Производственная культура




Специфика, морфология, тенденции развития

ПЛАН

Материальная культура – общая характеристика

Производственная культура

Культура труда

Культура быта

Физическая культура

Материальна культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколько важнейших направлений. Первым направлением является сельское хозяйство, включающее в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этими областями материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

Следующей областью материальной культуры являются здания места обитания людей со всем разнообразием их занятий и форм бытия, а также сооружения — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта. К зданиям относятся жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности.

Еще одна область материальной культуры — инструменты, приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека. Инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и служащих для одной цели. Они различаются в зависимости от того, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д.

Транспорт и пути сообщения также являются частью материальной культуры. В нее входят:

- специально оборудованные пути сообщения — дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов;

- здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта, — железнодорожные станции, аэропорты, порты, гава­ни, бензоколонки и т.п.;

- все виды транспорта — гужевого, автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного.

Эта область материальной культуры обеспечивает обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию.

С транспортом тесно связана следующая область материальной культуры — связь, включающая почту, телеграф, телефон, радио, а также компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией между собой.

И наконец, обязательным элементом материальной культуры являются технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальнейшее совершенствование технологий, но и их сохранение и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования. Что свидетельствует о тесной связи материальной и духовной культуры.

Важнейшей формой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит к двум мирам — природному и культурному. Как правило, они производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после их обработки человеком.

В рамках материальной деятельности следует, прежде всего, выделить хозяйственную (экономическую) деятельность, которая направлена как на человека, так и на природу. Исходя из этого, выделяют две области, образованные в результате коммуникативной деятельности людей.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников и фермеров; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет.

К первой областихозяйственнойкультуры относят, прежде всего,вещественные плоды материального производства,предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежду, плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства.

Ко второй области относят динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека (культура производства).

В последнее время в качестве продолжения материальной выделяют так называемую экономическую культуру. Это понятие еще не имеет зрелого теоретического обоснования.

В широком смысле, экономическая культура – это деятельность человека в обществе, воплощаемая конкретными особенностями производства, распространения (передачи) и обновления доминирующей в обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности.

В узком смысле, экономическая культура – это специфический для данного общества социально транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта экономической деятельности, воплощаемый ее результатами – предметами, отношениями, ценностями.

К структурным элементам экономической культуры можно отнести:

• формы собственности на средства производства, их соотношение и взаимодействие;

• определенный тип хозяйственного механизма (рыночный – плановый), отраслевая структура экономики (аграрная – индустриальная);

• уровень развития производительных сил (орудия труда, технологии);

• экономические потребности, интересы различных социальных групп, мотивы экономической деятельности;

• ориентации, установки, стереотипы, ценности экономического поведения людей;

• характер развития субъекта экономической деятельности и т.д.

Итак, хозяйственнаядеятельность– это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входит, экономическая деятельность (культура), включающая средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), атакже и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека, однако хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству.

 

Производственная культура

Культура производства — наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является основой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и другие предметы, без которых жизнь подобна животному существованию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего в процессе человеческой деятельности создаются различные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.

Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей общества того времени — задачей выживания. По орудиям труда, которыми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем развитии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связанные с трудовой деятельностью, — утварь и украшения, скульптурные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего создания и особых приспособлений, и определенных знаний об используемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фигурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной задачей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение носящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели — добыче средств существования. Можно сказать, что производственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во всяком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире человека деятельного (homo agens).

Уже на самых ранних этапах материального производства сложились и утвердились три главных его составляющих, ставших определенными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и результат труда.

Степень развития техники и всех ее элементов в конкретном обществе демонстрирует уровень накопленных им знаний о мире, связанных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда — не только опредмеченное знание (воплощенное в вещи знание о мире), но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навыков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой техники и новых технологий поднимает общество на новую ступень развития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с производством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изменяет и до определенной степени совершенствует человека.

Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипулятора там, где среда представляет собой опасность для человека, берет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает проявление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это повышает производительность труда, совершенствует отдельные способности и навыки работника, но все остальные человеческие данные притупляет, “отменяет” как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится “частичным” человеком, его универсальные возможности не находят применения. Он специализируется, развивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С развитием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необходимости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти “требования” техники к человеку положили начало процессу отчуждения, при котором и техника, и результаты труда начинают противостоять человеку как некая внешняя сила.

Создание автоматизированного производства усилило процессы отчуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них — проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли преодолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстрактный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходимых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жесткой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация враждебна универсальности и цельности человека, и культура общества, базирующегося на высокоразвитом производстве, высоких технологиях, заставляет индивида “расплачиваться” за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сторонами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.

Культура производства начинается с взаимных отношений человека и техники (технические отношения), заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но, помимо названного, между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. Поэтому развитие культуры технических отношений требует гуманизации и гуманитаризации техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности самого человека. Разработкой и проектированием орудий труда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностям человека, занимается эргономика.

Процесс труда — центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности — от умений, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эффективность любой деятельности (он называет ее навыком, который вырабатывается человеком в процессе деятельности) находится на пересечении знания, умения и желания (см. схему 4). Можно сказать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же все названные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития и совершенства (например: знания выше умений; есть знания и умения, нет желания; есть желание и знания, но нет умений, и так далее), невозможно говорить и о культуре производства в целом.

Если в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Высокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практических и теоретических, и более высокий уровень подготовки специалистов. А так как такие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные отношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, связанных с ответственностью, умением видеть, формулировать и решать задачи различной степени трудности, обладать творческим потенциалом.

Система производства и все отношения, которые в ней складываются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необходимым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гармонизации взаимодействия человека и техники. Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровня профессиональной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма является условием дальнейшего совершенствования техники.

Поскольку часть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место в ней уделяется управленческой культуре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отношений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежедневно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственности, энергии и инициативы работника. С усложнением труда становится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: “лошадь можно привести на водопой, но пить ее силком не заставишь”. Поэтому управленческая деятельность заключается в упорядочении различных сложных связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с экономической, политической и правовой культурой, с другой, включает в себя производственную этику, мораль, нравственность, знание этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы (в идеале) учесть их индивидуальные особенности и производственные потребности. Иначе процесс труда неизбежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем мы говорили выше, каждый раз приводит нас к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой.

Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе производства. Профессиональная культура находится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе производства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что производимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетическим видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем отражается технология его исполнения, о многом говорят использованные материалы: все это — показатели культуры данного производства. Конечно, можно производить уникальные предметы при помощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового применения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия [302]. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.

 

Культура труда

Основные понятия: культура труда, рабочее место, дизайн, техника безопасности, бизнес-план, эффективность производства.

 

Из своего жизненного опыта вам, наверное, уже известно, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму Времени, устанет, а результат его труда будет желать лучшего.

Почему же так происходит? Дело в том, что каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, о технике безопасности, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.

Все вышеперечисленное составляет содержание культуры труда. У каждого человека уровень развития этой культуры различен: у одних он более высокий, у других менее - отсюда и результат.

Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя следующие компоненты:

Культура труда включает прежде всего технологическую дисциплину, т. е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Последовательность и точность выполнения технологических операций нужно согласовывать с маршрутными и операционными картами. Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место.

 

Рабочее место — зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым. для управления каким-то процессом или выполнением работ. Рабочее место должно обеспечивать максимальную надежность и эффективность работы, а значит, следующие основные условия:

1.достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые Движения и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования;

2.наличие в рабочем пространстве «зоны свободной досягаемости», т. е. участка, на котором сконцентрировано все оборудование: инструменты, материалы, приспособления, которыми приходится часто пользоваться;

3.хорошее естестве иное или искусственное освещение рабочего места;

4.оборудование, предусматривающее быстроту, простоту и экономичность его обслуживания, удобную рабочую позу, снижение утомляемости и т.п.;

5.соответствующие нормам воздухообмен, температуру и влажность.

При организации рабочего места нужно учитывать прежде всего свои антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, до глаз в положении стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и др. Необходимо определит преобладающую позу и, исходя из своих индивидуальных особенностей, обустроить свое рабочее место так. чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало выполнять работе. Все инструменты, оборудование, приспособления должны находиться на строго определенных местах. Не нужно упускать из внимания и дизайн в оформлении рабочего места.

Дизайн (англ. design — чертеж, рисунок, проект) — творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, достижение единства ее функциональных и эстетических аспектов. Так же называется и результат этой деятельности.

Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда. Важнейшим элементом дизайна является планирование и создание зоны отдыха (психологической разгрузки) вблизи рабочего участка, желательное «живыми уголками». Известно, что общение с миром природы способствует полноценному восстановлению сил.

При обустройстве рабочего места нужно устранять образование теней, скопление пыли. Размещать средства труда нужно таким образом, чтобы при необходимости все быстро убрать и провести уборку (не загромождать пространство, граничащее с рабочим местом).

В связи с развитием техники увеличивается число объектов труда и их параметров, которыми необходимо управлять. Развиваются системы дистанционного управления, человек все более удаляется от объектов, которыми управляет, об изменении их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основе восприятия определенных сигналов. Осуществляя такие опосредованные управление и контроль, человек получает информацию в закодированном виде (показания счетчиков, индикаторов, измерительных приборов), что требует ее декодирования и мысленного сопоставления с реальными данными. Этим объясняется необходимость применения информационных технологии, являющихся в настоящее время инструментом организации и осуществления практически любой деятельности.

В самом деле, разве помешает токарю применение компьютерной техники?

Наоборот, с ее помощью он сможет осуществлять разработку и усовершенствование изделия, не затрачивая лишнего материала и времени. «Изготовление» и «доработка» конструкционного решения идет на экране монитора. Поэтому нужно продумать возможность использования информационных технологий и технических средств, позволяющих наиболее рационально использовать и осуществлять ту или иную деятельность.

Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.

Техника безопасности - система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые при водят при нарушении правил безопасности к травмам и несчастным случаям.

Каждому виду деятельности соответствуют определенные условия и правила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. В большинстве случаев травмы получают из-за невыполнения предписаний инструкций.

Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна сковывать движения и в то же время свисать и путаться. Кроме того, рабочая одежда обеспечивает чистоту и продлевает срок службы личной одежды.

При выполнении работы надо особенно четко соблюдать правила пользования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.

В любой деятельности необходимо уметь рассчитывать се экономическую эффективность, так как не всегда результаты работы покрывают затраты на ее выполнение.

Эффективность производства — экономический критерий, который характеризует соотношение между достигнутыми результатами производства и затратами различных ресурсов.

Прежде чем заняться какой-либо деятельностью, необходимо составить бизнес-план, в который войдут расчеты затрат электроэнергии, материалов, времени и др. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.

Эффективность трудовой деятельности рассчитывается по формуле.

На экономическую эффективность деятельности влияет количество производимых изделий, рациональное использование информационных технологий, организация рабочего места. Эти факторы увеличивают производительность труда, уменьшают затраты.

Таким образом, культура труда включает в себя технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Так как культура труда связана с конкретной профессиональной деятельностью, она является составной частью технологической культуры.

 

Культура быта

Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества.

На протяжении истории вещественный мир “вбирал” в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства человек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рассчитанные на долгое использование. “Дом, орудия труда, посуда и даже одежда (праздничная) служили не одному поколению”. Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его представление об их утилитарном применении, а также особенности художественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны.

Когда вещи начали изготавливаться профессионалами-ремесленниками, они стали более искусными и декоративно-украшенными, некоторые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сферы. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Вещественная среда “воспроизводит” всю систему культурных норм, эстетических взглядов и всей специфики определенной эпохи. Сравните основные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век). Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одежда людей каждого периода.

Возникновение индустриального производства создало мир стандартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, разновидности, они обеднили и обезличили окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к более частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску индивидуального стиля в решении вещественной среды.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованностьдизайн (англ, design “замысел, проект, чертеж, рисунок”) и экономичность вещественной среды. Деятельность современных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, устранения в ней “предметного хаоса”. На конгрессе дизайнеров в Лондоне (1966) говорилось, что главное в организации окружающего мира — соотнесение каждого элемента с целым, организация целостной жизненной среды.

Вряд ли можно сказать, что количество или меркантильная стоимость вещей как-либо обуславливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстрируют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприятия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посетителям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863—1938) о том, что театр начинается с вешалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.

Другой стороной культуры быта является отношение к окружающей среде. Там, где люди позволяют себе, как бурсаки в книге Н.Г.Помяловского (1835—1863) “Очерки бурсы”, портить все, что их окружает, вряд ли можно говорить о какой-либо культуре. Даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать негативную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, неопрятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме “Репетиция оркестра” великий кинорежиссер Федерико Феллини (1920—1993) такой вандализм людей связывает с символической картиной конца света, полагая, что его главным симптомом является утрата культуры в отношении всего, что окружает человека.

Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрезмерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено словечко “вещизм”, характеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслуживают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более “человечной”, вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.

 

Физическая культура

Физическая культура — это культура отношения человека к собственному телу.Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом.

Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с успехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье составляет физическую культуру. Исследования специалистов показали, что занятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популярным, развивает человека слишком односторонне. Кроме того, профессиональные спортсмены подвержены также и профессиональным заболеваниям. И последнее: спорт требует постоянного увеличения нагрузок, а человек при всей универсальности своих возможностей все же конечен. Так что же, отказаться от спорта? Ни в коем случае. Мы знаем, как ценят редкие, но насыщенные минуты спортивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека — это овладение (по возможности) особенностями своего организма, умение им пользоваться, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адекватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда.

В 60-е годы прошлого века у нас в стране было расхожим представление о слиянии умственного и физического труда. Очень часто это понималось по аналогии с известными строками В. В. Маяковского (1893-1930):

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

попишет

стихи.

(Поэма “Хорошо!”, гл. 19)

 

Многие не замечали скрытой иронии в этих стихах, поэтому в обыденном сознании и укрепилось такое примитивное представление. Настоящее единство умственного и физического труда возможно лишь тогда, когда физическое здоровье, выносливость, умение владеть собой позволяют сохранить высокую работоспособность в умственной деятельности независимо от внешних факторов, а умственная деятельность определяет эффективность физического труда.

Физическое здоровье не всегда выступает показателем физической и общей культуры. Миру известны люди, не только не обладавшие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшие инвалидами, которые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной и культурной деятельности. Например, президент США Франклин Делано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но тем не менее он мог руководить страной даже в самые трудные для всего мира годы — во время второй мировой войны. Глухонемой, парализованный с детства англичанин Стивен Хокинг — один из выдающихся физиков-теоретиков нашего века. Только умение концентрировать возможности своего организма, полное владение им позволили этим людям действовать, а это и составляет сущность физической культуры. Среди таких людей не только те, кто потерял одно какое-либо чувство — слух или зрение, но и слепоглухонемая Ольга Скороходова, ставшая кандидатом наук, поэтом, автором книг. В. Титов, написавший повесть “Всем смертям назло”, молодой шахтер, чтобы избежать аварии и спасти жизни своих товарищей, руками замкнул электрический провод под напряжением 6000 вольт. Он перенес множество сложнейших операций, потерял руки, хождение для него было затруднительным. Чтобы не стать никому обузой, он, никогда до этого не занимавшийся литературным трудом, превозмог все и писал, держа карандаш в зубах. Н. Хилл говорит: “Бетховен был глухим, Мильтон был слепым, но их имена умрут вместе со Вселенной, потому что они умели не только мечтать, но и преобразовывать, организовывать свои мечты” [307, с. 30].

Такого рода примеры можно множить, и каждый раз мы будем видеть, как организует культура физические возможности человека. Но нам одновременно будет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: