Тема 2.2 Предпринимательство и предприятие.




Группа МТ.19

Лекция (09.10.2020)

Занятие – 80 мин.

Тема 2.2 Предпринимательство и предприятие.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме, представленным в данном файле.

Подготовьте реферативное сообщение на тему «Психология предпринимательской деятельности », ответьте письменно на контрольные вопросы в рабочей тетради до 14.10.2020.

Фото-отчет выполненной работы и реферат пришлите на электронную почту техникума по адресу dist-obuchenie@mail.ru (указав группу, фамилию, имя и дисциплину) или на мою страничку в контакте vk.com/id424036712, или на почту malovikn@inbox.ru

 

Литература:

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – с.119 – 127.

 

Цель занятия: Изучить теоретический материал лекционного занятия, сформировать систему знаний и основных понятий и сущности предпринимательства, организации предпринимательской деятельности выявить особенности правовой грамотности предпринимательства; способствовать осознанию необходимости знаний по предпринимательству в современных условиях экономики.

План

1. Понятие и сущность предпринимательства.

2. Организация предпринимательской деятельности.

3. Психологические аспекты. Психология предпринимательской деятельности.

Предприниматель — это человек особого рода. Прибыль для него лишь символ успеха.

Главное — ступить на неизведанный путь, далекий от традиционных решений.

Йозеф Шумпетер

 

Предприниматель — физическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в качестве предпринимателя и которое самостоятельно и на свой риск осуществляет активную экономическую деятельность без учреждения какого-либо предприятия, кроме крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимателям приравниваются физические лица, самостоятельно осуществляющие на основе лицензии, свидетельства или иного подобного документа, выданного уполномоченным органом, те виды экономической деятельности, которые в соответствии с законодательством не относятся к предпринимательской деятельности. К предпринимателям, в частности, приравниваются занимающиеся частной практикой нотариусы, аудиторы, детективы, охранники.

Предпринимательство — самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Заниматься предпринимательством могут как физические, так и юридические лица.

Субъектами предпринимательства могут быть граждане своей страны и иностранных государств, а также объединения граждан (коллективные предприниматели). Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещённые законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

Предприниматель - это не только профессия, но и определенное специфическое состояние человека с определенными наклонностями, порождаемое комбинацией социальных сил и социальных обстоятельств, но отнюдь не только специальным профессиональным обучением. Чтобы стать предпринимателем, учатся в специальных высококлассных высших учебных заведениях, ибо в современных условиях предприниматель должен быть вооружен знаниями многих отраслей науки и практики, должен быть интеллектуалом. Но всего этого все-таки недостаточно. Предпринимателями, конечно, становятся. Вместе с тем в известном смысле предпринимателями рождаются.

Точно так же, как знание грамматики и синтаксиса не делает выпускника литературного вуза поэтом или прозаиком, знания экономической науки совершенно недостаточно, чтобы стать предпринимателем. Им надо родиться, стать им можно лишь при определенных условиях.

В «Теории экономического развития» австрийский экономист- теоретик Й. Шумпетер обращает внимание на то, что предприниматель - это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные. Это положение имеет принципиальное значение.

Дело в том, что в полной мере неопределенность и, соответственно, риск имеют место не тогда, когда предприниматель действует по установившимся и апробированным правилам и нормам, в полном соответствии с буквой закона и учебника, а когда он поступает вопреки традициям, установившимся нормам, когда решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное другими направление.

Так в свое время поступил Б. Гейтс, занявшись разработкой и выпуском программного обеспечения для персональных компьютеров и ставший самым богатым человеком в США.

Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации. И лишь в «поворотных» моментах своей деятельности в целях выживания принимают кардинальные решения и реализуют их не так, как остальные бизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно является максимизация прибыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.

На следующей ступеньке находятся люди весьма инициативные, но находящиеся в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше следуют известному медицинскому правилу: не навреди!

Это правило верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека и риск ограничен, но оно приносит вред в предпринимательстве.

У этой группы бизнесменов мотивация несколько иная, чем у первой группы, но все-таки и у них уже есть пусть небольшой, но элемент иной мотивации - обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.

На следующей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации прибыли.

Не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, зачастую и благотворительность.

И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, это для них пройденный этап. Они как деловые люди способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Для них главное иное, что можно выразить двумя основными положениями.

Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальное состояние. Они не могут иначе. Их предпринимательская деятельность - это постоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведанного, постоянные открытия.

Вместе с тем это и удовлетворение жажды борьбы с конкурентами за новые идеи, за их реализацию, за общественное признание.

Кроме того, это ненасытная борьба за власть, которая, как известно, способна опьянить сильные личности. Одно сознание того, что власть у тебя в руках, для суперэлитных предпринимателей выступает вполне приемлемой платой за ежедневный изматывающий труд, за отказ от общепринятых обыденных удовольствий, за отказ от улучшения условий жизни. Более того, как заметил Й. Шумпетер, власть для суперэлиты - это средство, основа для формирования пусть относительно небольшой, но собственной частной империи. Это лучшее подтверждение обладания властью.

Из сказанного следует, что и мотивация деятельности у них совершенно иная. Внешне она противоречит закону Госсена, но по существу здесь нет ничего противоречащего этому закону.

На определенном этапе максимизации прибыли для определенного типа бизнесменов меняется объект потребностей. Таким образом, предпринимательство для всех его групп не только профессия, но и способ самореализации.

Подлинный предприниматель - это талант. Но без образования он, образно говоря, необработанный алмаз.

По данным опроса на 800 предприятиях Москвы, Тулы, Волгограда и Сыктывкара, по уровню образования предпринимателей можно сравнить лишь с высшим управленческим звеном государственных предприятий. Среди руководителей предприятий с числом занятых более 100 человек высшее образование имеют 85% опрошенных. Уровень образования в крупных городах выше 75% в сравнении с 59% в районных центрах. Примечательно, что доля бывших рабочих в общей численности предпринимателей составляет лишь 7%. Интересны данные по происхождению предпринимателей:

из среды работников умственного труда - 80%;

из среды служащих - 34%;

из среды инженерно-технических работников - 31%.

Научное исследование предпринимательства впервые осуществил Й.Шумпетер. «Предпринимателями, - мы считаем не только тех «самостоятельных» хозяйственных субъектов рыночной экономики, но всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию, даже если они не являются «самостоятельными», а являются служащими акционерного общества или любой иной частной фирмы».

Как уже указывалось, основополагающей функцией предпринимателя Й. Шумпетер считал новаторство, т.е. деятельность по созданию новой комбинации факторов производства или социальных факторов с целью получения реальной экономической выгоды, в том числе и в виде увеличения прибыли акционерного общества и ускорения развития экономики в целом.

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства – важнейшая из составляющих капиталистического духа наряду с мещанством и бюрократичностью. Предприниматель должен обладать следующими качествами: завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство); организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координировать действия); торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие). Мещанину требуются другие качества: хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью; деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору, и строгое ведение отчетности. Третья составляющая капиталистического духа - бюрократия. Черты бюрократа: преданность корпорации, работа ради ее прибыли (способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций). Интересно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад.

По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев уоснователей компаний хотя бы один из родителей был представителем свободной профессии. Установки, не совместимые с предпринимательскими поступками, сформулировал М. Мольц: это готовность к разочарованию, неуверенность, испытание чувства одиночества, обиды, опустошенности и использование агрессии по полезным каналам приложения. По мнению У. Джеймса, причина уныния предпринимателя - «только отражение субъективного восприятия человека», ибо потеря прибыли — факт, а что предприниматель при этом опозорен или разорен – его личное суждение.

Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопределенным образом. Она постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение (термины Э. Берна) устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются.

Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет предпринимателей из общей социальной структуры.

Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офисе, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства – получение прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой – созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов.

Западные, а особенно американские, теории мотивации (Т. Элерс) признают в качестве главного стремления предпринимателя тягу к успеху. Успех – это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе.

Описательная модель основана на анализе условий формирования эффективного предпринимателя. Она предполагает наличие у предпринимателя идеи (идея-цель и идея-средство), веры в успех, специальных знаний, развитого воображения (творческое начало), навыков координации усилий (межличностная эффективность), планирования, принятия решения, а также настойчивости, интеллектуальности и интуиции.

Имеются и другие подходы. Например, важными для психологического портрета предпринимателя являются следующие качества: в интеллектуальном блоке — компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; в коммуникативном блоке – талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения; в мотивационно-волевом блоке – склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Отмечается, что предприниматель обычно имеет хорошее здоровье, неиссякаемую энергию и оптимизм. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель – прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственная, коммерческая, финансовая).

Предпринимательское поведение является социально-экономическим видом деятельности. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно-оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей.

Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения».

Мотивы предпринимательской деятельности:

- желание быть хозяином своей судьбы;

- стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на принцип «жить, чтобы работать»;

- желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Основные характеристики поведения предпринимателя (Б. Карлофф):

1. Самостоятельность в принятии решения.

2. Восприимчивость к новому.

3. Нацеленность на получение результатов.

4. Открытость для конструктивной критики и похвал.

5. Стремление принимать активное участие в бизнесе.

6. Любовь к быстрому развитию и нововведениям.

7. Крайняя требовательность к себе и своим компаньонам.

Таким образом, можно выделить характерные черты предпринимателя:

1) организационно-хозяйственное новаторство;

2) готовность к риску;

3) поиск новых возможностей;

4) инициативность;

5) ориентация на высокое качество и эффективность;

6) целенаправленность;

7) ответственность своим имуществом;

8) высокая информативность;

9) способность к «жертвованию» в интересах дела;

10) постоянное изучение рынка;

11) систематическое планирование;

12) способность переубеждать людей;

13) решительность;

14) коммуникабельность;

15) надежность;

16) честность;

17) умение принимать нестандартные решения.

Из определения понятия предпринимателя следует, что он должен иметь представление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии с теми или иными формами и направлениями реализации множества моделей предпринимательского поведения.

На Западе существуют следующие модели поведения предпринимателей:

- инвестиционная – разработка и внедрение «на свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным;

- инвентарная – продвижение или продажа «ноу-хау» (собственного или клиента);

- организационная – организация осуществления каких-либо идей, нестандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, налаживание коммуникаций и взаимодействия;

- посредническая – выступление в роли арбитра, посредника с получением комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон);

- аквизиционная – аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время;

- коммерческая – создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации;

- консалтинговая – обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем;

- конъюнктурно-игровая – манипулирование, комбинирование ценовой и иной конфиденциальной информацией.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику предпринимательства и раскройте общее и отличное в понятиях «предпринимательство» и «бизнес».

2. Какими, на Ваш взгляд, чертами должен обладать предприниматель?

3. Раскройте сущность понятия «предпринимательский риск». Чем рискует человек, который решает открыть собственное «дело»?

4. Приведите примеры случаев, когда интересы предпринимателей противоречили интересам общества. Каким образом можно предотвратить данный конфликт?

5. Подберите четыре высказывания известных людей относительно «предпринимателей» и объясните их смысл»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: