Формирование государственности у франков - (союз древнегерманских племен) сопровождался созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. “Варварские правды” делились на: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Наиболее типичным является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. - при правлении короля Хлодвига. текст Салической Правды до настоящего времени не сохранился. В течении ряда веков Салическая равда переписывалась, дополнялась и изменялась. до настоящего времени дошло несколько вариантов Салической Правды, из которой наиболее близкой к древнему первоначальному тексту считается Парижская рукопись. Салическая Правда характерезуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуальный хар-р. Основное содержание
Салической Правды - это нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права дают представление о процессе развития прав собственности на землю. Из текста Салической Правды можно составить представления об общественном строе франков н VI в. Отличительная черта франкского общества V-VI вв. - наличие общины. которая осуществляла переход от земледельной общины, когда сохранялась коллективная собственность на землю, к соседской общине - когда появлялась индивидуальная собств малых семей. Община отмечена сохранением родовых отношений (сородичи платили вергельд). Затем описывается процесс разложения родовых отношений. (статья 58 - о горсти земли, 60 статья - о желающем отказатся от родства). Основная масса свободного населения - это земледельцы-общин, воины, королевские слуги. Были и рабы (скоты). Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Нет упоминаний о купле-продажи земли, а значит нет частной собственности на землю. Обязательственные отношения освещены слабо. Есть заем, мена, дарение. Упоминается передача права на вещь путем публичной передачи вещи. Истребование долга в установленной форме. Есть обязательства из причинения вреда. Брак в форме покупки невесты (о расторжении нет). Наследование по закону и по завещанию. По закону - движимые вещи в основном по материальной линии, земля передаваласьтолько мужчинам.
|
Особое место удилялось преступлениям и наказаниям. Упоминается 4 вида преступлений: против личности, собственности, против порядка отправления правосуд, нарушение предписаний короля. Были отягчающие обстоятельства. Отмирание кровной мести. Судебный процесс имел состязательный характер.
Дело возбуждалось по инициативе истца. Судебный Процесс был гласным, устным, строго формальным. Были свидетели доброй славы, ордалии. Споры разбирались на заседании, приговор давали заседатели - рахинбурги, затем королевская администрация.
2.Общественный строй франков по Салической правде. Формы закрепощения франского крестьянства. Прекарий и коммендации.
В V-VI вв. у франков существовала общинная организация. Знать еще была немногочисленной, общинники - свободны, но были рабы, которые считались вещью, хотя рабский труд не получил широкого распространения. По Салической правде - памятнику права франков - также известны литы, которые были категорией полусвободного населения. Различия в статусе франков не столько экономические, сколько социально-правовые. Важный фактор при определении различий - принадлежность к королевской службе, дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Литы - неполноправные жители общины франков, находились в личной и материальной зависимости от господина (жизнь лита по Салической правде оценивалась в 1/2 от свободного). Литы пользовались определенной правоспособностью: могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде и т.п. Рабы могли быть освобождены господином, но у последнего оставалось их имущество. За преступление литу полагалось то же наказание, что и рабу. В Салической правде есть и другие категории населения - господская челядь и дворовые слуги-рабы, что свидетельствует об имущественном расслоении.
|
Вместе с тем, у франков наблюдается прочность общинных порядков, общинная собственность, равные права общинников на земельный надел. В Салической правде нет понятия частной собственности на землю, но фиксируется зарождение аллода, который предусматривал право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее развитие феодальных отношений во франкском обществе связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод - отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, с другой - земельного держания зависимых от них крестьян.
|
Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование различных укладов ускорило создание феодальных отношений. В сер. VII в. в Северной Галлии складывается феодальная вотчина с характерным разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Процесс расслоения общины в ходе войн состоял и в превращении общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.
B VIII-IX вв. бурный рост феодальных отношений и аграрный переворот привели к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, утрате общинниками земли и свободы, росту частной власти феодальных магнатов.
Закрепощение франского крестьянства.
Рост крупного землевладения за счёт свободных крестьян, терявших право собственности на землю, сопровождался их закрепощением. Разорявшийся мелкий собственник сплошь и рядом был принуждён не только отдавать крупному землевладельцу свою землю, но и становиться по отношению к нему в личную зависимость, т. е. терять свою свободу.
«Господину брату моему такому-то, — писалось в кабальных грамотах от имени крестьянина. — Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею, чем жить и одеваться. Поэтому, по просьбе моей, ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то солидов; а у меня нечем выплатить эти солиды. Поэтому я просил совершить и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной всё, что вы полномочны делать со своими прирождёнными рабами, именно продавать, выменивать, подвергать наказанию».
Свободные крестьяне могли вступать в зависимость от крупного феодала и на более льготных условиях, не теряя на первых порах своей личной свободы и становясь как бы под покровительство крупного землевладельца (так называемая коммендация, от латинского слова «commendatio» — «препоручаю себя»). Но совершенно ясно, что и коммендация крестьянина, так же как и превращение его в прекариста какого-нибудь крупного землевладельца, приводила к одним и тем же последствиям, т. е. к превращению этого свободного крестьянина, а также и его потомства в крепостных крестьян.
Государство играло в этом процессе активную роль. Об этом свидетельствует целый ряд указов Карла Великого и его ближайших преемников. В своих указах (капитуляриях, от латинского слова «caput» — «голова» или «глава», так как каждый указ разбивался на главы) Карл предписывал управляющим наблюдать за свободными крестьянами, живущими в королевских поместьях, брать с крестьян штрафы в пользу королевского двора и судить их. В 818—820 гг. были изданы указы, при крепившие всех плательщиков податей к земле, т. е. лишившие их права свободного перехода с одного участка на другой. Каролинги приказывали крестьянам судиться у крупных землевладельцев и подчиняться их власти. Наконец, в капитулярии 847 г. прямо предписывалось, чтобы каждый ещё свободный человек, т. е. прежде всего крестьянин, нашёл себе сеньора (господина). Так государство активно содействовало утверждению феодальных отношений во франкском обществе.
Закабаление крестьян (коммендация, прекарий).
К середине VIII в. происходит широкое распространение отношений покровительства, господства и подчинения, возникающих на основе особых договоров коммендации и прекария (под влиянием римских институтов патроната-клиентеллы). Покровительства чаще всего добивались из-за невозможности самостоятельного ведения мелкого крестьянского хозяйства, разоряемого войнами и грабежами. Покровительство предполагало установление имущественной и личной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов: крестьяне передавали право собственности на свои участки, получая их обратно на условиях выполнения повинностей, оброка и т.п.
Договоры коммендации (покровительства) действовали в отношениях крестьян с католической церковью и монастырями. Они не всегда были связаны с потерей свободы и прав на земельный участок. Свободу теряли постепенно и становились крепостными через несколько поколений. Обычно коммендация предусматривала:
- передачу господину права собственности на землю с последующим её возвращением в виде держания;
- установление личной зависимости от своего патрона;
- выполнение в пользу патрона ряда повинностей.
Договор прекария предусматривал непосредственную передачу земли и возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, и обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца. Прекаристы - это переходный слой от свободных аллодистов к крепостным. Известны три формы прекария:
- precaria data (данный) - форма аренды земли, на основании которой малоземельный или безземельный крестьян получал участок земли во временное пользование;
- precaria remuniratoria (возмещенный) - прекарист передавал участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение (возникал как правило вследствие залога земли в обеспечение долга);
- precaria oblata (подаренный) - прекарист (чаще под нажимом) отдавал участок господину, а затем получал свой участок и иногда дополнительный от него, но уже в качестве держания.
Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но не в отношении землевладельца, который мог взять прекарий обратно. Чем больше было прекаристов, тем больше власть магната.
Государство содействовало процессам закабаления: в капитулярии 787 г. запрещалось принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи или отношения зависимости охватывают всех свободных людей. В 808 г. свободным людям было предписано идти на войну либо с сеньором либо с графом.
В IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиции по наследству и возникает феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью.
3. Общинная собственность на землю. Марка и аллод. Бенефиций и Феод.
Община, являвшаяся по «Салической правде» основой хозяйственной и социальной организации франкского общества, представляла собой в V—VI вв. переходный этап от земледельческой общины (где сохранялась коллективная собственность на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине-марке, в которой уже господствует собственность индивидуальных малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр. До завоевания Галлии собственником земли у франков являлся род, распадавшийся на отдельные большие семьи (это и была земледельческая община). Продолжительные походы периода завоевания и расселение на новой территории ускорили начавшийся еще во II—IV вв. процесс ослабления и распада родовых и складывания новых, территориальных связей, на которых основывалась сложившаяся позднее соседская община-марка. По словам Ф. Энгельса, «род растворялся в общине-марке, в которой, впрочем, еще достаточно часто заметны следы ее происхождения из отношений родства членов общины».
В «Салической правде» отчетливо прослеживаются родовые отношения: и после завоевания многие общины состояли в значительной части из родственников; сородичи продолжали играть большую роль в жизни свободного франка. Из них состоял тесный союз, включавший всех родичей «до шестого колена» (третьего поколения по нашему счету), все члены которого в определенном порядке обязаны были выступать в суде в качестве соприсяжников (принося присягу в пользу сородича). В случае убийства франка в получении и уплате вергельда участвовала не только семья убитого или убийцы, но и их ближайшие родственники как со стороны отца, так и со стороны матери.
Но в то же время «Салическая правда» показывает уже процесс разложения и упадка родовых отношений. Среди членов родовой организации намечается имущественная дифференциация. Глава «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не может помочь своему родственнику в уплате вергельда: в этом случае он должен «бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы тот уплатил все по закону». Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей. Глава IX «Салической правды» подробно описывает процедуру отказа от родства, во время которой человек должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.
В случае смерти такого человека его наследство поступает не родичам, а в королевскую казну.
Развитие имущественной дифференциации в среде сородичей приводит к ослаблению родовых связей, к распаду больших семей на малые индивидуальные семьи.
В конце VI в. наследственный надел свободных франков превращается в полную, свободно отчуждаемую земельную собственность малых индивидуальных семей – аллод. анее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле — только как наследственный надел, которым нельзя свободно распоряжаться. Уже упоминавшийся выше эдикт короля Хильперика, значительно расширив право индивидуального наследования общинников, по существу, отнял у общины право распоряжаться надельной землей ее членов. Она становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, т. е. превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. По словам Ф. Энгельса, «аллодом создана была не только возможность, но и необходимость превращения первоначального равенства земельных владений в его противоположность».
С возникновением аллода завершается превращение земледельческой общины в соседскую или территориальную, обычно называемую общиной-маркой, которая состоит уже не из родичей, а из соседей. Каждый из них — глава малой индивидуальной семьи и выступает как собственник своего надела — аллода. Права общины распространяются лишь на неподеленные угодья—марки (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т. п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI в. луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиальную собственность отдельных общинников.
Община-марка, сложившаяся у франков к концу VI в., представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются классовые феодальные отношения.