Искусство как художественная форма культуры.




Искусство, или художественная сфера духовной жизни – в наибольшей мере характеризует сущность и самобытность любой национальной культуры, делая это в доступной, образно-эмоциональной форме. Это в полной мере относится и к истории украинского искусства, прошедшего долгий путь становления от истоков (период Киевской Руси, или «Славянской Античности») к периоду «ученичества» (17-18 вв.) и расцвету в художественной классике 19 века (т.н. «Золотой век искусства»). Сложный, драматический 20 век открывает новые горизонты художественного миро- и самопознания в развитии отечественного искусства.

Национальные произведения искусства формируют свои образы мира (со своей историей, своими судьбами и взаимоотношениями, с особым отношением к природе, к соотечественникам, власти и т.п.). Всякое отечественное искусство способствует установлению национально-культурных диалогов, обнаруживая как похожесть, близость жизни и помыслов народов мира, так и различия, особенности. Художественное наследие всех народов абсолютно равноценно для мировой культуры: здесь нет «великих» и «малых», «высоких» и «примитивных», если только оно по настоящему искренно, талантливо и человечно.

В чем же состоит сущность и смысл искусства?

Человеческое жизнетворчество уже само по себе «искусство». Искусство не сразу стало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до великого древнегреческого философа Платона искусством называлось и умение строить дома, и врачевание, и управление государством, и философия… Что же такое искусство?

Искусство – бесконечно разное художественное достраивание мира по законам Правды, Добра и Красоты. По словам французского писателя М.Пруста: «Мир создавался не однажды, а столько раз, сколько появлялось великих произведений искусства». Благодаря искусству порождается принципиально новый феномен действительности. Искусство отличает небывалый уровень свободы творческого духа. В результате в художественном произведении невозможное в реальной действительности становится возможным, а должное - сущим.

В слове «искусство» заложено другое ключевое слово культуры: «искусность», индивидуальное мастерство – то, что отделяет креативную, духовную сущность человека от инстинктивной биологической запрограммированности Природы. Искусство рождается от удивления миром, от неудовлетворенности им, от острой потребности в самовыражении и собеседнике. Художественное чувство заложено в каждом человеке как его сущностная, родовая черта. Различается лишь «градус» художественности (великое искусство или посредственное, профессиональное или любительское).

Искусство всегда носит глубоко авторский характер, пронизано индивидуальностью своего создателя.

Искусство стало уникальным средством восполнения неполноты и ограниченности обычной человеческой жизни. Только в искусстве возможен особый эффект присутствия и самоотождествления с реалиями (событиями) художественной жизни; только здесь возникает возможность примерить на себя множество иных (художественных) жизненных судеб, исторических ситуаций. Тем самым, искусство «лепит», воспитывает личность («а я смог бы так?», «приемлю ли я это?» и т.п.), становясь действенным средством умножения жизненного кругозора и опыта человека. Искусство – это своеобразная «конденсация» культуры: в нем концентрированно представлено неизмеримо больше жизненных явлений, чем представляет нам жизнь в ее реальном измерении.

Сконцентрированная в искусстве жизнь воздействует на все «этажи» человеческого сознания: на разум, чувства, волю. Человеческие поступки, отображенные в произведении, предстают уже пройденными через призму общественных идеалов. Поэтому, искусство одновременно и изображает жизнь, и дает ей оценку, и учит, и моделирует.

Искусство – признанная форма «воспитания чувств» в человеке, особенно литература. В самом деле, именно искусство настраивало в человеке особую, высокую шкалу культурного отношения к жизни: признания в любви, красивого, поэтического восприятия природы, Родины и т.п.

Искусство – одна из форм образного познания жизни и человека. Одни формы общественного сознания опираются на мышление понятиями: это мир фактов, логики, теоретических абстракций. Таков путь философии и науки. Другие – на мышление образами, живыми, эмоциональными, цельными. Таковы миф, религия и искусство.

Понятийное мышление – вторично, искусственно, кратковременно, требует специальных логических усилий и специального терминологического аппарата исследования. Образное же мышление исходно, первично, естественно: с него и начиналось осмысление и освоение человеком мира. Именно образный мир – свой для человека. Не случайно, ситуация отдохновения, релаксации немедленно погружает человека в свободную игру воображения и ассоциативных параллелей. Даже речь наша – насквозь образна. Понятно, что «неба»» в строгом смысле слова нет, однако, смотрим мы «на небо», говорим: «снег кружится», «мороз рисует», «звезда упала», а «вулкан проснулся». Ничто не может изменить нашей потребности образно воспринимать и выражать мир. Это и создает вокруг нас ощущение обжитого, родного «культурного дома».

Наука основана на системе специализированного, дробного, расщепленного знания. Это – анализ в первую очередь, «чистое», рассудочное знание, т.к. целью его является проникновение в тайны материи. В свою очередь, философия тяготеет к обобщению и всеобщности, абстрагированию. И научное, и философское знание лишено эмоционально-чувственных характеристик, в нем нет, и не может быть «живого человека».

Искусство – это «изображение жизни в форме самой жизни», когда порождается небывалый эффект жизненной правды, а художественные истории эмоционально переживаются как самые настоящие. А.С.Пушкин сказал, что в искусстве доминируют три главные эмоции – Смех, Жалость, Ужас, породившие целую палитру художественных жанров (комедия, трагедия, мелодрама).

Искусство – особая, художественная «знаковая система», по - своему соединяющая субъекта с внешним миром, благодаря которой человек упорядочивает, истолковывает и осмысливает мир. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, прежде, чем он станет понятен. Язык искусства – неповторим, само искусство – поле экспериментов, прибежище талантов и гениев, творящих новые правила и формы. Художник взрывает существующие художественные границы и одновременно он - производная величина своей культуры, ограниченный ценностно-нормативной базой искусства своего времени.

Искусство стало результатом двух встречных процессов в деятельности человека: внешнего: через труд, познание. Общение и оценку и внутреннего: через самосозидание, самопознание, самообщение (внутренний диалог), самооценку.

В художественном произведении социально значимое субъективируется, принимает личностную форму (тысячи возможных жизней собираются в едином «Я» автора), а затем этот обогащенный художественно-авторский опыт возвращается к людям, публике.

У искусства 2 главные особенности: его мир – не есть сугубо порождение чистого вымысла, он всегда воспринимается как реальность, настоящая жизнь. Но одновременно эта реальность – лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Художник интуитивно вкладывает в свое произведение и нечто, идущее из сферы бессознательного. В результате подлинное произведение искусства содержит неисчерпаемость истолкований, будто автору было присуще бесконечное количество замыслов. Зачем же необходимо человеку искусство? В отличие от других видов деятельности искусство – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Только в искусстве человек свободно и полновластно творит особый мир, так же как творит свой мир природа. В отличие от научного, «фрагментарного», «специального» мышления о мире, искусство активизирует в человеке все его духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и воображение.

Главным механизмом создания произведений искусства является открытие автором художественных образов.

Что же такое художественный образ?

Чтобы быть общедоступным, художественный образ должен обладать узнаваемой формой, но при этом не потерять своей уникальности. Художественный образ может быть разным по масштабу и уровню обобщения (микрообраз, макрообраз, мегаобраз). Художественная образность одновременно и жизненно конкретна и типизирована (Остап Бендер, Дон Кихот, Е.Онегин – и индивидуальны, неповторимы, и узнаваемы, типичны для своего времени). Для художника важно ухватить и отразить срез жизни в целом.

Таким образом, в художественном образе сбалансированы индивидуальное и типическое, этнонациональное и общечеловеческое, рационально-логическое и эмоциональное (А.Блок: «И хлад ума, и жар души»). Типизация стала для искусства средством выявления сущностного в многообразных и изменчивых явлениях жизни.

Художественный образ обладает способностью достраиваться в сознании адресата, достраиваться силой его собственного воображения. Восприятие художественного образа помогает извлечь из нашего сознания мир ранее неведомых нам мыслей, чувств, эмоций. Автор (художник) нажимает лишь три клавиши, а в сознании его адресата должна зазвучать целая мелодия, только найти эти три искомые клавиши – удел гениев. «Великое – в малом», «Чтоб словам было тесно, а мыслям просторно», «Искусство рождается в неволе, а умирает на свободе»- вот принципы искусства.

В искусстве своя – художественная правда, которая никогда не совпадает с реальной. Искусство не существует вне условности, поскольку у него своя природа, свои законы создания и восприятия. Условность означает нетождественность искусства – реальности. Происходит создание новой – художественной реальности, но создание психологическое. Стремление некоторых авторов к абсолютному жизненному правдоподобию в искусстве оборачивается чудовищной фальшью. Об этом отлично сказал Г.Гегель: «Существуют портреты, до отвратительности похожие».

Искусство выработало свои законы отражения и восприятия мира. Где нашли свое место и фантастика, и гротеск, и абсурд. Но познание сущности жизни от этого способно стать более глубоким, сущностным. Задача искусства не копировать жизнь, но проникать в него, передавая, - по словам О. де Бальзака, - «не букву, но дух событий»,

Формула восприятия искусства превосходно передана А.С.Пушкиным: «Над вымыслом слезами обольюсь».

Произведения искусства возникают во времени, а существуют вне времени. Искусство призвано поддерживать в людях чувство исторической памяти, способствовать диалогу ушедших и будущих поколений. Искусство показывает, что в истории преходяще, а что вечно. Поэтому, произведения искусства не способны состариться, они всегда будут актуальны: одновременно и несут дух своего времени, и способны к новому историческому прочтению, новой художественной интерпретации.

Искусство реализует потребность человека в диалоге (про себя). Искусство и рождается как диалог: произведение это исповедь автора о том, что гнетет его дух, о том, каким должен быть мир. Искусство не создается самодовольными людьми, а только людьми, способными удивляться миру, ищущими, переживающими. Освобождение достигается через исповедь, через приобщению к своим мыслям других людей, способных к сопереживанию. В этом – великая этическая миссия искусства. Эффект катарсиса в искусстве означает духовное сопереживание художественной истории и как результат – собственное морально-эстетическое самоосвобождение, самоочищение.

Настоящее искусство не опускается до уровня обслуживания низменных вкусов толпы. Оно не угодничает перед властью, не служит частным политическим интересам.

Главная тема искусства – ускользающая из жизни человечность. Речь идет о драме людского равнодушия, малодушия, предательства. Однако, художник всегда (явно или неявно) предлагает для своего адресата-собеседника пути выхода из самой тяжелой жизненной ситуации. Поэтому, искусство – это всегда художественное человековедение.

Искусство выполняет множество функций. Среди них: преобразовательная (искусство как творчество), компенсаторная (искусство как восполнение), познавательная (искусство как знание), информационная (искусство как сообщение), концептуальная (искусство как анализ исторического состояния мира), прогностическая (искусство как предсказатель), коммуникативная (искусство как сообщение), игровая (искусство как игра) и др.

Великое искусство всегда имеет глубоко национальную природу, сохраняя глубинную связь с народным творчеством (фольклором).

Национальное = индивидуальному, но применительно к целому народу. Произведение искусства не может быть национально обезличенным. Общечеловеческие заботы, беды и проблемы в нем всегда облачены в национально окрашенные эмоции и чувства. Поэтому, искусство – идеальный инструмент для мирового общения. Искусство в системе национальных культур сродни собранию разных цветов в саду мирового бытия. Образуется противоречивая гармония (единство в многообразии), где каждая культура вносит свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Национальные произведения искусства - «золотой запас» в развитии человеческого духа.

Сущность национального в искусстве всегда волновала классиков отечественного искусства. Так, Н.В.Гоголь в статье «несколько слов о Пушкине» отмечал, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, так что соотечественникам его кажется, будто это чувствует и говорит он сам». Истинно национальный художник не подделывается искусственно под народный язык. «Народность – общечеловеческое начало, облеченное в живые народные формы» (А.Хомяков). По словам В.Белинского народность искусства есть «не достоинство, а необходимое условие» и «если изображение жизни верно, то и народно ».

Подлинно великое национальное искусство никогда не будет сугубо «местечковым», провинциальным самолюбованием деталями своей культуры. В национальных формах искусства всегда должны быть отражены общечеловеческие проблемы жизни (нравственные, религиозные, эстетические и др.). Это создает возможность диалога (общения), взаимного интереса разных национальных культур. В отличие от националистического, национальное искусство никогда не утверждает свое особое превосходство, не навязывает своего мнения, не принижает роли и значимости других (инонациональных) художественных форм осмысления мира и человека.

 

Нравственная культура

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности — это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив. Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой — к неофициальным межличностным отношениям, третий — к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Слово «нравственность» означает в современном языке примерно то же самое, что и мораль. Ведь этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «moris»), обозначающему «нрав», «moralis» – «нравственный». Другое значение этого слова — закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное — аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль» — используют как отдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это. Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось», «наши отцы и деды так поступали и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой нравственной поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. («Кого честь не берет, того палка проймет», — говорит одна из пословиц).

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности. Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень «тонкими» психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения — это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным — все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение.

Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.

Что есть нравственность? Примем, что это примерно то же, что «нравственная жизнь», а нравственная жизнь- это просто человечес кая жизнь, личная и общественная, если смотреть на нее в свете нравственных правил. Нравственная жизнь становится предметом нау ки, научного исследования. Если мы исследуем факты нравственной жизни индуктивным методом, исходя из опыта, получится так назы ваемая наука о морали. Она берет существующие нравственные нормы и устанавливает, что в данном обществе или в данной исторической эпохе считают или считали добром или злом. Наука о морали не оп ределяет, что добро, а что — зло. Этим занимается этика, которая подходит к нравственной жизни не с описательной, а с нормативной точки зрения.

В этическом отношении добро и зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по — разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» — плохой.

В историческом развитии ценностного сознания, в истории мо ральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства («старое доброе вино», «добрый конь», «добрая работа», «доброе деяние», «одобрение»), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае — это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д., а в другом — есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.

Добро в этом втором абсолютном значении — моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности — к идеалу. Зло есть противоположность добра.

Исторический процесс формирования этих понятий был про цессом становления и развития самой морали. Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценнос ти, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихий но совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о чем мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла. Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом — в конечном счете с идеалом.

Итак, содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концеп туальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельст вам и противоречащее им и т.д.

Наконец, в-третьих, добро и зло как моральные понятия связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Как бы ни определялись философами источники добра и зла — творятся они человеком по мерке его внутреннего мира. Соответственно утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих, но не одухотворенные стремлением человека к добродеянию, остаются лишь формальным обрядом. Более того, любые ценности — на слаждение, польза, слава, красота и т.д. — могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт «освоения» этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу.

По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимо определены и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, утопично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра.

Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга. Они содержательно взаимозависимы. Существует такая точка зрения, что добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Такая точка зрения, признающая равновеликость противоположных начал мира, называется дуализмом. Наиболее ярким выражением религиозно-этического дуализма стало в первой половине III в. манихейство — учение, основанное персом Мани на базе различных религиозных традиций. Согласно манихейству, в мире борются два независимых и самостоятельных начала добра и зла или света и тьмы. В ходе их постоянной борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла.

Можно ли сказать, что добро и зло сосуществуют так же, как во Вселенной соприсутствуют свет и тьма? Или же их отношения иные — подобные свету и тени, как они видятся нами на Земле? Верно, скорее всего, второе сравнение.

К этому склоняет другая точка зрения относительно природы добра и зла. Как на Земле источником и света и тени человека соответствует законам и требованиям логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и требованиями логики является тем, без которого вообще невозможна культура мышления. Многие из людей следуют логическим законам непроизвольно, инстинктивно, даже не задумываясь, даже не зная об этих законах. По большей части, логика и есть культура мышления. Из этого следует что, культура мышления, в свою очередь, учит человека нравственной культуре. Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет — слово французского происхождения, обозначающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Различают несколько видов этикета, но большинство правил различных видов этикета в той или иной мере совпадают.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один — на людях, другой — дома. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанная на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности (в области моральной культуры) и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности (в области культуры материальной). Основные составляющие этикета: Хорошие манеры. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение ивнимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры. Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях; развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде; грубость, проя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: