Тема 2. Социокультурные предпосылки возникновения и особенности исторического развития философии как отрасли знания




Философская мысль человечества зародилась в Древних цивилизациях – Индии, Китае, Греции. В классическом варианте философия окончательно сформировалась в Античности к VI в. до н.э. Становление философского знания осуществлялось как переход от конкретно-чувственных представлений, характерных для мифологического сознания, к отвлеченным понятиям разума. Становление философии означало становление рационального постижения мира. Возникновение философии связано со значимой эпохой, которую К. Ясперс назвал эпохой «осевого времени» (800 – 600 гг. до н.э.).

Особую роль в становлении философии сыграла Древняя Греция, в которой сложились особые социокультурные предпосылки, способствующие развитию критического рационального мышления. К этим предпосылкам относятся следующие:

1) значительные достижения в социально-экономической жизни (формирование полисного образа жизни, рост производительных сил, активизация товарно-денежных отношений, расцвет ремесел и искусств, установление законодательства);

2) формирование первых наук (становление философии происходило в неразрывном единстве со становлением первых наук – математики, астрономии, медицины, языкознания. Философия и наука едины в своем стремлении рационально познавать мир, в стремлении обосновывать и доказывать выдвигаемые ими идеи);

3) формирование демократии и слоя свободных граждан (возникновение философии невозможно без обладания людьми некоторой свободы, особенно духовной свободы. В Древней Греции был распространен демократический образ жизни, где граждане полиса должны были уметь формулировать свою позицию по тем или иным вопросам и аргументировано ее отстаивать);

4) становление личного образа жизни и личностных форм сознания (мифологическое сознание не предполагает личностного образа жизни. Субъектом мифологического мировоззрения является первобытная община. Философия развивается как форма личностного мировоззрения. Не случайно нам известны имена первых философов: Фалес и т.д.);

5) становление исторического образа жизни (вступление в историю предполагает формирование основ исторического сознания у субъектов социального процесса. Эти субъекты, как минимум, должны различать прошлое, настоящее и будущее, что в свою очередь предполагает заметный уровень инновационности социального процесса).

С момента становления философии в ее истории развития, выделяют две большие эпохи, или исторических этапа, которые отличаются друг от друга преемственностью проблематики и принципами философствования. Речь идет о классической (или традиционной) и неклассической (неклассической) эпохах развития философии.

Классическая философия охватывает период с VI в. до н.э. по 40-е гг. XIX в. Для этой эпохи характерны следующие черты.

1. Традиционализм и преемственность, предполагающие относительное единство поднимаемой мыслителями проблематики. Вопросы, рассматриваемые философами, сохраняли актуальность для последующих поколений философов, к ним добавлялись новые, но старые принципиально не отбрасывались. Образно характеризуя эту черту классической философии, Хайдеггер сказал: «Вся европейская философия занимается пересказом Платона». Корректировка философской проблематики в классической философии происходило не столько в рамках отдельных направлений и школ, сколько в рамках временных периодов.

2. Рационализм и вера в познавательные возможности разума. Традиционная философия признает разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

3. Системность философских концепций. Структура философской системы представителя классической философии приближается к структуре философского знания. Каждый из философов стремиться создать умозрительную модель мира в целом, начиная от онтологии, кончая вопросами этики.

Основные периоды и представители классической философии.

I. Античная философия (6 в. до н.э. – 6 в. н.э.) – это философия древних греков и древних римлян. Античная философия космоцентрична. Космос выступает как образец порядка и наилучшего соотношения частей мыслится для грека как универсальный идеал. Предвечная гармония космоса служит прообразом всякого порядка, справедливости и красоты на земле. В своём развитии античная философия прошла 4 этапа.

1 этап – натурфилософский, или досократический (6 в. до н.э. – 1-я половина 5 в. до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Ксенофан, Гераклит, Пифагор, Демокрит, Левкипп. Этот этап характеризуется таким типом философствования, как натурфилософия, т.е. философская концепция, центральной проблемой которой выступает построение целостной картины природы, космоса, вселенной, исчерпывающе объясняющей все природные феномены. Мир- упорядоченный космос. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее. Человек на этом этапе рассматривался как часть космоса (микрокосм), а не как общественное существо.

2 этап – классический (2-я половина 5 в. до н.э. – 4 в. до н.э.). Представители: Сократ, Платон, Аристотель. Характеризуется обращением к изучению проблемы общественной жизни людей. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Познание – главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья.

3 этап – эллинистический (3 – 1 вв. до н.э.). В центре философских систем этого периода стоят этические проблемы мораль и свобода человека, проблема познания и т.д. Представители: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Аврелий); эпикуризм (Эпикур, Метродор, Полиен, Эрмарх, Колот), скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик), неоплатонизм (Амелий, Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий).

4 этап – закат Античности (1 – 6 вв. н.э.). В этот период возникает христианство как мощное духовное движение. 529г. – закрытие Академии Платона – конец античной философии.

II. Средневековая европейская философия (с V до XV вв.) развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. Главная особенность этого этапа развития философии - ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Поэтому философия выступала как «служанка богословия», т.е. как отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию - теологическому (богословскому).

Черты средневековой философии:

1) теоцентризм – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего, центр мироздания, активное и творящее его начало выступает Бог;

2) креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, переходящую, пребывающую в постоянном изменении;

3) провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет Божественное провидение.

Основные этапы средневековой философии – патристика и схоластика.

Патристика (V – VIII вв.) – совокупность теолого-богословских взглядов «отцов церкви», которые занимались обоснованием основных христианских догматов. Представители: Григорий Нисский, Ориген, Тертуллиан, Августин Аврелий (Блаженный).

Схоластика (IX-XV вв.) – тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи. Представители: Эриуген, Альберт Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский и другие.

III. Философия эпохи Возрождения (15 – 17 вв.). Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм, т.е. воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо. Он господин над всей природой, творец. Человек для этого периода мысли представляется творцом самого себя, не просто природным существом, и не творением Бога, а «Создателем» и себя и мира вокруг. Представители Ренессанса были приверженцами гуманизма (от лат. humanus — человеческий, человечный), система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Философия эпохи Возрождения развивалась под сильным воздействием искусства. В эту эпоху зарождается миф о творчестве, как некой силе, ставящей человека на один уровень с Богом. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. В онтологических концепциях главным принципом выступает пантеизм, т.е. философское учение, максимальное сближение понятий «Бог» и «природа» с тенденцией к их отожествлению. Видными представителями Возрождения являются: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Мишель Монтень, Томас Мор, Томазо Кампанелла, Коперник, Кеплер, Галилей, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

IV. Философия Нового времени 17 – 19 вв. Условно философию Нового времени можно разделить на следующие периоды.

1. Дуалистическая философия 17 в. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда в центре внимания новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. При поисках нового метода произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма. Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что основой общенаучного метода должно выступать рациональное мышление.

2. Философия эпохи Просвещения 18 века. Представители: Франсуа Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Дени Дидро, Жульен Ламетри, Клод Гальвеций, Поль Гольбах и др. Основные черты эпохи:

- установка на объяснение природы, общества и человека естественными (земными) факторами и причинами;

- представители эпохи были сторонниками исторического оптимизма, они уповали на разум как на основную движущую силу прогресса;

- острая критика феодализма и религии как основных тормозов исторического развития;

- человек есть плод воспитания, и поэтому для изменения человека нужно изменить социальную среду.

3. Немецкая классическая философия (кон. 18 в. – 1-я половина 19 в.). Представители: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах. В системах этих мыслителей философия классической эпохи достигает своего апогея. Логическая законченность, системность, завершенность подводит итог многовекового развития этой традиции.

4. Марксистская философия. Основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс – разработали зрелую и последовательную форму материализма – диалектический материализм.

Неклассическая эпоха философии. В середине XIX в. произошли существенные изменения в понимании предмета философии, в результате которых классические решения основных философских проблем отвергаются или изменяются. Эти изменения были настолько глубоки и радикальны, что сама философская мысль в целом вступила в качественно новый этап своего развития. Постклассическую философию можно охарактеризовать следующими чертами:

1. Критическое отношение к рационализму классической философии. Происходит изменение представлений о том, какими средствами и методами должна пользоваться философия. Прежде всего меняется взгляд на место и роль человеческого разума, интеллекта в достижении этих целей. Неклассическая философия лишает человеческий разум того привилегированного статуса, каким он наделялся в господствующих философских построениях, прежде всего рационалистического толка, предшествующего этапа ее развития. Философское познание и духовно-культурная деятельность в целом должны опираться не только на мышление, но и на всю совокупность духовных сил и способностей человека: на его волю, на веру, на эмоциональную сторону человеческого существования, на подсознательные, интуитивные влечения и т. д.

2. Отказ от построения философских концепций, носящих системный характер. Философские теории современности не стремится смоделировать все стороны объективной реальности, напротив, на первый план выходит выделение и локализация отдельных областей и проблем, которые оформляются в самостоятельные направления исследования.

3. Плюрализм категориального аппарата. На смену преемственности проблем, над которыми размышляли философы классической эпохи и единству их философских категорий приходит многовариантность философских проблем, и, соответственно, различный набор философских категорий.

Основные направления и представители неклассической философии. На особенности развития философии XX в. существенное влияние оказали социокультурные процессы, в частности резко изменившийся статус науки в обществе и культуре в целом. Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке - сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Для сциентизма характерны попытка уподобить философию науке, детальное внимание к изучению методов научного познания. Эту интенцию разделяют представители таких направлений, как:

- позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер, Э.Мах, Р. Авенариус, Д. Милль, Витгенштейн, Карнап, Рассел, Поппер, Кун);

- неокантианство (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Кон, Э. Ласк);

- прагматизм (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи).

Этой позиции противостоит антисциентизм — социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира, угрожающего существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные), способы постижения бытия. Представители антисциентизма обращают свое внимание на изучении проблем, связанных с человеком и обществом. В это направление входят такие философские течения, как:

- «философия жизни» (Ф. Ницше, О. Шпенглер, В. Дильтей, А. Бергсон);

- экзистенциализм (Н. Бердяев, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю);

- феноменология (Эдмунд Гуссерль);

- философская антропология(М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен);

- психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фром, К. Хорни);

- персонализм (Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс);

- неотомизм (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих);

- постмодерн (Ж. Деррида, Ж. Батай, Р. Барт, П. Рикер, М. Фуко, Ю. Хабермас).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: