Трансевразийская магистраль как инструмент изменения глобального конкурентного баланса




С одной стороны, попытки региональной постсоветской интеграции потерпели окончательный крах, с другой Россия не имеет перспектив при доминировании модели глобальной интеграции и соответственно глобальной, ничем не ограничиваемой и беспощадной к отстающим конкуренции, воплощаемой современными США. Поэтому она должна всячески отстаивать региональную интеграцию как противовес глобальной.

Однако и этот подход не является гарантированно безопасным. Находясь между двумя основными центрами региональной интеграции зоной евро и постепенно формирующейся в Юго-Восточной Азии зоной юаня Россия будет разорвана этими центрами, если не станет мостом между ними.

Для того чтобы стать таким мостом, чтобы выполнять роль катализатора трансъевразийской интеграции, Россия должна стимулировать реализацию всех интеграционных проектов, на первом этапе транспортных. Ключевой элемент реконструкция Транссиба и превращение его в основную магистраль скоростного транзитного сообщения между Европой и Азией, а точнее между Лондоном и Токио (с вероятным выходом также на китайские порты).

В самом деле, сегодня перед Россией стоят две взаимосвязанные задачи, ставшие категорическими императивами всего ее развития.

Массированное привлечение иностранных инвестиций основной инструмент необходимой модернизации экономики. При этом оно окажется ключевым средством решения второй важнейшей проблемы современного Российского государства сохранения его территориальной целостности.

Кризис повысил порог гарантированно защищенных инвестиционных проектов до уровня, когда они должны быть не просто крупными, но глобальными, выходящими за пределы экономики России и обеспечивающими ее встраивание в глобальную экономику. Это означает передачу под опосредованный, но тем не менее вполне реальный контроль стратегического инвестора не просто отдельного проекта или даже отдельных пространств, как это имеет место, например, при концессиях или СРП, но ключевых элементов российской экономики в целом.

Для того чтобы быть надежной и перспективной, такая привязка должна иметь обоюдный характер, т. е. жестко и однозначно обеспечивать зависимость благополучия инвестора от благополучия России. Это условие исключает из рассматриваемого перечня проектов американские планы "международного" освоения Сибири и Дальнего Востока как объективно ведущие к болезненному и разрушительному расчленению России и ее последующему уничтожению как субъекта мировой политики и экономики.

Создание трансъевразийской магистрали, при всей экзотичности этого проекта, несет его участникам достаточно серьезные и реальные выгоды, масштабы и долгосрочность которых вполне соответствуют масштабам и долгосрочности проекта.

Экономическая рентабельность для участников проекта очевидна: железнодорожные перевозки на большие расстояния не только значительно дешевле, но и быстрее морских (в рамках проекта TEAM российское МПС намерено к 2005 г. довести время транспортировки груза из Токио в Лондон до двух недель по сравнению с минимум четырьмя неделями при использовании морского пути). Кроме того, заказами на оборудование явно будет загружена не только российская промышленность, но и корпорации Японии и Европы.

Экономическая выгода для России также понятна: миллионы рабочих мест, оздоровление управляющих систем (не только корпораций, но и государства), возрождение целых отраслей промышленности и кардинальное увеличение внутреннего спроса, в том числе на инвестиции. При промедлении же неминуемое возникновение трансъевразийской транспортной магистрали в обход России означает ее вытеснение на периферию не только мировой транспортной системы, но и мировой интеграции.

Задолго до завершения проекта фактически с начала его официальной проработки Россия в рамках евразийской интеграции автоматически "запускает" постсоветскую реинтеграцию, спонтанно возвращаясь в число стран участниц мировой политики.

Для российского истэблишмента неприятно то, что проект потребует от России политических уступок. Ведь к настоящему времени почти вся система управления в стране сложилась в формах, уже на институциональном уровне почти исключающих возможность масштабной созидательной деятельности. Поэтому осуществление глобального инвестиционного проекта, естественно, требует иностранного вторжения в святая святых в систему управления государством.

Оправданием служит то, что, во-первых, такое вторжение приведет к качественному повышению эффективности российской системы управления как на государственном, так и на корпоративном уровне и, во-вторых, оно будет носить обоюдный характер, создавая не только постоянную зависимость России от решений развитых стран, но и обратную зависимость последних от решений, принимаемых Россией. А это качественно меняет суть дела.

Развитые страны Европы, взрывообразно расширяя пространство интеграции за счет России и Японии (а также Китая с учетом вероятного ответвления магистрали, чтобы лишить Японию монопольной возможности блокировать ее), укрепят и свою геоэкономическую устойчивость, в первую очередь по отношению к потенциальным деструктивным действиям США.

Данный подход позволяет сформулировать единственный реалистичный в краткосрочном плане ответ на вызов глобализации: не утопическое конструирование "мирового правительства", но стратегическое отступление от вырвавшихся из-под контроля новейших технологий к прогнозируемым и управляемым прямым инвестициям и на их основе временное ограничение международного перелива финансовых ресурсов.

Этот шаг даст предпринимающим его странам передышку для качественного улучшения государственного регулирования финансовых рынков и глубокой реструктуризации крупнейших корпораций, на необходимости чего вот уже несколько лет тщетно настаивает даже Всемирный банк.

Таким образом, уже начало работы над проектом глобальной транспортной магистрали само по себе создаст не только для его непосредственных участников, но и для всего геоэкономического пространства новую, значительно лучшую реальность. Ведь в условиях широкого распространения информационных технологий на принятие решений зачастую влияют не сами события, но сообщения о них так называемые информационные фантомы. Таким образом, евразийская магистраль начнет влиять на человечество и процессы глобальной конкуренции не тогда, когда она будет построена, но уже тогда, когда будет принято стратегическое решение о ее постройке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: