Неврастения или синдром хронической усталости.




Всё чаще и чаще люди жалуются на странную усталость, которая не проходит даже после сна, выходных дней или отпуска.

Витамины, увеличение количества часов сна, понижение нагрузки на работе или дома – тоже не прибавляют сил и энергии.

Возникают вопросы, что с этим делать?

И есть ли выход из этой проблемы?

В современной диагностике под синдромом «хроническая усталость», могут скрываться неопознанные, вяло текущие заболевания физического тела, но в большинстве случаев – это заболевания психической сферы, выраженные физиологическими симптомами.

Если, сданные анализы указывают на варианты – нормы, речь всегда идёт о психосоматическом заболевании.

Одной из классических причин, вызывающих «хроническую усталость» является неврастения.

Кратко из истории вопроса о неврозах.

Неврастения в современной классификации относится к разновидности неврозов, а психоаналитическим языком, определяется, как «актуальный невроз».

Несмотря на то, что сам автор психоанализа З.Фрейд, никогда не расставался с понятием «актуального невроза», из чисто психоаналитического языка, этот диагноз перемещается в медицинскую или клиническую психологию.

Невроз, очень часто встречающееся заболевание.

Из личной многолетней практики, я наблюдала людей, которые даже не подозревают, что больны неврозом.

Отсутствие качества их жизни и здоровья, кроется не в «сглазах» и проклятой судьбе, а в тяжёлых или средней тяжести – невротических расстройствах.

З.Фрейд, рассматривал неврастению, как актуальную физиологическую реакцию организма на неудовлетворённость сексуальных потребностей в настоящем времени.

В то время, как психоневроз, это перенос преувеличенного тревожного реагирования на собственную сексуальность – из детства во взрослую жизнь.

Из-за ярких физиологических реакций: головные боли, желудочно-кишечные нарушения, запоры, нарушения сна, потеря аппетита или обжорство, проявления сексуальной слабости – сам Фрейд, относил неврастению к физиологическим расстройствам и признавал, что психоанализ малоэффективен.

Однако Фрейд считал, что неврастения – это следствие «… неумеренной мастурбации, которая и отнимает жизненную энергию человека.

Не реализованная энергия в сексуальности, вызывает - отвращение, ненависть, отвержение себя, то есть аутоагрессия приводит к обессиливанию…».

Неврастения может быть приобретённым заболеванием взрослого человека, вследствие неудачного сексуального опыта, психологической травмы по поводу «несчастной любви», неудовлетворённости в супружеских отношениях, или отсутствием полноценных отношений с противоположным полом.

Но неврастения, как разновидность неврозов взрослого человека, вполне, может быть продолжением детских невротических реакций, и соединением с психоневрозом даёт тяжёлую для лечения картину.

В своей предыдущей статье: диагноз – «хроническая тревожность», я описываю симптомы тревожных расстройств психики.

Так с годами, не пролеченные вовремя симптомы, приводят к тревожному поведению или, его ещё можно назвать – невротическим поведением.

Основные отличительные особенности, при которых тревожные реакции человека на какие – либо события, позволяют говорить о расстройствах или заболевании, это:

-длительность (продолжительность во времени),

- устойчивость (невозможность переключения и смены реакции, навязчивость),

- привыкание (адаптация к тревожности, приспособление к ней, принятие за норму и невозможность самостоятельно справиться).

В одной из публикаций «конфликт сознания и подсознания», психолог Алексей Фалеев, даёт точное и короткое описание неврастении:

«Мысли, мысли, мысли.

Об одном и том же.

Постоянно крутятся в голове.

Все это накапливается и вот уже человек вздрагивает от телефонного звонка - ему противно подходить к телефону, нет сил и желания общаться с другими людьми.

У него возникает ощущение «уходящей из под - ног земли».

Начинаются срывы по пустякам, появляется беспричинное раздражение, пропадает сон, аппетит, скачет давление и т.д.

Диагноз – неврастения».

И это далеко не полный перечень неприятностей, у человека, «заболевшего» неврастенией.

В той же статье, указывается основная, по мнению автора, причина, вызывающая подобное заболевание – повышенная утомляемость психики вследствие постоянного стрессового фона.

«Мы живем в информационной цивилизации.

Никогда еще человек не испытывал такого информационного давления.

Информация поступает к нам отовсюду - через мобильную связь, телевидение, журналы, Интернет и т.п.

Еще 100 лет назад круг общения большей части населения земного шара был ограничен десятком, максимум сотней знакомых людей, живущих в ближайших деревеньках, улицах, городах.

Сейчас все изменилось.

На нас буквально каждый час обрушивается «мощный шквал» новостей, сообщая о всяких мелочах, которые нас никогда в жизни не коснуться.

В итоге современный человек становится жертвой избыточного количества информации».

Я добавлю от себя ещё одну причину, которая зависит не столько от обстоятельств, сколько от самого человека.

Оказывается всё не так безнадёжно!

Пониженная стрессоустойчивость человека – это и есть в глобальном и конкретном смысле отношение к проблеме, его отношение к своей силе, которую он теряет и не может восстановить.

Как человек относится к себе сам и происходящему с ним, как оценивает и интерпретирует обстоятельства своей жизни, какие поступки совершает, какие решения и выборы делает.

Из опыта и наблюдений: «… поэтому столь много сейчас людей желает переехать за город, на природу, в глушь.

Сбежать от информации, забраться в раковину, никого не видеть и не слышать - вот мечта, которую лелеет человек современной информационной цивилизации.

Но информация - это только первая половина зла.

Вторая половина, окончательная добивающая нашу психику, это ежедневные стрессы - кто-то дал взаймы много денег, кто-то не может отдать долг, у кого-то неприятности на работе, у кого-то не ладиться личная жизнь и т.п.»

Подведём первые итоги.

Если известны и понятны причины, найдите подходящие способы преодолеть свой недуг.

Напомним причины неврастении:

1.неудовлетворённость сексуальных потребностей и тревожная фиксированная реакция на своей сексуальности (З.Фрейд)

2.повышенный стрессогенный фон современного общества и сложные в нём взаимоотношения, перегруженность психики излишней информацией (А. Фалеев)

3.пониженная стрессоустойчивость психики (понижение защитных возможностей иммунной системы) и взаимосвязь с психологическими проблемами данной личности (С.Ория).

В отличие от З.Фрейда, авторы статей А.Фалеев и С.Ория – не являются первооткрывателями, но являются последователями теоретического наследия Э.Фромма, А.Адлера, В.Райха, Г.Спенсера, А.Маслоу и самого З.Фрейда.

В этом месте, медицинский диагноз переходит в разряд психологических проблем, а проблемы можно перевести в разряд психологических задач, которые просто нужно решать самим, или с помощью специалиста.

Взаимосвязь медицинского и психологического подходов.

Давайте, подробнее рассмотрим причинно - следственные связи - «непреодолимая усталость и быстрое переутомление», с точки зрения психолога.

Следствие – первое:

Основная проблемная поведенческая реакция – прекращение заботы о себе.

- отсутствие активных действий по уходу за собой и оказанию помощи самому себе,

- отказ от оздоровительных мероприятий,

-игнорирование рекомендаций специалиста,

- потеря веры в изменения и отказ от помощи.

Следствие – второе:

Защитная психологическая реакция – рационализация проблемы и удержание:

«подробно объясняет, почему бесполезно что-либо делать.

И как все (!) способы не работают.

И может быть, другим это помогает, но не ему.

Он, не такой, как все, и его заболевание неизлечимо».

Следствие – третье:

После «хорошо разложенной» по частям проблемы в переутомлённой голове, вступает в силу психологическая защитная реакция – сопротивление лечению.

На вопрос, «откуда такой диагноз?», с уверенностью отвечает, что сам всё (!) знает.

В таком состоянии, человек начинает чувствовать постоянную усталость, у него нет сил на разумное понимание происходящего с ним.

После ночного сна, бодрость не восстанавливается.

Вялость, переходящая изо дня в день, закрепляет ощущение внутренней беспричинной слабости и человеку всё труднее полагаться на себя.

Следствие – четвёртое:

Вслед за реакцией – сопротивление, появляется неосознанная защитная реакция уклонение, которая демонстрирует пассивность, отсутствие сил и интереса.

В быту, у людей, которые становятся свидетелями, часто складывается мнение о лености (близкие люди, по неграмотности обвиняют в лени и безответственности).

В научной психологии нет понятия «лень»!

Это скорее педагогический термин (или бытовой), но психология, как наука, объясняет механизм формирования уклончивого поведения, изучая его причины и возможность устранения подобных реакций.

Следствие – пятое:

В ослабленном состоянии у «больного» человека усиливается чувство вины и страх несоответствия (специфическая фобия, как реакция на ослабленность).

Поэтому, не спешите обвинять себя или близкого человека, попытайтесь понять!

Обвинение или самобичевание может усугубить плохое самочувствие.

Чувство необоснованной вины, «включает» механизм аутоагрессиии – недовольство собой, сердитость на себя, неосознанное желание самонаказания, в голове «звучит» преувеличенная самокритика.

Агрессия, направленная на себя, вызывает раздражение и психическое перенапряжение, порождая внутренние конфликты личности.

Человек, который поссорился с самим собой и не может прийти к миру внутри себя – теряет силы в этой непродуктивной «войне» со своим недугом.

Вместо того, чтобы сберечь свои силы и направить их на выход из «болезненного» состояния, получается всё большее погружение в обессиливание.

В основе психологического определения «неврозов», лежат многочисленные внутренние конфликты личности, которые создают психологическую картину – внутреннего саморазрушения!

Основным методом лечения являются - элементы самоподдержки, через позитивное мышление и доброе отношение к самому себе, не только через физические действия, но и благодаря активному позитивному чувствованию.

Ищите источники радости – во круг себя и внутри себя!

Следствие – шестое:

Именно в таких состояниях, формируется неуверенность, ранее не свойственная человеку, ухудшается ориентация, появляется «неположенная по возрасту» рассеянность, забывчивость и первые серьёзные признаки тревожности, если, конечно, раньше это не было характерной реакцией или психоневрозом.

Частичная дисфункция волевой сферы, проявляется через:

- подавленность и угнетённость,

-человеку трудно организовать себя,

-трудно распределить свои силы,

-трудно проявлять активность и настойчивость, там, где это необходимо.

Утомлённый человек скорее готов: уступить, проиграть, откупиться, отсидеться, отлежаться…, нежели наводить планомерный порядок в своей жизни!

Следствие – седьмое:

Появляется дурная психологическая привычка превращать всё подряд «в нерешаемые» проблемы и страдать от неудовлетворённости, что и является смыслом невроза.

На решения и волевые разумные действия, просто нет сил!

«Мозг устал от информации, перегружен ею и поэтому теряет возможность что-то воспринимать обдумать, прочувствовать и сделать выводы».

Коротко, я бы охарактеризовала смысл неврастении, как особого рода тревожность, при которой, подчеркнуто, переживается «сама ослабленность, отсутствие сил на что-то, очень важное самому человеку, в рамках имеющейся ответственности».

В таком состоянии, человек знает о своей проблеме, не отрицает плохого качества своей жизни, у него нет полного потери контроля над поведением в социальном смысле, но всё, что он делает – даётся ему тяжело.

Он, как бы живёт из последних сил, в полу сне, в полу сознании, в половину своих возможностей.

Следствие – восьмое:

Постепенно появляются страхи «за свою беспомощность», «ослабление внутренней позиции», «невозможности достичь цели», «страх недооценённости и отсутствия востребованности», «страх угасания активности».

То, что раньше было мотивацией для полноценной жизни, становятся личностными страхами или фобиями (формулировки те - же, только наоборот).

Следствие – девятое:

Постоянные страхи и тревожность, становятся причинами, нарушающими природные механизмы здорового сна, что приводит к закономерному следствию - пониженной работоспособности у взрослых и создаёт трудности в обучении у детей.

Из научных новостей, примеры статистики:

«американские и британские граждане страдают от хронического недосыпания, а их проблемы со сном отражаются и на самочувствии родителей.

Специалисты Национального фонда сна США установили, что в среднем продолжительность сна американских детей не укладывается даже в нижнюю границу нормы.

Возникают трудности с засыпанием и протесты при попытке уложить их, хождение во сне, крики во сне, храп.

Не менее 30% детей, включая 14% школьного возраста, просыпаются по ночам, что требует вмешательства родителей.

В британском исследовании по проблемам сна у детей было установлено, что 20% детей спят на несколько часов меньше, чем в их возрасте спали их родители, теряя до месяца сна в течение года.

По словам ученых, проводивших исследование, это влияет на физиологию и физический рост, нарушает иммунитет, ослабляет память, внимание, восприятие и естественные реакции».

Физиологические «тонкости», как приобретается неврастения.

Для тех, кому интересны подробности, процитирую автора статьи «Конфликт сознания и подсознания»:

«Наш мозг состоит из нервных клеток.

Каждую нервную клетку можно представить как некое подобие человека - у нее есть свой мозг (ядро), свое тело и свои конечности (отростки).

Все нервные клетки соединены между собой этими отростками и напоминают цепочку людей, держащих друг друга за руки.

Когда нервная клетка возбуждается, то в месте прикрепления ее отростков к другой нервной клетке возникают особые вещества - нейромедиаторы (серотонин, ацетилхолин и др.).

Эти вещества заставляют соседнюю нервную клетку изменить свой электрический заряд (из нее вытекают ионы), затем и сама эта клетка возбуждается.

Так и бежит по мозгу нервный импульс.

Проблема в том, что запас ионов и нейромедиаторов ограничен.

Во время работы нервные клетки теряют эти запасы.

Потом им требуется отдохнуть и подзарядиться. Но наше сознание, занятое "играми разума", этого сделать не позволяет.

Подсознание хочет отдыха, а сознание все гоняет и гоняет пустые и никчемные мысли по голове, не давая нервным клеткам восстановить свой потенциал.

В итоге подсознание выходит из этого конфликта с помощью накопления чувства безмерной усталости, "спущенного шарика", "перегоревшей лампочки"».

Различают три фазы неврастении.

Сначала идет первая фаза неврастении, которую И.П.Павлов назвал "уравнительной фазой".

Основной признак нахождения на этой фазе - не умение отличать главное от второстепенного.

На важный раздражитель и на «пустяковый» - следует одинаково бурная реакция.

Отсюда и название этой фазы - в мозгу уравниваются все раздражители.

Мы чувствуем себя «измотанными», нервные клетки начинают истощаться и у них происходят сбои - они то полностью разряжены, то накопив потенциал, могут работать в полную силу.

В те моменты, когда они не могут работать, человек чувствует себя подавленным, ничем не интересуется, например, собственная работа кажется пустой и бессмысленной.

В те моменты, когда клетки подзарядятся, вдруг накатывает вдохновение на пару часов и человеку кажется, что нет ничего важнее работы.

Или, например, женщина может то накричать на близкого человека, то расплакаться от какого-то «новостного сообщения».

Мозг работает не в тот момент, когда это нужно, а тогда, когда клетки восстановились.

Мозг не может целенаправленно сосредоточиться на какой-то проблеме или задаче, но может "выстрелить" неожиданно и, как правило, совершенно не к месту.

В итоге получается «стрельба из пушки по воробьям».

Вторая фаза неврастении - "парадоксальная".

На серьезные проблемы человек уже не в силах реагировать, зато постоянно срывается на мелочах.

Это со стороны и вызывает чувство удивления и кажется парадоксом.

У современных женщин, переутомление часто выливается в неврастению: у нее «на шее весит» больная мать, дочь начала плохо учиться, да ещё и личная жизнь не ладится.

Она чувствует, что «вымоталась» и воспринимает себя несчастной.

Но постепенно все ее перестает волновать (эмоциональное равнодушие) - проблемы на работе, дома, вообще в мире.…

Всё кажется, как «в дымке» и не вызывает никого эмоционального отклика.

Даже когда матери стало плохо и её пришлось отвезти в больницу - сердце её не дрогнуло, она просто ходила «как автомат» и делала, что ей говорили.

Но однажды, подходя к дому, она заметила, что потеряла кошелёк, в котором было всего 100 рублей.

И вдруг этот кошелек показался ей символом ее «изломанной и потерянной судьбы».

Эта мелочь - потерянный кошелек, произвела невиданный эмоциональный взрыв.

Она тут же на улице начала неудержимо рыдать, ее буквально душили слезы, которые не приносили облегчения, но от которых её охватило отчаяние и жуткое ощущение того, что жизнь к ончена.

Человек, находящийся в парадоксальной фазе неврастении, уже не может думать о больших проблемах, он эти проблемы игнорирует.

Появляется небрежность к серьезным делам и проблемам.

Зато через мелочи, идёт неосознанный сброс накопившейся усталости.

Третья фаза неврастении - "ультрапарадоксальная".

Это фаза абсолютной усталости.

Это уже не человек, а просто «его механическое тело».

Он передвигает себя с места на место, в голове - полный вакуум.

Человеку трудно удержать мысль и сосредоточится на ней.

Он плохо понимает, что твориться вокруг и находится в прострации, ему невыразимо трудно на что-то отвечать и как-то реагировать на внешние события.

Для самых терпеливых, кто сумел дочитать до конца эту статью, желаю полноты сил, прекрасного самочувствия и неугасаемой веры в свои возможности.

Образованному человеку знания и грамотность поможет преодолеть все стрессы, отделять «зёрна от плевел» в потоке полезной информации и научиться бережно, относиться к ресурсам своего организма.

С уважением, психолог – Светлана Ория.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://abc-health.net/

Человеческое счастье - потребности, выборы, решения

по теории Абрахама Маслоу

Давайте попробуем разобраться, что для каждого человека важно знать о потребностях личности.

1. Сначала, каким-то образом необходимо узнать о том какие именно потребности «мои личные», «какие из них навязанные и внедрённые, искусственные, но моими не являются».

Внутренний вопрос: «без чего я могу прожить спокойно?», поможет, если не сразу, то постепенно наводить порядок в моем внутреннем мире.

2. Различение «что истинное», а «что фальшивое» для меня (!), является первичным актом самопознания и какой-то профилактикой перед мощным процессом оболванивания личности.

Личность по отношению к обществу, ощущает себя чем-то несравнимо малым (но, замечу что это уже позиция разделенности, а гармония - это созвучие, малого и большого; сильного и слабого; разумного и эмоционального...).

Т.е. «терапевтическими установками» могут стать:

«Я - воспринимаю себя частью общества, как малое является частью чего-то большего»,

«Я - перестаю воспринимать общество как, враждебную силу»,

«Я - осознанно беру ответственность за свои выборы, не причиняя себе ущерб, выбираю - подходящее, не выбираю - навязанное и чужеродное»...

«Я осознаю, что у меня всегда есть право выбора, даже когда мне, кажется, что его нет».

И если вы будете внимательны, то увидите, что каждый день вы делаете или пассивный выбор (они меня принудили, или так почему-то надо, или кому-то надо,... или ещё лучше - так получилось!...), или активный – я сам так хочу, я в согласии с тем, что происходит...

3. Может ли отдельно взятая личность противостоять давлению общественного мнения, отстаивая границы своей личности?

Бороться и воевать - не всегда выигрышная позиция, так как силы неравные (если, конечно вы не взяли на себя роль борца за права и свободу - это ваше социальное право, высказывать свое мнение).

Но, воспользовавшись своим правом, Вы обязательно возлагаете на себя личную ответственность, даже если это профессиональная обязанность.

Возьмём, например, человека решающего свои личные вопросы с самим собой (ведь, в любом случае, прежде, надо определить свою позицию - для личного использования или общественного).

Личность может противостоять давлению общественного мнения, очень простым способом - не присоединяться к нему и не обслуживать его.

Но тогда, как минимум, надо иметь свое мнение!

И это не означает, что оно обязательно (!)должно противоречить кому-то или чему-то...

Просто сначала посоветуйтесь с самим собой.

4. Если человек вообще способен задавать самому себе подобные вопросы, то как личность он растёт (!), и как растущая, формирующаяся, созревающая... эта личность всегда сталкивается с трудностями, например:

«а, вдруг моё мнение неправильное?

Может позаимствовать у Феди?».

А вдруг и у Феди неправильное?

Трудности есть у всех!

Этим нас не удивишь...

Но есть существенная разница, когда я в толпе и тусовке себе подобных, повинуясь инстинктам «социального самосохранения», «выживания, за счёт подсказок - а как другие...»,

я испытываю трудности в достатке ресурсов - времени, денег, силы, воли, идей, знаний, опыта, хорошего настроения, личностного комфорта...

Но, когда я отличаю себя от толпы, в чем именно проявляется моя индивидуальность?

Моё Я начинает испытывать трудности экзистенционального характера:

«как сделать правильный выбор?»,

«как я могу взять ответственность за последствия, которых не знаю?»,

«откуда произрастают мои желания?»,

«мои решения - это от разума или банальные психологические защитные реакции?»

«Что первично? Правильный выбор или избавление от болезненных защитных реакций?»

5. Взрослый человек, принимая жизненно важное решение сам (!), возлагая на себя личную ответственность, должен убедиться, что решение верное, а не ошибочное.

Психологическая ценность "взрослой" позиции заключается в том, что человек видит (!), как именно отразиться на нем и других людях, сопричастных к нему, его решение - фокус внимания сосредотачивается на последствиях и зависимостях (привязанностях).

Взрослый человек взвешивает разные аспекты для принятия решений:

Я и изменения в моей жизни,

Я и мои способы достижения успеха,

Я и мои решения, влияющие на судьбу близких людей.

(Имею ли я право насильственно изменять судьбу других или стоит изменить своё отношение к происходящему?).

Когда принятое решение выдержано временем (как доброе старое вино), на него можно положиться, даже если после него остаётся вкус горечи...

6. Фактор времени!

Одна из особенностей в теме «Выборы и решения».

Знаменитое:

«Сейчас, но по 5! или потом, но по 3!»,

ещё так:

... сейчас, но мало, или потом, но (почему-то) много… и всё будет хорошо!...

выявляет страхи личности.

Есть страхи одинаковые, как у всех (классические), есть, с изюминкой, индивидуальные.

Но все абсолютно сообщают о потребностях личности - или существует угроза неудовлетворения, или уже существует некий дефицит ресурсов, из-за неудовлетворённости.

Например, страх «не иметь», связан с потребностью эго – обладать;

страх «недооцененности», связан с потребностью какой-то субличности (соподчинённой части вашей личности) быть востребованным и.т.д.

Фактор времени активизирует свою силу давления, исходя из контекста ситуации.

Вопрос:

на что давит?

Имеет свой ответ - всегда на психику!

Теперь важно определить своё место в конкретной ситуации.

Если ситуация носит конфликтный характер и над вашими интересами нависла угроза, не сомневайтесь - «давить» будет именно на вашу психику.

7. Весь вопрос, сколько времени ваша психика в состоянии выдержать это давление?

Если вы счастливчик и обладаете повышенной стрессоустойчивостью, то вам ещё не скоро придёт в голову светлая мысль о необходимых переменах – по доброй воле, а не по принуждению обстоятельств (а значит переоценка ценностей, новые выборы, принятия решений).

«Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» - в данном контексте, имеется ввиду позиция психологически зрелого человека, вместо инфантильных защитных реакций.

Взрослый человек (предполагается), подумает как сохранить, всё то хорошее, что у меня есть (и не разрушать!), обдумывая как добиться изменений, если они потребны...

8.Так бывает, что в прошлом нужны были изменения, но их не было, а запись в подсознании осталась...

Реализация этой установки на изменение снимает тревожность, напряжение, придаёт уверенность, приносит психологическое облегчение.

Реализация такой установки - «хочу изменений» в моменте сейчас, когда по сценарию стало что-то налаживаться, может спровоцировать взрыв!

Психологическое облегчение может быть ошибочно воспринято, как следствие правильного решения, на самом деле подсознание через провокацию сбросило давящий на психику груз… и всего-то!

Происходит «психологический перенос», во времени и пространстве в самом сознании человека.

9. Нерешённые проблемы в прошлом начинают «мстить» в настоящем:

нервные срывы, депрессивные состояния, провокативное (ущербное) поведение, необдуманные выборы и решения (носят компенсаторный характер), логика может направить по ложному направлению и человек, затрудняется здраво объяснить себе (и другим): что он делает, почему он делает именно это, может – ли он по-другому?

Отсутствие глубинной мотивации поступков, говорит, скорее о растерянности нежели об удовлетворении потребностей.

Не спешите по перечисленным симптомам ставить психиатрический диагноз.

Практика показывает, что вполне здоровый человек может выглядеть таковым.

Так называемое пограничное состояние психики, вызывается элементарными жизненными трудностями и непреодалением их успешными способами вовремя!

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о неудовлетворенных потребностях личности, это всегда заканчивается дисфункцией психических процессов, психосоматическими заболеваниями, отсутствие полноценной и качественной жизни.

Разберитесь, на что тратите время своей жизни, чьи запросы вы обслуживаете вместо своих?

Познай себя - начертано на вратах Храма!

Вход в эти врата располагается во Внутреннем Мире человека.

И со времён древних философов, эта работа до сих пор самая сложная, но самая важная, оказывается не под силу современному человеку, пока разум его не прозреет...

... Современная сказочка про «К»:

"... решил как-то "К" прийти в себя.

Пришёл.

А там темно и пусто...

Решил, что зайдёт в следующий раз".

Можно, конечно подождать и до следующего раза, но если тебя там не было, то и в следующий раз ты в своем внутреннем мире обнаружишь тоже самое.

Из опыта:... один опытный, весьма солидный и положительный человек вспоминал свою прожитую жизнь.

С юности его желания имели одну глупую особенность - они сбывались.

Юноша, Молодой человек, Мужчина - желали разное и это приносило то Радость, то Удовольствие, то Наслаждение.

Но никогда - Удовлетворённость.

И он понял, что желал он всегда только радости, удовольствия и наслаждений, думая, что это путь к счастью.

Но когда ему наскучили "социальные игрушки" - он пожелал встретится с самим собой...

И вдруг он прозрел.

Всю жизнь он кормил своё ненасытное эго, а истинное Я пребывало в состоянии дистрофии...

В Мире, где правят балом нищие духом, голодно... Претворяясь "большими", они по прежнему остаются "маленькими", навязывая психологию нищих за неимением других шпаргалок, предложенных другими, другими, другими... Когда человек стоит перед выбором, когда он вынужден принимать решения?

Только тогда, когда «по-старому» не проживёшь...

Элементы новизны, как улучшение моей жизни, повышение результативности, стремление Личности к успеху «по-своему» - это и есть, удовлетворение потребностей личности.

Светлана Ория, психолог

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://abc-health.net/

Принуждения или вынужденная необходимость

Человеческое представление о счастье подробно исследовал один из основоположников гуманистической психологии Абрахам Маслоу.

Говоря о Духовной самореализации Маслоу настаивал на позиции Естественности, а не противопоставлении в различных научных подходах и духовных практиках всему человеческому существу.

В основу изучения природы человека было положено «адресное» познание потребностей и взаимовлияние биологических, социальных и духовных потребностей на процесс личностного роста.

Так возникла знаменитая «иерархия потребностей», которая охватывала физиологические факторы (голод и сон), безопасность (стабильность и порядок), привязанность (семья и дружба), а также уважение (чувство собственной ценности и признание).

На вершине этой иерархии находится потребность в самореализации, или, по его определению, «полное использование талантов, способностей и возможностей».

И всё для чего?

Для того чтобы испытать ощущение счастья!

Я часто задаю этот вопрос людям, пришедших на консультацию к психологу и большинство из них называют некоторые признаки того, что по их мнению позволит ощутить себя счастливым.

Люди склонны говорить в сослагательном наклонении о том «чего у них еще нет» для счастья и не очень заостряют своё внимание на том чего они достигли.

Признаки недостающих элементов счастья - это всегда элементы «вписанные» в базовые потребности по Маслоу(!), а то что уже достигнуто личностью, но не вызывает ярких эмоций (тревожность или радость), свидетельствует о динамике личностного роста.

Получается некая «ловушка» … и чтобы Я не делал, удовлетворив одни потребности, я начиню хотеть ещё чего-то…

Удовлетворённость, как состояние - кратковременно, а миф о счастье снова за линей горизонта…!

В статье «Искусственное счастье», которую я недавно прочла на портале ISRAland вводятся параметры статистических данных «…подлинного счастья достигает не более 10% людей.

Что происходит с остальными 90% цивилизованного человечества?

Или не могут, или не хотят во всей полноте раскрыть свои возможности (занимаются не тем, чем могли бы и хотели бы).

Ответ прост - счастье среднестатистического человека заключается в потреблении.

Каждый день на человека обрушивается шквал информации для обретения «необходимого и достаточного» счастья. …»

Авторы статьи порадовали своей грамотностью, просвещённостью (ссылаясь на Маслоу и Фрома), а также аналитическими способностями в области Социальной Психологии.

Но хочу обратить внимание на то, что «…ответ становится простым», только в том случае, когда из всей «иерархии потребностей» выбирается Социальный аспект бытия:

1. Запрос - Потребление, где информация становится ключевой темой (а целью любой рекламы является дать привлекающее внимание информацию).

2. На манипуляциях потребностей Человека разыгрываются целые войны, по захвату потенциальных потребителей.

3. Актуальными лозунгами становятся: «Бытие определяет Сознание», т. е. социальный аспект бытия становится формой зомбирования сознания, где выбор услужливо уже сделан за Личность и Личность благополучно превращается в среднестатистическое нечто…

«В обществе людей, благодаря культовым знакам цивилизации создан некий стереотип счастливого человека (у которого есть все, что он хочет иметь).

Именно это социальные аналитики именуют «удовлетворением потребностей личности», ссылаясь для солидности на А. Маслоу.

Ещё один из актуальных лозунгов современной цивилизации «Спрос рождает предложение» иллюстрирует ловкий трюк, как из индивидуальности все мы по «обоюдному и молчаливому согласию» превращаемся в Социальную Массу, которую надо регулярно удобрять, для получения хорошего урожая…

Именно это социальные аналитики именуют «реализация полных возможностей»,

…в погоне за Предложенным Товаром.

4. «…Духовное приобщение тоже воспринимается в потреблении, но предметов нематериальных: книг, музыки, кино - разного качества и смысла.

Чем сложнее уровень восприятия, тем большей степени Сотворчества (сопричастности) он требует, следовательно, тем более «продвинутым» считает себя индивид.

Так формируется банальная зависимость от мнения «других людей».

Ведь надо захотеть считать себя, именно продвинутым!

Т. е. сначала формируется установка более общего характера:

Имидж - планка, куда по мнению «успешной жертвы» она должна непременно попасть.

Само «попадание» на определённый уровень, должно с нять тревожность у стремящейся личности за то, что она правильно прочитала коды социума и теперь соответствует «общепринятым» эталонам общественного мнения.

Здесь присутствует определённый намёк на одну из потребностей Личности - потребность чувствовать себя сопричастным к имеющимся в обществе «ценностям».

5. Разговор о ценностях личности поможет думающей аудитории рано или поздно протрезветь от наведенного транс-состояния, производимого рекламными компаниями.

-является ли потребление культовой продукции свидетельством Духовной жизни человека?

- можно ли поставить знак равенства между понятиями: интеллектуальность, интеллигентность, духовность?

- делает ли Вас истинно, а не в глазах окружающих, счастливым наличие того, что вчера входило в список обязательных компонентов вашего счастья: супружество, престижная работа, квартира, машина, комфортный быт, дети, друзья, родственники, здоровье…

- для чего мне надо знание о Потребностях Личности?

- смогу ли Я хотеть, если мне «другие люди» не внушают «чего надо хотеть»?

- кто создаёт Ориентиры, по которым личность прокладывает себе путь?

- кого Я осчастливил своими успехами: процветающее общество? своих родителей? своего супруга? своих соседей? себя?

- в чём смысл принуждений, связанный с процессом воспитания?

Принуждения по обстоятельствам?

Принуждения в глобальном смысле моей судьбы?

- что Я склонен называть Безвыходностью?

Не попал ли Я в классическое определение «регрессивного способа решения экзистенции»?

– Желание Чувствовать Жизнь такой, какая она есть?

-Классическое понимание Внутренних Конфликтов Личности происходит от многих факторов, в т.ч. от незнания того, что есть мои потребности, не путаю ли Я с навязанными моему сознанию стереотипами (выдавая желаемое за действительное), выбираю ли Я оптимальные способы, удовлетворяя свои потребности (продуктивно или регрессивно моё движение по жизни)?

Светлана Ория, психолог тел.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://abc-health.net/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: