Понятия должностного преступления




Введение

Происходящие в России изменения политических, социально-экономических, правовых, нравственно-психологических и иных отношений привели не только к позитивным результатам, но и к негативным последствиям, выражающимся, в частности, в росте коррупции. Современное состояние преступности является одним из основных факторов, дестабилизирующих социально-экономическую ситуацию.

Данная работа посвящена изучению злоупотребления и превышение должностных полномочий.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях Российской Федерации на современном этапе злоупотребления и превышение должностных полномочий получили большое распространение. Данные виды преступлений являются составной часть коррупционных преступлений. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере. Возрастающие масштабы коррупционной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере. Последствиями коррупции являются: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое. При совершении таких преступлений, представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Среди данных преступлений высока доля латентных преступлений, которая представляет реальную, но скрытую или незарегистрированную часть фактически совершенных преступлений.

Цель исследования: изучение злоупотреблений и превышение должностных полномочий.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: изучение общей характеристики должностной преступности, особенности борьбы с коррупцией, анализ нормативно–правовой базы в сфере законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие уголовную ответственность за злоупотребление и превышения должностными полномочиями.

Предметом исследования является действующее уголовное законодательство, регламентирующее злоупотребления и превышения должностными полномочиями.

При написании данной работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Уголовный Кодекс РФ, Федеральные законы, нормативные акты, научная литература по уголовному праву и статьи в периодических изданиях.

Методологическую, теоретическую и эмпирическую основу работы составляют сравнительно–правовой, системно–правовой, логико–теоретический и конкретно–исторический методы, а также структурно–функциональный анализ.

Исследование злоупотребления и превышения должностными полномочиями имеет теоретическое и практическое значение для совершенствования действующего уголовного законодательства и практики его применения.

 

 

Понятия должностного преступления

В российском и зарубежном законодательстве четко не сформулировано определения должностного преступления. Многие научные деятели пытались унифицировать данное понятие и законодательно его закрепить.

Именно должностная преступность – это общемировая проблема. На западе ученые разделились на несколько лагерей. Одни именуют должностные преступления «преступления белых воротничков». Данное определение было введено в 1939 году Э.Х. Сатерлендом – известным американским криминологом. Термин подразумевает под собой желание и стремление уважаемых обществом и обладающих довольно высоким социальным и экономическим положением людей к получению в процессе исполнения служебных обязанностей выгоды незаконными способами, при котором нарушаются нормы уголовного права. Другая группа ученых называет должностные преступления «служебными». Это понятие было введено в конце 19 века в Великобритании. Такое наименование должностных преступлений происходит от того, что Западе уголовное право определяет субъектов этих преступлений как государственных служащих. И, наконец, третья группа ученых определяет такие преступления как «преступлениями общественного положения», так как субъект преступления имеет должностные полномочия и занимается государственной службой на благо общества. [1]

 

 

Под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами, причиняющие существенный вред государственным и общественным интересам, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или содержащие реальную угрозу причинения такого вреда.

Тем не менее, государственная служба подразумевает работу по управлению государством и обществом. Особенностями государственной являются: ее властный, управленческий и принудительный характер. Преступления, лишенные вышеперечисленных особенностей, не являются "преступлениями общественного положения". Кан Шухуа. «Понятие должностных преступлений». Изд. Пекинского университета. 2000. В нашей стране должностные преступления - преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.

Должностная преступность представляет собой совокупность совершаемых должностными лицами преступлений (и лиц, их совершивших) против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Отличительная черта должностных преступлений состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, они не только снижают их авторитет в обществе, но и подрывают у граждан уверенность в защищенности своих прав и законных интересов. https://referatbank.ru/market/referat/i/216797/kursovaya-dolzhnostnaya-prestupnost.html

 

Преступления должностные - преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.

Опасность поражения органов публичной власти и других звеньев государственного механизма коррупцией, мздоимством, протекционизмом и другими подобными пороками ставила и ставит на первый план во всех странах задачу уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. Особенно остро эта задача стоит в нашей стране, которая по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире [2.10.С.5.]. Абсолютное число преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления неуклонно растет.

Действующий УК РФ относит рассматриваемую группу преступлений к преступлениям против государственной власти, включив их в раздел X наряду с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также с посягательствами на нормальное функционирование судебной власти и управленческую деятельность исполнительной власти. Следует отметить, что название раздела X УК РФ не в полной мере соответствует его содержанию, поскольку его нормами защищаются интересы не только государственной власти, но и местного самоуправления, т. е. публичнойвласти в целом. Следовательно, единый родовой объект всех этих преступлений составляет обширная группа общественных отношений, обеспечивающих легитимность, нормальное существование и функционирование всех ветвей государственной власти и местного самоуправления.

Видовой объект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно определить как совокупность общественных отношений по осуществлению нормальной (т. е. соответствующей закону) деятельности аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ [1.1.Ст.11]. Для обеспечения полномочий государственных органов существует специальный институт государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность государственных чиновников, исполняющих обязанности государственной службы (федеральной или субъектов РФ) в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1.6.Ст.48], за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление не входит в систему государственной власти и осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно [1.1.Ст.12]. Для обеспечения этих полномочий создается специальный управленческий аппарат профессиональных муниципальных служащих, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службу в Российской Федерации» [1.5.Ст.27] и оплачивается из средств местного бюджета.

Таким образом, видовой объект рассматриваемой группы преступлений состоит из трех элементов: 1) публичная власть, включающая все ветви государственной власти (в том числе органы военного управления) и местное самоуправление; 2) интересы государственной службы; 3) интересы муниципальной службы. Каждый из названных элементов в зависимости от того, в какой сфере совершено преступление, может выступать в качестве непосредственного объекта.

Отличительными признаками преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, являются следующие.

Во-первых, все они совершаются в связи с осуществлением должностными лицами их полномочий либо с исполнением служебной деятельности иными государственными и муниципальными служащими, т. е. с использованием или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей либо путем противодействия их осуществлению.

Во-вторых, они совершаются вопреки интересам службы, т. е. в ущерб интересам нормального функционирования аппарата публичной власти, государственной или муниципальной службы.

В-третьих, они влекут существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо создают реальную угрозу такого нарушения.

В-четвертых, они совершаются специальным субъектом, за исключением ст. 291 УК РФ, ответственность по которой могут нести любые лица. https://www.bestreferat.ru/referat-200608.html

 

Виды https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-dolzhnostnogo-prestupleniya

Общими «классическими» нормами, предусматривающими ответственность за совершение общественно опасных деяний должностными лицами путем использования своего служебного положения, являются злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ) (расположены в УК в виде самостоятельной группой норм). Тем не менее деятельность должностных лиц в некоторых отраслях государственного аппарата может напрямую отражаться на характере совершаемых преступлений и степени их общественной опасности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель прибегает к конструированию конкретизированных по объективным признакам составов должностных преступлений, выходящих за пределы обособленной группы (гл. 30 УК РФ) преступлений, и соотносящимися с ними как общие (ст. 285 УК РФ) и специальные (ст. 169 УК РФ), часть (п. «в» ст. 159 УК РФ) и целое (ст. 285 УК РФ). Такое соотношение позволяет выделить три группы составов должностных преступлений: общие, специальные и альтернативно-должностные. При такой классификации учитывается общность основных и дополнительных непосредственных объектов преступлений, особенности объективной стороны, умышленный характер вины, специальный субъект.

Общие составы должностных преступлений предусмотрены статьями 285, 286, 287, 289, 290, 292 УК РФ. Непосредственный объект преступлений лежит в одной плоскости с видовым, содержание последнего составляет, по признанию большинства ученых, нормальная деятельность государственного аппарата, государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Специальные составы должностных преступлений предусмотрены статьями 140, 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ и др. Непосредственный объект в виде нарушения нормальной деятельности государственного аппарата не является основным в данных преступлениях. Они посягают на конкретную обозначенную в норме (или группе норм) область функционирования аппарата, могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления (например, правосудия, гл. 31 УК РФ). Объективная сторона рассматриваемых составов преступлений представляет конкретизацию признака «использование своего служебного положения». Вина выражается в форме умысла. Преступления совершаются должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками, обладающими правом совершения определенных действий, использование которых влечет уголовное преследование (ст. 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ).

Рассматриваемые преступления наиболее близки к так называемым общим должностным преступлениям, хотя и размещены в других главах и имеют несколько отличные объекты уголовно-правовой охраны [3].

Составы альтернативно-должностных преступлений предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса: ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, 143, ч. 2 ст. 144, 145, 145, 149, п. «г» ч. 2 ст. 152, п. «в» ст. 159, п. «в» ч. 2 ст. 160, п. «в» ч. 2 ст. 174, ч. 3 ст. 175, п. «в» ч. 3 ст. 188, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 237, ч. 2 ст. 258, п. «б» ч. 2 ст. 260, ч. 2 ст. 272, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 294, ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 359 и др. [4].

Основной вред причиняется (или создается реальная угроза причинения такого вреда) иным общественным отношениям: собственности, общественной безопасности и др. При этом, конечно, вред наносится и нормальной деятельности государственного аппарата, так как должностное лицо использует вопреки интересам службы свое служебное положение. Подобные деяния представляют повышенную опасность, поскольку причиняют ущерб одновременно двум или более объектам уголовно-правовой охраны. Учитывая это, законодатель прибегает к конструированию составных преступлений, содержание которых, наряду с «основным» преступлением, включает в качестве конструктивного их признака и злоупотребление служебным положением. Нормальная деятельность государственного аппарата является здесь дополнительным непосредственным объектом посягательства [5].

Это понятие нельзя признать совершенным, в связи с чем оно вызывает обоснованную критику на страницах юридической печати [6]. Вина выражается в форме умысла. Субъектами данных

преступлений выступают должностные лица. Уголовный кодекс Российской Федерации дал определение должностного лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с ним должностными лицами признаются лица, постоянно осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [7].

Должностным лицо может стать как в результате выборов (избрание депутатом законодательного органа), так и по назначению (по указу Президента РФ, по приказу и т.д.). Поэтому в определение, данное в примечании к ст. 285 УК РФ, следует добавить признак: «осуществляющие функции на основании выборов или по назначению» [8].

Общественно опасное деяние может быть признано должностным преступлением и квалифицировано по соответствующей статье УК РФ только в том случае, если оно совершено должностным лицом, которое было наделено правомочиями представителя власти или которое исполняет обязанности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Если на определенное лицо в установленном порядке такие обязанности не возлагались, то оно нести уголовную ответственность за должностное преступление не может [4].

Признаки лица, осуществляющего функции представителя власти, законодатель изложил в примечании к ст. 318 УК РФ. По его мнению, представителем власти в этой статье и других статьях Уголовного кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Функции представителей власти осуществляются во всех трех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной, как на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления.

Должностные преступления могут быть совершенны лицами, занимающими должности в государственных органах (федеральных и субъектов Федерации), органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К федеральным государственным органам в соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» относятся: Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации, аппарат палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, а также Правительство России (министерства и ведомства), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, федеральные органы государственной охраны, государственный нотариат, Банк России, федеральное казначейство, налоговые и таможенные органы [9].

К государственным органам субъектов Федерации следует относить законодательные (представительные) и исполнительные органы власти.

В частях 2 и 3 примечания к ст. 285 УК РФ законодатель раскрывает содержание квалифицирующих признаков подавляющего большинства преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

В самих статьях законодатель вместе с двумя указанными выше категориями должностных лиц, в качестве квалифицирующего признака указывает «главу органа местного самоуправления».

Понятия этого квалифицирующего признака в Уголовном кодексе нет. Поэтому следует обратиться к нормативным актам других отраслей права. Так, в п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года под главой муниципального образования понимается выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Помимо должностных лиц в качестве субъектов должностных преступлений в п. 4 примечания к ст. 285 УК РФ указаны государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, которые могут нести уголовную ответственность по ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица» и статье 292 «Служебный подлог».

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении своих служебных обязанностей совершают юридически значимые действия. В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

По этой причине не могут быть признаны должностными те лица, которые выполняют в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях не организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а функции производственно-профессиональные или только профессиональные.

Также нельзя причислять к числу должностных лиц референтов, консультантов, секретарей, поскольку они не наделены ни одним из признаков должностных лиц и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицированно по ст. 288 УК РФ, а именно «Присвоение полномочий должностного лица».

Но если эти лица, кроме исполнения своих обязанностей наделены также функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, то они несут ответственность как должностные лица.

При этом для квалификации деяния решающие значение имеет не наименование должности или учреждения, а характер обязанностей, выполняемых лицом по службе.

Не могут быть признаны должностными лица, которые выдавали себя за лиц, являющихся представителями власти либо наделенных определенными организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Поэтому для правильной квалификации должностного преступления всегда необходимо четко определить правовой статус привлекаемого к ответственности лица, круг его правомочий и характер возложенных на него по должности обязанностей.

Характерная особенность должностных преступлений состоит в том, что они всегда проявляются как способ использования предоставленных лицу по службе правомочий или исполнения возложенных на него обязанностей.

Всякое иное общественно опасное деяние, не связанное с исполнением лицом должностных обязанностей или с использованием предоставленных ему по службе правомочий, не может квалифицироваться как должностное преступление.

 


[1] Гамзалов Д. А. История возникновения и развития концепции беловоротничковой преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-kontseptsii-belovorotnichkovoy-prestupnosti (дата обращения: 17.11.2019).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: