Родительское собрание на тему
«Роль семьи в профилактике допротивоправного (делинквентного) поведения»
В последнее время проблема профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - одна из центральных для целого ряда отраслей науки.
Педагоги, психологи пытаются найти средства для того, чтобы поведение детей, подростков, юношей и девушек не приобрело противоправную направленность. Волнует эта проблема и коллектив нашей школы.
Прежде всего нам надо определить, какие поступки наших детей являются противоправными:
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
- вымогательство
- завладение чужим имуществом - кража
- мелкое хищение
- уничтожение или повреждение чужого имущества
- вандализм
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах
- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
- безбилетный проезд
- нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
- нахождение в общественных местах (в том числе на улице) без сопровождения взрослого после 22.00
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам.Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Правонарушения в форме проступка проявляются у детей в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Каждый правонарушитель, даже несовершеннолетний, несет юридическую ответственность: материальную, уголовную, административную (до определенного возраста он может быть освобожден от нее, или она возлагается на его законных представителей).
В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние в возрасте от 11 лет на основании постановления судьи могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
С 14 лет дети несут ответственность за нарушение трудовой дисциплины; уголовную ответственность за ряд тяжких преступлений.
С 15 лет –могут быть исключены из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С 16 лет уголовная ответственность наступает за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).
Что толкает детей совершать правонарушения?
Варианты ответов:
-неправильные взаимоотношения в семье
- неблагоприятные условия семейного воспитания
-недостаточное внимание и любовь со стороны родителей
- гиперопека
- чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка
- чрезмерная требовательность и авторитарность родителей
-стремление утвердить себя среди сверстников любым способом
- достать деньги для выпивки
- отомстить кому-либо
- стремление подражать взрослым
- стремление подражать ровесникам, старшим товарищам
- потребность в «острых ощущениях»
Таким образом, отклонения в поведении ребенка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в подростковой среде.
1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Всегда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
4. Элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "маменькиным сынком", "белой вороной ".
Умные родители должны позаботиться о том, чтобы их ребёнок не стал правонарушителем. Предупредить противоправные поступки. Потому что спасать ребёнка, который совершил правонарушение гораздо сложнее.
Пример: Если Вашего ребёнка обвиняют в избиении других детей.
Совет учителя:
Просто читать морали о том, что драться плохо, точно бесполезно. Лучше расспросить и попытаться понять, как еще можно было разрешить ситуацию: все-таки ребенок еще ребенок, как бы не пытался казаться «суперменом» — он может сделать вид, что мамины советы ему не нужны, но все же выслушает и как-то обдумает!
Что делать, если ребенок дерется:
· Во-первых, строго отслеживать и карать все факты таких драк – удовольствие от них для драчуна зиждется как раз на зрелище чьей-то обиды при полной собственной безнаказанности!
· А во-вторых – хвалить и поощрять любые другие, «легальные», попытки ребенка выделиться: решил быстрее всех контрольную, нарисовал хороший рисунок и т.д. Особенно поощрять и хвалить при коллективе, если ребенок попробует кому-то чем-то помочь!
Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, ребенок проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.