Военное искусство казаков.




Адрес обратной связи для студентов

Электронная почта преподавателя: larisa7720@yandex.ru

Страница ВК для работы со студентами

(Лариса-Петровна Техникум)

Задание по дисциплине «Отечественная история» для группы 1ТОРА-19

На 09.10.2020г.

Выполнить до 12.10.2020

Задание:

Ознакомиться с лекцией, составить эссе на тему «Военное искусство казаков». Оформить в тетрадь, сфотографировать, переслать преподавателю для проверки в срок, указанный красным шрифтом.

 

Тема: Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии

(середина ХІV-начало ХVIвв.)

План

1. Зарождение Донского казачества

2. Жизнь и быт казаков.

3. Военное искусство казаков.

 

Цели занятия:

- сформировать представление об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков.

 

В целом, надо подчеркнуть, что казаки в ранний период своего существования представляли собой особый маргинальный слой общества. Поэтому их трудно идентифицировать с каким-то одним названием, словом, понятием.

В то время, когда Россия, сплачивалась воедино, росла и крепла под покровом московского единодержавия, в далеких степях юга занималась заря своеобразной народной жизни.

Зарождение Донского казачества

В XVI веке появилось донское казачество. Оно складывалось постепенно путем колонизации, которая, то усиливаясь, то замедляясь, заселяла плодоносные, но тогда еще почти безлюдные степные пространства по обеим сторонам Дона и по рекам Донцу, Хопру, Бузулуку и Медведице. Насельники, появившееся в этих девственных пустынях, были уроженцами разных краев земли русской: областей северных, Малороссии, Запорожской сечи (первая значительная партия запорожцев появилась на Дону в 1588 г.) и др. Инороднический элемент не замедлил показаться между ними, частью посредством простого приема иноземцев в товарищи, часть путем брачных союзов казаков с полоненными турчанками, черкешенками, татарками. Выходцы из России считали себя «людьми государевыми, но никак не помещичьими». Недовольные домашними порядками: наместниками, тиунами, доводчиками, опричным правежом, чрезмерным оброком за землю в пользу служилых людей и т.д., побросали они свои родные места и пошли в «поле» искать счастья и вольной жизни; но «уклоняясь от закона, признаваемого ими стеснительным, они не думали и не хотели выйти из подданства Государя» и «на Царя» делали свои завоевания. На необъятной степной равнине быстро начинают возникать их своеобразные военные общины. Еще в 1521 г., как свидетельствует наказ царскому послу Губину, земли от Азова до Медведицы были совершенными пустынями. Но вот в 1549 году какой-то Сары-Азман строит в 3-4 местах небольшие городки и делает нападения на ногайских татар, а уже в 1551 г. турецкий султан шлет ногайскому князю просьбу унять донских казаков, которые «с Азова оброк емлют и воды на Дону пить не дадут».

Жизнь и быт казаков.

Первые поселения казаков раскинулись по низовью Дона, преимущественно между станицами Черкасской и Цымлянской. В половине XVII века и северные части Области стали постепенно заселяться новыми пришельцами, гонимыми с родины общим дурным положением дел и особенно раскольничьим движением. «Положительно можно сказать, — говорится в трудах Войсковаго статистич. комитета — что именно расколу обязаны своим заселением верховья Дона и реки в него впадающие — Хопер, Медведица, Бузулук и Донец». Среднее течение Дона «от Цымлы до Чиру» долгое время оставалось почти безлюдным, а Миусский округ и задонская степь — места отдаленные от главной реки были совершение необитаемы вплоть до начала XVIII века.

Казачьи поселения делились на два разряда: одни из них так называемые «городки» служили постоянным местом жительства, другие «зимовища» были только зимними приютами, покидаемыми ранней весной для воинственных набегов. Все городки тянули к одному главному городу Раздорскому, который в течение XVI века был сборным местом всего донского казачества, но впоследствии потерял свое значение, уступив первенство вначале городку Монастырскому, а потом Черкасскому.

Во всех казачьих поселениях царило артельное начало. Сообща чинили казаки суд и расправу, сообща вершили всякое общественное дело. Начало это проявлялось и в частной жизни. «Казаки, — рассказывает Сухоруков, — живали по братски. Набьет ли кто дичины, или наловит рыбы — все делили по ровной части, не заботясь о будущем. Общества их разделились по сумам: человек по десяти, по двадцати имели все общее».

Не связанные брачными узами (большинство казаков был народ вольный, холостой), они не засиживались подолгу на одном месте, предпринимая постоянные походы и набеги на соседей. Коней у них в начале еще не водилось и двигались они частью водой (судовые походы), частью пешком. Из южных поселений казаки ходили на Азов или же, пробравшись через «Казачий ерик» в море, бороздили его по всем направлениям, грабя расположенные на берегах турецкие города и селения. Обитатели верховых городков направлялись на Волгу, на Каспий, вторгались даже во владения Персидского шаха…

Воспитание казаков. Приобщали казаков к ратному делу с рождения. Как только в семье рождался мальчик, “на зубок” ему клали стрелу, (потом пулю к ружью) а руке давали потрогать оружие, на 7 день крестили, имя давая по святцам. В 40 дней отец прицеплял младенцу шашку сбоку и возвращал его матери со словами “вот тебе казак”. В 3-4 года посвящали в казаки: собиралась вся родня, мальчика сажали на коня, с шашкой в руке. Отец вел коня по кругу, потом казачонка везли в церковь верхом, служили молебен, чтоб рос храбрым и преданным Богу и Православию. В 5 лет казачата скакали по улице, в 7-8 играли в войну на конях за станицей или хутором. Эти игры поддерживались стариками, атаманом. В 12-13 лет казачата скакали наметом, преодолевая препятствия, могли на коне догнать зайца и убить его нагайкой, владели шашкой, ружьем. С 18-19 лет проходили обучение под руководством опытных казаков, обучаясь специальным приемам: стреляли в цель, рубили лозу шашкой, поднимали на скаку предметы с земли, скакали стоя на коне, зависали на стременах у земли, на ходу спрыгивали с коня, взбирались обратно, перепрыгивали через коня. Экзамен принимал атаман, есаулы, старики..Самым отличившимся вручали богатое оружие, седла, нарядные уздечки. Эти первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.

Казачья семья. В казачьей семье главой был отец – казак – воин, а последнее слово принадлежало деду. Женщины казачки были в семье равноправными независимо от национальности, т.к. казачка была обязательно окрещенной. Казаки редко обижали своих жен. Казачки имели характер самостоятельный и гордый. О казачках современники писали: “Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок – перед вами портрет истинной казачки”. Казачки выше всего после матери и отца ценили честь, славу, верность, умели постоять за себя, обращаться с конем и оружием, при случае помогали в бою.

Браки в казачьих семьях заключались с согласия невесты и жениха. Девочек воспитывали как хранительниц домашнего очага. До 13 лет они играли с мальчиками в одни игры, даже обучались верховой езде, а потом поступали под опеку крестных и бабок. Их обучали шитью, выстегать узором кафтан или одеяло, приготовлению пищи, вязанию и т.д. Каждое воскресенье они ходили с бабками в церковь на все службы.

С детства у казаков было принято воспитывать почтение и уважение к старшим, за нарушение традиций следовало наказание. Молодежь стыдилась сделать при старике малейшую непристойность, а старец мог не только напомнить об обязанностях, но и наказать, не опасаясь родителей. Самыми гнусными преступлениями считались воровство и обман, а храбрость и целомудрие величайшими добродетелями. Молодежь не смела садиться в присутствии старших, в семье у каждого были свои обязанности. Младшие беспрекословно подчинялись старшим. Этими правилами были крепки семьи.

Во многих казачьих станицах казаки отдавали 1/3 дохода на бедных, сирот, стариков, школу, церковь. Причем бедным помогали тайно, чтоб не обидеть человека, и чтоб никто об этом не знал, к этому приучали и детей

Военное искусство казаков.

Военные походы и набеги наполняли почти исключительно жизнь казаков того времени. С Азовцами и Ногайцами войны велись почти непрерывно. Отправляясь в поход, казаки выбирали себе походного атамана, который становился главным начальником над войском, разделявшимся обыкновенно на пешие и конные полки, с полковниками или старшинами во главе. Помощниками у этих старшин были сотники, пятидесятники, хорунжие.

В 1774 г. казаки Наурской станицы (приазовье) ушли в поход, а к станице подошел отряд турок в несколько тысяч человек, начался штурм. Два дня атаки отбивали старики, дети, женщины. Казачки стреляли из ружей и пушек, стоявших на станичном валу, окружавшем станицу. Известен факт – 800 казачек с мужьями 4 года защищали Азов, многие погибли. При таком характере казачку трудно обидеть, но если муж бил ее, то по ее жалобе казак мог получить по решению Круга удары плетью. Круг поддерживал равноправие казачек, потому что от них идет казачий род. За обиды жене казака могли поставить на Круге и заставить просить прощения у жены, если она прощала, то мужа только “учили”, если не прощала (побои, измена), Круг давал ей свободу и она уходила от мужа. На такой казачке мог жениться любой, а вот за “непрощеного или ученого” Кругом, т.е. битого, казачки замуж не шли, и оставались они бобылями. Известен такой факт: еще в 17-18 вв. не только казачку, но и казака могли убить за измену. Казак, с разрешения Круга, мог жениться на ясырке – так называли пленниц, но она должна была дать согласие и обязательно принять православие.

В море отправлялись казаки на легких ладьях с небольшим запасом муки, сухарей, пшена, сушеного мяса и рыбы. Брать хмельные напитки запрещено было под страхом смертной казни. Только по выходе в море казаки решали о цели своего похода, а «до тех мест мысли своей, да куда им идти никому не объявляют» из опасения лазутчиков и перебежчиков. Самим же казакам, благодаря так называемым «прикормленным людям» — шпионам и переметчикам из турок и татар, подкупленным деньгами и лаской, было всегда известно, что делалось в Азове, Крыму или Кубани.

Пленников своих умерщвляли казаки, только в случаях крайней необходимости и то с исключением для греков, которым всегда давалась пощада. Только пойманным на острове, на котором расположен был Черкаск, грозила неизбежная смерть. По возвращении из похода казаки дуванили весь дуван поровну между всеми участвовавшими в деле.

Заключение мирного договора сопровождалось обрядами и скреплялось обоюдною клятвой. Обыкновенно из Азова в главное войско приезжали мировщики склонять казаков к прекращению военных действий. На вторичном съезде доверенные, постановив условия договора, давали присягу в честном и правильном исполнении этих условий. При возобновлении войны казаки посылали врагам своим «размирную» примерно такого рода: «от донского атамана и всего войска азовскому Сулейман-паше проздравление. Для дела великаго нашего Государя мы были с вами в миру: ныне же все войско приговорило с вами мир нарушить; вы бойтесь нас, а мы вас остерегаться будем. А се письмо и печать войсковыя». Согласно установившемуся обычаю, военные действия открывались через три дня после отсылки подобной размирной.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: