Лекция 4. Учение о познании (гносеология).
Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых характеристик природы человека. Собственно вся история человечества может быть рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний – от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации.
В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Знание же представляет собой результат познавательной деятельности.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъектаи предмета познания. Субъект познания – это тот (индивид или социальная группа), кто осуществляет познавательную деятельность. В субъекте познания важны следующие познавательные способности: чувства, рассудок, разум, память, воображение, интуиция. Соответственно, объект познания – это тот фрагмент действительности (природной, социальной, духовной), на который направлена познавательная активность субъекта. Предмет познания – это те стороны, уровни, свойства объекта познания, которые в наибольшей степени вовлечены в познавательную деятельность субъекта и, тем самым, преобразованы им. Так, например, общество является объектом изучения многих социальных наук. Но каждая из них имеет свой предмет: предмет экономических наук – экономические системы, отношения и процессы, предмет политических наук – политические организации, отношения и процессы и т.д.
Познание имеет два уровня: чувственное познание и рациональное познание.
Чувственное познание осуществляется через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и существует в форме ощущения, восприятия и представления.
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.д. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.
Восприятие – целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто их механическая сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние – о его запахе. Восприятие же дает информацию о цветке в его целостности.
Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Если ощущения или восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах – в виде образов памяти (предмет, который видел раньше) и воображения (представил то, что некогда не существовало, например, русалку).
Рациональное познание – способ отражения действительности, которое осуществляется посредством мышление. Рациональное познание существует в 3 формах: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека. Оно обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке – кем бы он ни был.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. В суждении устанавливается связь между различными понятиями (например, «золото есть металл»). Суждения выражаются в виде предложений.
Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения называются посылками, а заключительное суждение – выводом. Например:
Посылка 1: Золото – металл.
Посылка 2: Все металлы электропроводны.
Вывод: Золото проводит электрический ток.
Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения располагаются в цепи в последовательности от частных к общим.
Хотя чувственный и рациональный уровни познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция. Интуиция – это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. При этом интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:
1) неожиданностью решения поставленной задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным характером постижения истины.
Чувственное, рациональное и интуитивное познания тесно связаны и взаимодополняют друг с друга.
Помимо уровней познания следует выделить и виды познания:
● обыденно-практическое познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте;
● религиозное познание, исходящее из веры в существование сверхъестественного;
● научное познание, предполагающее поиск объективного знания об окружающей реальности;
● художественное познание, выражающее эмоциональное отношение к миру в виде художественных образов;
● философское познание, постигающее сущность мироздания как целостность.