Scala является открытой системой, в которой решен вопрос интеграции с другими базами данных. Широкие возможности импорта и экспорта данных позволяют вводить любой объем информации, а любой отчет может быть сохранен в электронном виде.
4.6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ SIMPLE
Система управления запасами Simple — разработка фирмы SimpleSoft — обеспечивает сокращение запасов путем автоматической выдачи оптимальных заявок на поставку товара. Новая версия программы на языке Си вышла 11 июля 2003 г.
В систему входят следующие блоки: «Прогнозирование спроса», «Нормирование запасов», «Оперативное управление запасами» (выдача сообщений об отклонениях в системе), «Оценка эффективности управления запасами». Наличие последнего блока качественно отличает Simple от существующих на рынке учетных и аналитических программ и позволяет называть ее системой управления.
Цель системы Simple — сокращение запасов, снижение транспортных расходов, уменьшение дефицита и, как следствие, повышение рентабельности запасов (отношение прибыли к инвестициям в запасы) торговых предприятий на основе учета следующих параметров: нетто-цен по ассортиментным позициям, продажных цен по ассортиментным позициям, истории среднего спроса и его вариации, стоимости транспортировки и обработки партии товара, среднего времени поставки партии товара на торговое предприятие и др.
В основе системы лежит инновационная модель торгового предприятия, где учтены все внутренние взаимосвязи его показателей: оборачиваемости и транспортных расходов, уровня дефицита, объема реализации и объема инвестирования в запасы и др.
Simple не ограничивается выдачей аналитических сводок об оборачиваемости, остатках в днях обеспечения, объемах реализации, прибыли, рентабельности, сверхлимитных и дефицитных позиций по итогам за предыдущие периоды. На основании системного анализа информации о значениях факторов и параметров она производит расчет оптимальных норм запасов по ассортиментным позициям и оперативно управляет ими, выдавая в нужные моменты готовые рекомендации о необходимости пополнить запасы в указанных количествах по ассортиментным позициям, самостоятельно формируя заказ на поставку.
Система имеет ряд чрезвычайно важных преимуществ. Ее использование существенно сокращает затраты труда работника/отдела, который занимается координацией запасов на предприятии. Вместо ежедневного просмотра остатков по ассортиментным позициям и помесячного прогнозирования спроса работникам остается отслеживать качество используемых методик прогнозирования по показателям отклонений и корректировать готовые заказы с добавлением прямых/транзитных заказов на продукцию. Она обеспечивает оптимальные решения в области нормирования и оперативного управления запасами. Это является наиболее важным, поскольку речь идет об основных активах предприятия — товарных запасах.
Система начинает свою работу с прогнозирования спроса на основе истории продаж. Используя простые, но проверенные статистические процедуры, Simple учитывает как сезонность, так и общую тенденцию роста или падения спроса. Осуществляя прогнозирование, программа производит отфильтровку нерепрезентативных значений спроса и учитывает отсутствие продаж вследствие дефицита товара на складе.
Затем Simple объединяет данные о прогнозе спроса и его вариации с данными о времени поставки, стоимости транспортировки, размерами наличного и транспортного запаса по ассортименту и прочим позициям для обработки и выдачи рекомендаций о заказываемых количествах по ассортименту. Система осуществляет это благодаря оптимальным нормам текущего и страхового запасов, рассчитанным в блоке нормирования. Этот же блок содержит инновационную методику оптимизации ассортимента. Все расчеты направлены на повышение показателя рентабельности запасов.
Блок оперативного управления также содержит ноу-хау, которое заключается в расчете так называемой групповой точки заказа, которая, как и нормы запасов, определяется с учетом ее взаимосвязи с рентабельностью запаса. Он ориентирует пользователей в области, где необходимо участие человека (проверка полноты занесения параметров, оценка качества прогноза и т. д.), и не касается областей, где предпочтительнее работать без его вмешательства.
Блок оценки эффективности подводит результаты управления запасами, обеспечивая анализ (в разрезе ассортиментных позиций) по показателям средних остатков запасов, объему реализации, уровню обслуживания и дефицита, оборачиваемости, рентабельности и сравнение фактических значений с плановыми и со значениями предыдущего периода.
Для работы программы требуется следующая исходная информация в электронном виде: справочник товаров, справочник поставщиков, обороты по движению товаров (дата проводки/ идентификатор товара/ идентификатор поставщика/ поставка количество/ продажа количество / сумма поставки/ сумма продажи), исходные остатки по товарам (дата остатка/идентификатор товара/количество), а также среднее, максимальное и минимальное время поставки и стоимость поставки товара от поставщиков.
Система Simple универсальна и может применяться на всех предприятиях, осуществляющих преимущественно складскую форму реализации с небольшим удельным весом транзитных поставок и поставок на заказ. Она реализована на языке Си, легко интегрируется с системой учета на предприятии, а также с современными клиент- серверными информационными технологиями в силу открытого принципа построения.
Срок внедрения системы Simple — 1 месяц, срок окупаемости для крупных заказчиков — также в пределах 1 месяца.
4.7. КОНТУР «ЛОГИСТИКА» В СИСТЕМАХ ERP-КЛАССА
Развитие рынка породило потребность в широко функциональных интегрированных корпоративных информационных системах (КИС) ERP-класса, в которых совмещаются и базы для хранения данных, и аналитические инструменты, и системы документооборота. В современных условиях вопрос о выборе КИС зачастую является ключевым стратегическим решением, во многом определяющим эффективность деятельности компании, в том числе в области логистики.
Существует множество факторов и критериев, влияющих на принятие решения о выборе КИС для поддержки логистики компании, в частности:
• специализация в области интегрированной логистики;
• достаточный опыт проведения аналогичных проектов в сопоставимых областях бизнеса;
• наличие локализованной версии системы, а также возможности оказывать локальную поддержку (например, при изменении законодательных норм и правил);
• наличие команды в России (собственной или партнера), способной внедрить предлагаемое решение, учитывая российскую специфику ведения бизнеса.
При создании качественного интегрированного решения для информационного обеспечения деловых операций руководству логистической компании, как правило, приходится решать три непростых, взаимоувязанных задачи выбора — выбора способа формирования КИС, выбора программного обеспечения и выбора внедренческой фирмы или фирмы — разработчика программного обеспечения (ПО). Возникающее при этом разнообразие вариантов объективно отражает, с одной стороны, ситуацию на современном высококонкурентном рынке бизнес-ПО, а с другой — востребованность разных по мощности, стоимости и функциональности решений. Для логистической компании эффективным будет решение, соответствующее ее размеру (обороту), положению на рынке, особенностям бизнес-процессов, финансовым возможностям и стратегическим планам развития.
Использование готовых тиражируемых информационных систем корпоративного класса является основным способом комплексной автоматизации управления в производственно-логистических компаниях. В основе этих решений лежит концепция компьютерного MRP-ERP планирования (рис. 4.1, табл. 4.1), обеспечивающего получение сбалансированного по ресурсам предприятия (материальным, производственным, финансовым) объем но-календарного плана-графика выпуска продукции.
Системы ERP-кпасса являются результатом эволюции MRP/MRP-II- систем в направлении интеграции функций производственного и финансового планирования и управления. Они обладают более развитыми техническими, технологическими и вычислительными возможностями, имеют удобный графический интерфейс, мощные
![]() |
Таблица 4.1
|
Входные и выходные данные в MRP-сисгемах планирования |
инструментальные средства разработки и моделирования, позволяющие настраивать систему на особенности бизнес-процессов и разрабатывать специализированные отраслевые решения. Современные планирующие системы ERP-класса являются многофункциональными, состоящими из большого количества специализированных программных модулей, объединенных в контуры. Контур «Логистика» является неотъемлемой составляющей большинства современных ERP-систем (табл. 4.2, 4.3).
Системы CSRP-класса предназначены для расширенного планирования, синхронизированного с потребителем. Практически это расширение ERP;yw решения задач межпроизводственной кооперации и дистрибьюции (SCM), а также реализации клиентоориентирован- ных технологий в планировании (CRM) путем точного (персонифицированного) учета внешних (потенциальных) ресурсов сбыта. Иными словами, CSRP-системы обеспечивают формирование единого, интегрированного информационного пространства для групп ком-
Таблица 4.2
Контурно-модульная структура ERP SAP R/3
|
Таблица 4.3
|
паний и потребителей в сложных распределенных структурах и цепях поставок. Можно сказать, что CSRP — это путь от интеграции внутренних ресурсов компании к сотрудничеству на активных рынках потребителя. С технической стороны CSRP представляет собой КИС ERP-класса с дополнительной, обычно поставляемой по желанию клиента, функциональностью. Например, для расширенного и гибкого планирования продаж и поставок, оперативного управления, электронной коммерции, анализа и оптимизации процессов. При расширенном толковании понятия «ресурсы предприятия», включая в него и внешние, управляемые на основе технологий CRM и SCM, ресурсы сбыта, определение ERP полностью отвечает требованиям CSRP-функциональности КИС. Поэтому на практике современные технологии планирования и управления бизнесом компании часто называют просто ERP-планированием и ERP-управлением.
Базовая функциональность контура «Логистика» SAP R/3 |
Приобретение готовой, тиражируемой ERP/CSRP системы является одним из способов формирования корпоративной информационной системы — КИС. Альтернативными способами являются:
• разработка КИС сторонними компаниями под бизнес-процессы заказчика (заказная, уникальная КИС);
• аренда (аутсорсинг) КИС интегрированного, корпоративного класса (технология ASP — Application Service Providing);
• приобретение готовых интегрированных решений «быстрого внедрения»;
• последовательная сборка КИС требуемой функциональности из модулей тиражируемых систем нового поколения и совместимых модулей сторонних разработчиков (на основе технологии XML или на платформе разработчика базовой КИС).
Каждый из перечисленных способов имеет свои положительные и отрицательные стороны (табл. 4.4) и реализуется на практике.
Исторически КИС рождались в разных предметных областях и, соответственно, строились на разной методологической основе — учет- но-финансовой, производственно-управленческой, транспортно-дис- трибьютерской и торговой. Это, с одной стороны, предопределило разнообразие программных продуктов, а с другой — породило проблему выбора из-за наличия в КИС одного производителя как сильных, так и слабых в функциональном отношении решений. В настоящее время рынок интегрированных решений (КИС) остается достаточно представительным (табл. 4.5). Однако в силу продолжающейся унификации бизнес-процессов и возрастающей востребованности потребителями качественного интегрированного ПО, он постоянно сужается. Происходит это путем интеграции решений в результате слияний компаний и приобретений ведущими производителями КИС лучших в своем классе систем. В целом для современных тиражируемых КИС характерна высокая степень интегрированное™, наличие достаточно широкого набора типовых бизнес-моделей, наличие многофункционального контура «Логистика», а также ориентированность на управление цепями поставок и электронный бизнес.
Подходов к классификации КИС достаточно много и это обусловлено большим количеством представленных на мировом рынке ИС для бизнеса (www.mbtmag.corn — ТОР-100 — рейтинг лучших решений). Чаще всего используются следующие классификационные схемы:
• отраслевая классификация (для торговли, для промышленности, для транспорта и т.п.);
• функциональная классификация (управленческие, учетные, бухгалтерско-финансовые, аналитические и т.п.);
• по масштабам бизнеса, обороту компании (очень крупный — свыше 1 млрд долл., крупный — 0,5—1 млрд долл., средний — 50—500 млн долл., малый — до 50 млн долл.);
Таблица 4.4
|
Основные положительные и отрицательные стороны способов формирования КИС |
Таблица 4.5
|
Примеры современных КИС с CSRP функциональностью |
Окончание табл. 4.5
|
• по продажам, обороту производителя КИС — торговому бренду (табл. 4.6)
Но, пожалуй, чаще всего используется обобщенная классификация универсальных КИС по типу и характеристике внедряющего ее предприятия (табл. 4.7).
Рассмотрим рынок основных разработчиков КИС ERP-класса, которые предлагают интегрированные логистические решения в историческом ракурсе (с учетом слияний и поглощений, произошедших в период с 2001 по 2007 гг., информация об основных разработчиках КИС с контуром «Логистика», представлена в табл. 4.5).
Таблица 4.6
Рейтинг ведущих ИТ-компаний по доходности от предоставления информационных услуг и интегрированных решений для бизнеса (по данным Manufacturing Business Technologies за 2006 г., www.mbtmag.com)
|
Безусловно, КИС занимают важное место в бизнесе предприятий. По данным опроса 886 ИТ-менеджеров ведущих фирм с мировым именем, проведенного компанией MERIT Project, их предприятия понесли следующие убытки из-за вынужденного отключения ERP систем: от 359 тыс. долл. до 1.07 млн долл. — 43.8%; от 2,5 до 5 млн долл. — 35,3%; от 9,3 до 10,7 млн долл. —- до 20,9%.
Интересны и данные, полученные AMR Research после изучения 13 отраслей американской промышленности и 800 компаний. Целью исследования являлось выяснение вопроса, на какие КИС предприятия тратят свои деньги. Результаты исследования выглядят следу-
Таблица 4.7
Классификация КИС по типу предприятия
|