Практическая работа № 2
По дисциплине: Теория и технология экологического воспитания детей.
Тема: Наблюдение как основной метод в работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Выполнила работу:
студентка 3 курса
по направлению подготовки
«Дошкольное образование»
группы ПО д/б - 19-1- з
Яценко Юлия Михайловна
Приняла
Доцент Е.Н. Удина
Севастополь
2021г.
Тема:Наблюдение как основной методв работе по экологическомувоспитаниюдошкольников
Цель: систематизировать знания студентов онаблюдение, как основномметодепри ознакомлениисживой инеживойприродой
Вопросыдляобсуждения:
1. Наблюдение и его рольв ознакомлении дошкольников с живой инеживойприродой
2. Видынаблюдений.Иххарактеристика.
3. Наблюдения в повседневной жизни- ведущая форма приобщения детей кокружающейприроде.Требованиякпроведениюнаблюдений
4. Содержаниенаблюденийназанятиях
5. Содержаниенаблюденийнапрогулкахиэкскурсиях.
6. Наблюдениезарастениямииживотнымивуголкеприроды
Учебно-исследовательскиезадания:
1. Опираясь на исследования Е.И. Тихеевой, С.А. Веретенниковой,П.Г.Саморуковой, А.М. Васильевой и др. докажите роль наблюдений вознакомлениидошкольниковсприродой.
Как показывают многочисленные исследования в дошкольной педагогике (С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, и др), дошкольный возраст - это возраст усвоения начал экологической культуры.
П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева, С.А. Веретенникова подчёркивали, что в дошкольном возрасте ребёнок, прежде всего, познаёт окружающий мир вещей, природные объекты и явления. Эти объекты являются самыми близкими и доступными для воспитания и познания ребёнком мира.
|
Познавая окружающий мир природы, ребёнок, развивается как личность. У него формируется представления о картине мира, развивается психика, формируется эмоционально-нравственные отношения к окружающему миру, умение создавать и охранять условия для жизни живого. (Г.Н. Година, Н.Ф. Виноградова, Н.Н. Вересов, Е.И. Федотова, Л.М. Аневцова и др.).
Доступным и ярким объектом ознакомления с окружающей природой для ребёнка является растительный мир (Е. Золотова, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, А.М. Матвеева, Г. Кирикэ и др.). Дети познают их разнообразие, различают по внешнему виду, учатся видеть зависимость развития и размножения живого от среды обитания, в зависимости с человеком, уход человека за растениями, природоохранная работа и др. При этом у ребёнка формируется гуманные отношения к растительному миру и нравственное поведение в контакте с растениями (Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.)
В исследованиях Н. Кондратьевой, С. Николаевой, Н. Рыжовой и др., доказываются, что ознакомление с растительным миром дошкольников, в том числе и в уголке природы, как развивающей среде, являются основанием экологического образования, формирование экологического сознания и поведения детей дошкольного возраста. Поэтому актуальной является проблема исследования формирования представлений и навыков у детей старшего дошкольного возраста по уходу за растениями в условиях уголка природы, как компонента развивающей среды.
В педагогике (П. Г. Саморукова, С. А. Веретенникова, М. М. Марковская и др.) считается, что ознакомление с растениями уголка природы эффективно происходит через наблюдение. С.Н. Николаева разработала циклические наблюдения, которые позволяют постепенно формировать представления о растениях, в том числе и за растениями в уголке природы. Считаем, что наблюдение - это основной метод ознакомления детей с растениями уголка природы. Поэтому, актуальным является формирование представление о растениях уголка природы у детей дошкольного возраста через наблюдение.
|
Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследователями: П.Г. Саморуковой, И.А. Комаровой, И.А. Федотовой, Н.Н. Кондратьевой, Е.Ф. Терентъевой.
Ознакомление с природой занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду - это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы.
Ещё в 20-е годы Е.И. Тихеева создает новую программу обучение детей по разделу «Ознакомление с окружающей жизнью, предметами и природой». Идеи Е.И. Тихеевой в 30 - 40-е годы были использованы А.П. Усовой в разработке содержания обучения и воспитания средствами природы.
В 50 - 60 годах П.Г. Саморукова разработала содержание уголка природы и методику проведения разных видов деятельности в уголке природы. Их идеи стали актуальными в последующих исследованиях по экологическому воспитанию в 80 - 90-х годах.
2. Разработатьконспектэпизодическогонаблюдениязарастениембальзаминдлядетей младшейгруппы.