной силой обладает звучащее слово. Он прекрасно представлял, что значит владеть искусством риторики. На его глазах не раз совершались крутые повороты во внешней и внутренней политике Рима благодаря тому, что вовремя была произнесена умная речь.

Овладение высотами ораторского искусства было невозможно без знания философии, литературы, права, законов актерского мастерства. Все это приобреталось на протяжении длительных лет учебы, в результате неустанного труда. Поэтому римские граждане вполне обоснованно считали знаменитых ораторов наиболее образованными людьми своего времени, доверяли их суждениям, прислушивались к их мнению. В известном смысле их рассматривали как культуртрегеров, несущих знание в массы, способствующих облагораживанию нравов, воспитанию добродетелей и развитию всевозможных искусств. Точно так же считал и Цицерон, который в полном смысле воспел гимн античному оратору в своих многочисленных работах.

Существовало еще одно обстоятельство, заставлявшее Цицерона настаивать на том, что самым эффективным путем «окультуривания» является овладение ораторским искусством. Дело в том, что культуре античности, как отмечают многие исследователи, в частности А. Боннар, А.Ф. Лосев, П. Гиро, Ф.Ф. Зелинский и другие, в максимальной степени была присуща так называемая «оро-акустическая направленность» или, говоря другими словами, ярко выраженная ориентация на звучащее слово как наиболее совершенный и значимый в практическом плане результат духовной деятельности человека. Хорошо известно, что драматическое искусство древних греков и римлян было, по сути, искусством мелодекламации. В пьесах, которые ставились практически без применения каких-либо декораций, основной упор делался на слуховое восприятие, а не на зрительный ряд. Непосредственно со звучащим словом было связано и существование античной поэзии, которая всегда исполнялась под аккомпанемент музыкального инструмента (отсюда слово «мелос», т.е. «мелодическая поэзия», сохраняющееся и сегодня в нашем обиходе). Даже научные, политические и исторические трактаты, которые писались в то время, были прежде всего рассчитаны на громкое чтение. В силу этих обстоятельств, владение словом, понимание его красоты и смысла, различение текста и подтекста представлялось чрезвычайно важным для античного человека.

Цицерон не создал какой-либо концепции культуры. Более того, его представления были менее глубоки, чем представления софистов. Но тем не менее именно им была заложена традиция рассмотрения культуры как личностного качества, и эта традиция дожила до наших дней (в обыденном сознании и сегодня понятия «культурный человек» и «человек воспитанный» слиты), именно благодаря ему термин «культура» вошел в обиход в качестве понятия обыденного языка, обозначающего процесс совершенствования души. Он сформулировал идею об исторических и культурных циклах, развив и конкретизировав мысль, содержащуюся у Полибия, который считал, что история развивается по определенным законам, а не есть случайный набор фактов и событий. Ему принадлежит мысль о возможности построения «государства культуры», базирующегося на органическом единстве частных и общественных интересов, состоящего из индивидов, являющихся гражданами в полном смысле этого слова.

Цицерон оказал огромное влияние на римских мыслителей, творивших после него. В их числе прежде всего следует назвать Вергилия, Луция Аннея Сенеку и Корнелия Тацита, которых, без сомнения, следует также отнести к числу тех, кто стоял у самых истоков европейской культурологической мысли.

Заключение.

Итак, философия убедила нас, при помощи Цицерона в том, что смерть не страшна, что можно противостоять боли и страданиям, укрепила веру в самодовлеющую добродетель. Цицерон в "Тускуланских беседах предстает перед нами живым человеком - бесстрастным мудрецом, чуждающимся беспокойной массы и с ласковой улыбкой дающим наставления к разумной жизни. Он научил своих современников и многие последующие эпохи любить и ценить философию. Богатство мыслей и популярность изложения "Тускуланских бесед" и других философских сочинений Цицерона, сделали их в Европе любимым предметом чтения в школе и вне ее. Цицерон был одним из тех древних, который научил нас мыслить (как заметил в свое время Вольтер). Цицерон приобщил к философии не один только Рим, но весь образованный и стремящийся к образованию Запад. Вообще, в истории культуры немного можно найти таких моментов, которые по своему значению могли бы сравниться с пребыванием Цицерона в его Тускуланском поместье в краткую эпоху единовластия Цезаря. Цицерон поставил перед собой чисто просветительскую задачу: прославить философию, показать ее важность представить ее в полной мере своим согражданам. Можно сказать с полной уверенностью, что Цицерон выполнил эту задачу. Он действительно доступным и приятным языком изложил основные положения философских школ и направлений, создал латинскую философско-научную терминологию и привил римлянам вкус и интерес к философии. Путем отбора, по его мнению "наилучшего" он сумел представить им картину греческой философии в целом. Важная роль Цицерона заключается еще в передачи огромного идейного наследства последующим поколениям. Его философские труды явились живым и щедрым источником, питавшим целые эпохи. Каждая эпоха вносила свой вклад в представление о Цицероне. Поэтому не представляется возможным подвести какой-то единый итог, сделать какой-то определенный и окончательный вывод. Каждая эпоха выделяла какую-то одну характерную черту личности и деятельности Цицерона, которая по тем или иным причинам была наиболее созвучной умонастроениям данной эпохи.

Для ближайших потомков Цицерон выступал главным образом как выдающийся стилист.

В период становления христианства особое звучание приобретают философские произведения Цицерона. Именно его философское наследие явилось как бы посредствующим звеном между двумя великими эпохами: античной, или языческой и христианской.

Что касается эпохи Возрождения, то она началась именно с возрождения римской античности, а оно в свою очередь началось с Цицерона. Эпоха Ренессанса являлась прежде всего как возрождение Цицерона, а после него и уже благодаря ему - остальной классической древности. Для многих деятелей этой эпохи - Цицерон - писатель, мыслитель, оратор - непревзойденный образец, идеал, достойный восхищения и подражания.

Так называемое Второе Возрождение античности было связано с Великой Французской Революцией, которое было в первую очередь возрождением именно римской древности. Цицерон выступает в эту эпоху прежде всего как великий оратор и не менее великий республиканец.

Можно привести еще множество таких примеров. Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культуры неисчерпаем хотя бы потому, что современная европейская цивилизация - прямая наследница римской античности. И в цепи, связывающей на протяжении более двух тысячелетий две цивилизации, одним из немаловажных звеньев является сам Цицерон - его личность, его деятельность, его наследие. И этот особый характер посмертной славы Цицерона сумел предугадать один из его современников - Гай Юлий Цезарь, который сказал про него так: "Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства".

На этом я решаюсь закончить и в качестве последнего предложения хочу привести еще одно высказывание о Цицероне, сделанное Вольтером - знаменитым деятелем эпохи Просвещения, которого часто сравнивают с Цицероном. Он писал: " Теперь не забудем, что это - тот самый римлянин, который первый ввел философию в Рим, что его "Тускуланские беседы" и его книга "О природе богов" - два самых прекрасных сочинения, которые когда либо написала мудрость, поскольку она - мудрость человеческая. "

 

 

Список литературы:

1. http://www.wisdoms.ru/biografiya_mark_ciceron.html

2. http://www.philomasters.ru/filosofs-604-3.html

3. http://www.mudriyfilosof.ru/2013/10/znachenieterminakultura.html

4. http://www.countries.ru/library/culturologists/cicero.htm

 

...





Читайте также:
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.