Работа над новым материалом.




ХОД УРОКА

Организационный этап

Подготовьте ручку и тетрадь.

Проверка ранее изученного материал по теме «Производство»

Письменно в тетради дайте ответ на тесты

1. На что направлена организация производства?

а) оптимальное сочетание производственных процессов в пространстве и времени

б) на оптимизацию численности рабочих

в) на оптимальное сочетание производственных процессов в цехах и производствах

г) на минимизацию затрат на производство продукции

2. Что из перечисленного не относится к формам организации производства?

а) размещение

б) концентрация,

в) специализация,

г) кооперирование.

3. Признаком какой формы организации производства является наличие специальных оборудования и технологии?

а) комбинирование,

б) концентрация,

в) специализация,

г) кооперирование.

4. Какая форма организации присутствует в данном случае: предприятие занимается изготовление исключительно автомобилей?

а) комбинирование,

б) концентрация,

в) специализация,

г) кооперирование.

5. Как называется форма организации производства, при которой происходит расширение номенклатуры выпускаемых предприятием изделий?

а) размещение

б) концентрация,

в) специализация,

г) диверсификация.

6. Как называется специализация, которая предусматривает осуществление на предприятии определенной стадии технологического процесса?

а) Предметная

б) Технологическая

в) Подетальная

г) Смешанная

7. Что такое производственная идентичность?

а) это наличие у двух видов бизнеса одинаковых принципов организации производства и труда, материально-технического обеспечения и сбыта, управления персоналом и т.п.

б) это расширение номенклатуры выпускаемых предприятием изделий или увеличение сфер деятельности фирмы

в) это установление длительных производственных связей по совместному изготовлению продукции или оказанию услуг между специализированными отраслями, предприятиями, цехами

г) это присутствие производственно-технической близости двух видов бизнеса

8. Что из перечисленного является предпосылкой кооперирования?

а) наличие постоянной потребности в определенных материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях

б) увеличение и частая смена номенклатуры производимой продукции, расширение ассортимента, освоение новых технологий

в) наличие обособленных отраслей, предприятий и сосредоточение на них производства определенной продукции или определенной стадии технологического процесса

г) наличие системы мер и мероприятий, направленных на рациональное сочетание труда с существенными элементами производства, орудиями и предметами труда

9. Основной недостаток диверсификации:

а) дополнительные капитальные затраты

б) рост объема продаж

в) производственная идентичность

г) зависимость от поставщиков

10. На чем основывается кооперирование?

а) на диверсификации

б) на совместном изготовлении продукции

в) на существовании отлаженной системы управления

г) на разделении труда

Работа над новым материалом.

- Внимательно прочитайте информацию.

- Письменно составьте краткий конспект по данной теме для этого обратите внимание на понятия Финансы, Банковская система, Основные функции центрального банка, Центральный банк, коммерческие банки, перечислите другие финансовые институты, перечислите традиционные операции коммерческого банка

Цели урока: повторение и совершенствование знаний о роли государства в

экономике, изучение функций институтов банковской системы, изучение

понятия «финансы» в широком и узком смысле;

основы экономической грамотности; формировать научное мировоззрение,

способность применять полученные знания на практике.

Этап проверки первичного усвоения материала (5 минут). На этом этапе

каждый ученик ответит индивидуально на один из трех вопросов.

Предлагаются задания на «3» (задание №4), на «4» (задание№3) и на «5»

(вопрос 1 или 2).

Вопрос №1. Существуют ли пределы вмешательства государства в

экономику? Если да, то почему?

Вопрос №2. Существует ли связь между Рынком и демократией? Если да, то

приведите примеры.

Задание№3. Объясните смысл высказывания: «Налоги – это цена, которую

мы платим за услуги государства». Приведите примеры.

Задание№4. Объясните смысл выражения: «Налоги – это цена, которую мы

платим за услуги государству».

После того, как собраны листочки с ответами, начинается следующий этап

урока - этап расширения понятия «кредитно-денежная политика» и изучение

нового материала (15 минут). Новый материал будет рассмотрен по плану:

Финансы (в широком смысле) – совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств. Это комплекс финансовых операций, с помощью которых хозяйствующие субъекты аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Например, при получении кредита в банке, осуществлении оплаты труда работника, перечислении платежей в бюджет, выплате страховых взносов возникают финансовые отношения с соответствующими организациями.

Финансы в экономике выступают экономическим инструментом распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Например, доход, получаемый в отраслях материального производства, частично остаётся на предприятиях (часть прибыли) и у их работников (заработная плата), частично поступает в бюджет (различные налоги). У государства сосредотачиваются денежные ресурсы, которые потом перераспределяются в непроизводственные отрасли хозяйства, на потребности управления и др.

Домашние хозяйства в целом получают больше, чем расходуют, и, как правило, являются владельцами сбережений. Фирмы и правительственные органы в среднем тратят больше, чем получают, и нуждаются в денежных средствах для расширения своей деятельности. Так, например, за счёт прибыли предприятия – внутреннего источника финансовых ресурсов – покрывается обычно около 70% потребности в денежных средствах. Остальные деньги фирмы вынуждены искать.

Итак, одни хозяйствующие субъекты имеют избыток денежных средств, другие – их недостаток. Где и каким образом удаётся удовлетворить финансовые интересы этих основных участников экономики?

Банковская система

Помощь домашним хозяйствам, фирмам, правительственным органам в получении необходимых денежных средств или выгодном использовании избыточных денег оказывают банки и другие финансовые институты. Они выступают посредниками между владельцами сбережений и заёмщиками.

Банковская система – совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций.

Банк является финансовым учреждением, которое занимается привлечением свободных денег и последующим их предоставлением в кредит, осуществлением денежным расчётов между гражданами и организациями. Банк платит нам за принятый от нас вклад дополнительную сумму денег, либо мы платим банку за взятый кредит. Эти дополнительные суммы представляют собой процентные ставки, т. е. плату за использование денег. Она устанавливается в процентах к сумме вклада или кредита в расчёте на время использования денежных средств. Например, вы берёте у банка 10 тыс. р. на год под 25% годовых. Возвращать вам придётся 12,5 тыс. р., т. е. плата за пользование кредитом составит 2,5 тыс. р. Главный принцип деятельности банка – хранить деньги вкладчиков и отдавать б о льшую их часть взаймы другим лицам, получая за это доход.

Современная банковская система во всех странах имеет двухуровневую организацию. Верхний уровень – это центральный банк, нижний уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации (инвестиционные и финансовые компании, страховые компании и пенсионные фонды и др.). Схему банковской системы можно представить в следующем виде:

Какова роль и главное отличие центрального банка от остальных банков?

В одних странах центральный банк подчинён правительству, в других – независим, но везде имеет большое значение для функционирования рыночной экономики. В России Центральный банк считается экономически независимым учреждением и даже имеет право предлагать на рассмотрение парламента новые законы.

Только центральный банк может осуществлять выпуск (эмиссию) в стране денежных знаков, являющихся национальной валютой.

Он располагает самыми крупными денежными ресурсами, в его распоряжении находятся международные резервы (в основном валюта других стран, золото) и внутренние резервы (обязательные резервы коммерческих банков). В силу этого центральный банк может оказывать поддержку всем остальным банкам и контролировать их деятельность. Во всех странах он выступает как «банкир правительства», т. е. обслуживает финансовую деятельность государства и таким образом участвует в выполнении части государственных функций по регулированию экономики. (Вспомните, какие механизмы финансового регулирования использует государство.)

Основные функции центрального банка: осуществление денежно-кредитной политики государства, кредитование коммерческих банков, обеспечение стабильной деятельности банковской и финансовой систем, поддержание устойчивости национальной денежной единицы, хранение запасов денежных средств и золота.

Другой уровень банковской системы – коммерческие банки. Их часто называют «рабочими лошадками» финансовой системы. В рыночной экономике коммерческий банк является деловым предприятием, организующим свой бизнес. Он непосредственно обслуживает предприятия, организации и население, продавая клиентам услуги (принимает вклады и выдаёт кредиты) с целью получения прибыли. Коммерческие банки берут у заёмщиков за пользование деньгами б о льшую плату (ставка процента выше), чем платят вкладчикам (ставка процента ниже). Разница между этими процентами и есть банковская прибыль. Вместе с тем коммерческие банки играют важную роль финансовых посредников в области перераспределения временно свободных денежных средств основных участников хозяйственной деятельности, осуществления платежей между ними.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: