Расистский компонент в вероучении религиозной организации




«Хабад Любавич». Религиоведческо-лингвистическое исследование книги “Ликутей Амарим (Тания)” [1]

«Тания» или «Ликутэй Амарим» — основополагающая книга хасидского учения «Хабад Любавич». Считается главным творением раби Шнеура-Залмана, основателя данного учения. Многие учителя Хабада называли Танию «Письменной Торой хасидизма»[2]. Книга “Тания” является главным предметом преподавания ученикам хабадских йешив, а также детям и подросткам в системе хабадских школ «Ор Авнер» наравне с Торой и Талмудом. Община “Хабад” существует официально в России с 1991 г. За это время несколько поколений еврейских детей познакомилось с текстами “Тании”. Книга многократно переиздавалась на русском языке с почти абсолютно идентичным текстом.

Ключевая идея хабадизма согласно «Тании» – это разделённость людей на две неравные части: евреи и неевреи, которые жестко противопоставлены друг другу. Согласно учению Хабад, Бог создал мир исключительно для евреев.

“Царство Его — единственно народ Израиля” (“Тания”, гл. 41, стр. 245) [3].

Согласно учению «Тании» существуют два вида душ: Божественная и животная. Божественной душой обладают только евреи.

"Вторая душа, отличающая каждого еврея, – частица безграничной сущности Б-га свыше. Как сказано: "И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни"…" («Тания», гл. 2, стр. 43).

Данное высказывание утверждает исключительность евреев как высшей расы по отношению ко всем остальным народам, в представителей которых Бог не вдохнул Божественную душу.

Также евреи согласно «Тании» обладают животной душой первой категории. Она представляет собой невидимую жизненную силу, содержащуюся в крови и поддерживающую жизнь тела. Эта последняя душа происходит из некоего духовного источника, именуемого “клипат нога” (сияющая нечистота), в котором отчасти есть добро. От клипат нога получают жизненную силу все кошерные (разрешенные в пищу) животные, а также растения.

"В этом мире, называемом мир Асия, преобладающую часть его составляет зло, с которым смешано лишь немного добра. (От него происходят добрые наклонности в животной душе еврея, как уже упоминалось.) И она ["клипат нога"] представляет собой промежуточное звено между тремя совершенно нечистыми "клипот" и категорией и ступенью святости…" («Тания», гл. 7, стр. 66-67).

Но существует и другая животная душа, низшего порядка, которой обладают исключительно неевреи.

“Однако души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых клипот, в которых нет добра совершенно...” (“Тания”, гл. 1, стр. 45).

Раввин Шнеур-Залман был убежден в том, что неевреи лишены Божественной души, и, следовательно, лишены духовной жизни. Их души, по его убеждению, происходят от некой нематериальной сущности, именуемой “ситра ахра”(другая сторона), роль которой тождественна роли дьявола или духа нечистоты в христианской теологии. Это триада согласно логике учения Хабада представляет собой клипу идолопоклонства, клипу убийства и клипу прелюбодеяния.

“Однако клипот подразделяются на две ступени, и одна из них выше, а другая ниже первой. Нижняя ступень — это три совершенно дурные и нечистые клипот, в которых совсем нет добра... Их влиянию подвергаются и от них исходят души всех народов мира и их физическое существование, души всех нечистых и запрещенных в пищу животных и их физическое существование, а также существование и дух жизни всех видов запрещенной растительной пищи, как орла, кильэй гакерем и пр.” (“Тания”, гл. 6, стр. 64-65).

Иногда в действия этих зловредных клипот нижней ступени включаются и еврейские души, и тогда они начинают творить зло. Однако раввин Шнеур-Залман полагает, что между еврейским и нееврейским злом существует значительная разница. По его мнению, еврей по природе своей не может желать запрещенного, т.е. еврей не может желать идолопоклонствовать, убивать, грабить и т.д. Он может лишь стремиться злоупотреблять разрешенным (пьянствовать, объедаться и т.д.). При этом нееврей в силу врождённой нечистоты души имеет влечение ко злу и жаждет запрещённого, а еврей – дозволенного, но с неправильной мотивацией. Источники зла также разделяются на категории «еврейских» и «чужих». Если еврей нарушает Тору, он делает это по вине неевреев, через которых действует ситра ахра, но не сам по себе. Таким образом, все, что делает еврей — добро, все, что делает нееврей — зло. Поступки еврея всегда диктуются добрыми побуждениями, а поступки нееврея — злыми. Следовательно, любой еврей оказывается лучше нееврея, и следует утверждать, что нет плохих евреев. Носителями добра в мире признаются исключительно евреи.

"Поэтому влечение и сила, жаждущая запрещенного, – это злой дух из категории "чужих духов зла", то есть влечение ко злу, свойственное неевреям, души которых коренятся в трех нечистых "клипот". Нечто совсем иное представляют собой влечение и сила, жаждущая дозволенного [только] ради самоудовлетворения, – это злой дух из категории "еврейских духов зла", потому что [жизненная сила дозволенного] может вернуться к стороне святости, называемой Кдуша, как уже говорилось." («Тания», гл. 8, стр. 72-73).

По мысли раби Шнеур-Залмана, основное стремление каждой еврейской души - соединиться со Всевышним.

“И в дополнении следует глубже объяснить слова: “Свеча Всевышнего — человеческая душа”. Это значит, что души евреев, называемых «человек» (адам), сравнимы со светом свечи, непрестанно колеблющимся (и тянущимся) кверху по природе своей...” (“Тания”, гл. 19, с. 117).

“Природа” - понятие, которым обозначается все, что не зависит от обоснования и познания” (там же), — поясняет автор. Иными словами, стремление к единству со Всевышним у евреев обусловлено самой их природой, расовым происхождением, а не доводами разума, воспитанием, т.е. внешними факторами. Это стремление р. Шнеур-Залман называет «коах ма» (святость),

“и это полная противоположность категории «клипа» и «ситра ахра», от которой происходят души народов мира, делающих добро для самоудовлетворения и говорящие: “дай, дай” и “насыть меня”, дабы быть самостоятельно существующим и, как говорилось выше, в противоположность категории мудрости. И потому они называются “мертвыми”, ибо “мудрость оживляет”, и сказано: “умрут, но не в мудрости”” (“Тания”, гл. 19, стр. 119).

Отметим, что речь здесь идет о неевреях вообще. Следовательно, в соответствии с теорией, изложенной в “Тании”, все неевреи могут считаться духовными мертвецами. Эта идея подтверждается множеством деталей как сама собой разумеющаяся. Например, заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя» доступна лишь «каждой еврейской душе, как великой, так и малой» («Тания», гл. 32, стр. 189), лишь души евреев «коренятся в едином Б-ге и только тела разделены» (там же), лишь «всеобщая витальная душа всех евреев станет святой колесницей Всевышнему» («Тания», гл. 37, стр. 211), благородное намерение человека предать своё душу Всевышнему «совершенно и полностью истинно в душе каждого еврея в любое время и в любой час, (и исходит оно) от естественной любви, унаследованной нами от наших праотцев» («Тания», гл. 41, стр. 255-256) и т.д.

Книга “Тания” не только ставит неевреев ниже евреев в духовном и интеллектуальном плане, но более того, фиксирует, что они хуже самой ситра ахра и клипот, то есть нечистоты.

“...ибо «клипа» не облечена в вещественное тело, и знает своего Властителя, и не восстает против Него действием, и если она и посылает своих дурных посланцев, да сохранит Всевышний, то лишь по воле Его... И человек, таким образом нарушающий волю Его, благословенного, намного хуже и ничтожнее стороны «ситра ахра» и «клипа», называемых идолопоклонство и иные боги, он совершенно отделен от единственности и единства Всевышнего, более чем эта сторона, и как бы отрицает единство Его более нее, да сохранит Всевышний” (“Тания”, гл. 24, стр. 139-141).

Из вышеприведенного ясно, что речь идет исключительно о неевреях, ибо идолопоклонство и неверие некоторых евреев объясняется автором “Тании” влиянием неевреев или ситра ахра. Но евреи способны раскаяться и исправиться, если окажутся перед испытанием. У неевреев же, как явствует из вышеприведенных рассуждений “Тании”, такого шанса нет, за исключением немногих, в которых живет “еврейская душа”. Поэтому главный разоблачительный пафос «Тании» направлен не на грешных еврееев, а на неевреев. Еврея, попавшего в плен клипот, Шнеур-Залман сравнивает с королем, лицо которого окунули в уборную с испражнениями (“Тания”, гл. 24, стр. 145). Аналогично воспринимается общение еврея с неевреем. В “Тании” нельзя найти ни одного положительного примера общения еврея с неевреем, зато есть один отрицательный: в смоделированной Шнеуром-Залманом ситуации «грешник-нееврей» стоит возле сосредоточенно молящегося еврея «и мешает и говорит с ним, чтобы его запутать» («Тания», гл. 28, стр. 162-163).

Но вышеописанное состояние мира, по “Тании”, продлится не вечно. «…“ситра ахара” и нечистота — «отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит» («Тания», гл. 22, стр. 130), т.е. Бог ненавидит народы мира, равно как и всех нечистых животных, поддерживаемых клипами. В будущем, когда придет Машиах (Мессия), “тогда все «клипот» уничтожаются совершенно перед Всевышним, как будто их и не было, как сказано: “Все народы, как ничто перед Ним и т.д.”, а также: «Ибо вот враги Твои, Всевышний, ибо вот враги Твои погибнут, рассеются и т.д.» (“Тания”, гл. 19, стр. 121).

Здесь Шнеур-Залман прямо ставит знак равенства между нечистотами и народами мира.

“...а «клипот» и «ситра ахра» называются “рвота и испражнения”, как известно” (“Тания”, гл. 24, стр. 145).

Итак, согласно «Тании» “клипот” (нечистоты) = рвота и испражнения = нечистые животные = народы мира. Евреи же — единственные, к кому, по мнению Шнеура-Залмана, можно применить понятие “человек”. Автор «Тании» убежден в конечной гибели всех народов мира с приходом Мессии.

“Поставил Он тьме предел” (это сказано о конце дней, когда (Всевышний) уничтожит дух нечистоты на Земле, и раскроется слава Всевышнего, и увидит всякая плоть вкупе, как объясняется далее), а особенно в землях народов мира, воздух которых нечист и полон «клипот» и (властвует там) «ситра ахра»...” (“Тания”, гл. 33, стр. 191-192).

По убеждению Шнеура-Залмана, трем клипотам (следовательно, и народам мира) “...нет вознесения вовеки, разве только путем обращения их в ничто и полного уничтожения, как написано: “И дух нечистоты смету с лица Земли” (“Тания”, гл. 37, стр. 211).

“И значит, все три нечистые клипот будут уничтожены совершенно, обращены в ничто” (“Тания”, гл. 37, стр. 208).

Если материальным отображением трех нечистых клипот, по “Тании”, являются народы мира, то под земным отображением клипат нога, по логике, надо понимать евреев, увлеченных “нееврейскими премудростями” (науками, искусством, спортом и т.д.). По мнению р. Шнеура-Залмана, они тем самым “оскверняют свой интеллект”, ибо “нееврейские премудрости более нечисты, чем пустые занятия” (“Тания”, гл. 8, стр. 74), «они облекают и оскверняют силы интеллекта Хабад в его Б-жественной душе нечистотой "клипат нога", содержащейся в этих премудростях» («Тания», гл. 8, стр. 75). Ими можно заниматься исключительно «для того, чтобы иметь заработок», но не ради их самих (“Тания”, гл. 8, стр. 75).

Исторический процесс после прихода Машиаха, которого любавические хасиды видят непременно хабадником и потомком царя Давида через Шнеура-Залмана, по логике “Тании” выглядит следующим образом. Бог уничтожает три клипы, и соответственно, уничтожаются все питаемые ими нечистые животные и народы мира. Затем преображается клипат нога, являющаяся для евреев и чистых животных источником жизни, и заблудшие евреи возвращаются к учению Хабад. Земля при этом не считается Шнеуром-Залманом нечистотой, и, следовательно, сохраняет свое существование, или же преобразуется в эфирное тело. Гидросфера, атмосфера, поддерживаемые, по логике “Тании”, клипотами, должны уничтожиться. Миллионы еврейских душ-искр объединяются в первозданные 600 тысяч. Таким образом, 600 тысяч еврейских душ, парящих над пустынной (или эфирной) Землей есть подлинный апофеоз истории по “Тании”.

***

Как известно, расизм имеет три основные черты[4]:

1. Теория превосходства одной расы над другой.

2. Теория неизменности духовных и интеллектуальных качеств “высших” и “низших” рас во времени.

3. Стремление к геноциду “неполноценных” рас, их порабощению, изоляции и/или самоизоляции от них (апартеид и автоапартеид).

Все это в полной мере присутствует в труде р. Шнеура-Залмана “Тания” в виде следующих основных идей (в соответствующей нумерации):

1. Еврейские души — частицы самого Бога. Неевреи лишены Божественной души. Неевреи обладают лишь животной душой, “в которой нет добра совершенно”. Еврейская мудрость — мудрость высшего порядка, нееврейская мудрость — “хуже пустых занятий”.

2. Клипотам (а стало быть, народам мира, питаемым ими), “нет вознесения вовеки” как морально несовершенным. Еврейские же души “по природе своей не могут желать запрещенного”.

3. Согласно “Тании”, в будущем “клипот уничтожаются совершенно перед Всевышним, как будто их и не было, как сказано: “все народы как ничто перед Ним...”.

Анализ книги «Тания» заставляет сделать вывод о расистском характере её доктрины, о пропаганде книгой идей расовой неполноценности неевреев, о возбуждении ненависти к неевреям и унижения достоинства группы лиц, а именно неевреев, по признакам расовой и национальной принадлежности.

 

 

Горюнов Д.В., кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и философии Пермского государственного института культуры

 

Гиляров К.В., специалист по иудаике, автор книги «Тайна Таньи»

 

Трунов Д.Г., доктор философских наук, профессор кафедры конфликтологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

 

Пустовалов А.В., кандидат филологических наук, доцент филологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета

 


[1] Раби Шнеур-Залман из города Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Перевод и комментарии: Г. Липш, раввин Н.-З. Рапопорт, М. Шнейдер. Под общей редакцией проф. Г. Брановера. Издательство "Шамир", Федерация еврейских общин СНГ, Москва, 2005 г., 875 стр.

[2] Примечательно, что некоторые учителя Хабада считают, что сам Сатана (!) дал своё одобрение на книгу “Тания”. Например, председательобщины русскоязычных евреев г. Хайфы р. Даниэль Булочник об этом прямо говорит в своем видео-рассказе “Хасидская История №57” (см. Хасидская История №57, Даниэль Булочник, история о том, как в мир пришла книга ТАНИЯ, а с этого начиналась эпоха Мошиаха; https://www.youtube.com/watch?v=7IEWx1yirH8).

[3] Здесь и далее жирным цветомвыделены цитаты из «Тании».

 

[4] Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней).- М.: «Современные тетради». 2003. — 776 с. См. раздел 1.9. Расы, расизм и концепция расового детерминизма. С. 81-88.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: