3. 1 Стилистика. Общие вопросы
3. 1. 1 Что такое СТИЛИСТИКА?
Стилистикой называется отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения. Это очень полезная и увлекательная наука, включающая различные принципы подразделения: стилистика языка и стилистика речи, лингвостилистика и литературоведческая стилистика, стилистика от автора и стилистика восприятия, стилистика декодирования и т.д. Но не пугайтесь, мы не будем углубляться в изучения всех этих принципов, а в силу специфики нашего предмета ограничимся отдельными областями.
Для того, что бы несколько яснее представить себе предмет стилистики, заметим, что в разных ситуациях язык как средство общения используется по-разному. Сообщение об одном и том же факте действительности может принимать разные формы в зависимости от того, например, происходит ли общение в официальной, деловой или бытовой обстановке, от того, каковы социальная принадлежность собеседников и отношения между ними, от того, каково субъективное, эмоциональное отношение говорящего к предмету разговора, и от того, наконец, как он расценивает обстановку. Все эти факторы факультативны, т.е. в акте общения они необязательно проявляются все одновременно.
При толковании текста важно помнить, что информация в речи может быть двух видов:
1. информация, несвязанная с обстановкой акта коммуникации, а составляющая самый предмет сообщения;
2. информация дополнительная, связанная с условиями и участниками коммуникации.
Рассматривая, соответственно, информацию, содержащуюся в сообщении на уровне слов, можно заметить, что слова, наряду с денотативным значением, указывающим на предмет речи, имеют еще коннотативное значение (коннотации), которое складывается из эмоционального, экспрессивного, оценочного и функционально-стилистического компонентов.
|
Например, слова girl, maiden, lass, lassie, chick, baby, young lady имеют одинаковое денотативное значение и могут называть одну и ту же девушку, но употребление того или иного слова из этого ряда будет определяться не только и не столько свойствами самой девушки, сколько отношением к ней говорящего и социальной ситуацией. Первое из этих слов girl стилистически нейтрально и является доминантой всего синонимического ряда, т.е. может заменить все остальные. Узуальных, закрепившихся в языке коннотаций не имеет. Все остальные слова этой группы имеют какую-нибудь коннотацию.
Коннотативные значения могут быть не только узуальными, но и окказиональными, т.е. зависеть от контекста (контекст – от латинского contextus - «соединение». Соединение слова с другими словами и с обстановкой речи).
Указанное различие двух типов информации можно представить себе и в несколько ином плане, а именно исходя из функций языка.
Первый вид информации связан с интеллектуально-коммуникативной функцией языка. Второй, т.е. дополнительная информация, - со всеми остальными функциями, а именно:
а) с эмотивной функцией, т.е. передачей чувств говорящего;
б) с волюнтативной функцией (ее также называют прагматической), т.е. с волеизъявлением и побуждением адресата к действию;
в) с аппелятивной функцией, т.е. привлечением внимания слушателя, побуждением его к восприятию сообщения;
|
г) с контактоустанавливающей функцией – в ситуациях, когда целью высказывания является не передача сообщения, а только проявление внимания к присутствию другого лица (например, в формулах вежливости);
д) с эстетической функцией, т.е. воздействием на эстетическое чувство.
Разные авторы (Бюлер К., Якобсон Р.И др.) предлагали разные классификации функций языка. Однако предложенная выше классификация оказывается достаточно полной для рассматриваемого в стилистике круга вопросов.
Задачей стилистического описания и стилистического анализа текста является рассмотрение взаимодействия предметно-логического содержания сообщения, т.е. информации первого рода, с информацией второго рода.
Американский ученый Майкл Риффатер [20], пользуясь понятиями и терминологией современной теории связи и теории информации, дает обобщенную формулировку задач стилистики, определяя ее как науку, которая изучает те стороны высказывания, которые передают лицу, принимающему и декодирующему сообщение, образ мыслей лица, кодирующего сообщение. Так возникает термин стилистика декодирования.