Использование игр в экологически мотивированной деятельности детей.




Практическая работа № 4

По дисциплине: Теория и технология экологического воспитания детей.

Тема:Системный подход в экологическом образовании дошкольников средствами игры.

 

 

Выполнила работу:

студентка 3 курса

по направлению подготовки

«Дошкольное образование»

группы ПО д/б - 19-1- з

Яценко Юлия Михайловна

Приняла

Доцент Е.Н. Удина

 

Севастополь

2021г.

Практическое занятие №4

Тема: Системный подход в экологическом образовании дошкольников средствами игры.

Цель: систематизировать знания об играх как средстве экологического воспитания; упражняться в самостоятельной разработке целей и содержания дидактических игр для детей дошкольного возраста.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Классификация игр в экологическом образовании дошкольников.

Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:

· 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);

· 2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);

· 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого - особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное выполнение им правил - это главное условие организации и проведения таких игр.

Усвоение правил, подчинение им своего поведения детям дается нелегко: они быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают своих нарушений. Поэтому повторение правил, терпеливое их разъяснение довольно долго являются организационным моментом.

В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

 

Использование игр в экологически мотивированной деятельности детей.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании, развитии, образовании заложены в играх, прежде всего дидактических.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактическихиграх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактическихигр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

– предметные;

– настольно-печатные;

– словесные.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы.Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

При проведении дидактическихигр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

 

Практические задания

1. Изучить содержание статей в периодических изданиях. Сделать краткие тезисы.

1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольни-ков // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество про-блем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происхо-дит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нрав-ственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в иг-ре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует раз-витию у детей экологической этики.

2. Исаева Н.Н «Природа и дети». - № 07, 2008, с. 72-75.

Автор статьи рассказывает о наблюдениях за экологическим развитием детей дошкольного возраста, их потребности познания окружающего мира под влиянием педагогов. В ходе этих наблюдений проводились экскурсии и прогулки, на которых строили цепочки восприятия природных объектов, а также изменения этих объектов при смене погоды и времени года. Автор приводит примеры игр с детьми, их участия в охране природы.

3. Канева М.С., Чадаева Г.И. «Экологическое воспитание дошкольни-ков» - № 07, 2011.

В данной статье автор показывает необходимость формирования у детей дошкольного возраста экологического мышления, сознания, путем общения и игры во время прогулок, экскурсий, вызывая эмоции, чувства, движения.

4. Максимова, М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошколь-ников / М. В. Максимова. // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (102). - С. 826-830.

Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные основы понимания за-кономерных связей в системе «Природа - общество – человек». В экологиче-ском образовании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семена-ми, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их, отмечать изменения от-дельных внешних признаков.

5. Стрекаловская М.М., Дарханова Т.М. Педагогические подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Педагогический журнал. 2016. № 2. -С. 64-72.

В ходе освоения системных знаний о природе у дошкольников форми-руется позиция субъекта деятельности с присущими ему личностными каче-ствами – самостоятельностью, ответственностью, инициативностью.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе; дидактические игры эко-логического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: