Послание апостола Иакова.




Соборные Послания.

 

Послания называются Соборными не в смысле их соборного происхождения или написания лицами, участвовавшими в Апостольском Иерусалимском Соборе, а в смысле их соборного назначения, то есть отправления собору церквей. В таком именно смысле употребляет слово «соборный» уже Климент Александрийский. И, по мнению блж. Феодорита, эти послания называются кафолическими или соборными, т.е. как бы окружными, потому что назначаются не одному народу, в частности и не одному городу, как это делал св. апостол Павел, но вообще к верующим, например, иудеям, живущим в рассеянии, иои всем христианам, спасенным верою. Первым в ряду этих Посланий обычно ставят Послание св. Иакова; еще в их число входят: два послания ап. Петра, три – ап. Иоанна и одно – Иуды, называющего себя братом Иакова. То есть всего Соборных посланий –семь.

 

Послание апостола Иакова.

 

Сегодня все Соборные послания прочно занимают свое место в каноне Нового Завета, но это сегодня, а в древности было не так. Каноничность и подлинность некоторых из них достаточно долго вызывала сомнение в церкви. Это касается и послания Иакова. В писаниях отцов Церкви упоминания об этом послании или цитаты из него встречаются лишь с III века. Его нет в Мураториевом каноне, относящийся приблизительно к 170 году, первом собрании книг Нового Завета. Учитель Церкви Тертуллиан, писавший в середине третьего столетия, очень часто цитирует Писание, и в том числе 7258 раз - Новый Завет, но при этом ни одного раза Послание Иакова. Правда, послание Иакова входит в Пешито – официальный Сирийский перевод Св. Писания, восходящий, возможно, еще ко II веку, но в том виде, каким мы имеем его сегодня, он сформировался лишь к V веку, а до этого времени древнейший канон в восточных Сирийских церквах состоял из Евангелия, Посланий Павла и книги Деяний. Лишь к V веку формируется нынешний канон. Перевод Пешито был выполнен в 412 г. Рабуллой, епископом Едесским, и тогда же впервые было переведено на сирийский язык Послание Иакова; до этого времени не существовало его перевода на сирийском языке, а до 451 г. это послание ни разу не упоминается в сирийской богословской литературе. Но с этого времени оно получило широкое признание, и все же еще в 545 г. Павел Нисибисский оспаривал его право быть включенным в Новый Завет. Только в середине восьмого столетия авторитет Иоанна Дамаскина содействовал признанию Послания Иакова в сирийской церкви с такой же силой, с какой авторитет Августина повлиял на всю церковь.

Хотя первые параллели с посланием Иакова встречаются уже в трудах христианских писателей II века, важно, что первое упоминание о самом послании мы находим лишь у Оригена. В середине III столетия он писал: «"Вера, если и зовется верой, но не имеет дел, мертва сама по себе, как читаем мы в послании, которое ныне называется Иаковлевым». А крупный богослов и историк церкви Евсевий Кесарийский в середине IV века относит послание Иакова к «спорным» и пишет о нем так: «Первое из посланий, называемых вселенскими, соборными, говорят, принадлежит ему (Иакову); но следует отметить, что некоторые считают его поддельным и, действительно, лишь очень немногие авторы упоминают его». И лишь в 387 году св. Афанасий александрийский в своем Пасхальном послании упоминает послание Иакова в списке книг Св. Писания без всяких комментариев, и именно с этих пор оно заняло в каноне прочное место.

Таким образом, в ранней Церкви никогда не ставили под сомнение значение и важность самого Послания Иакова, известное церкви, возможно, со II века, но тем не менее, достаточно долго, вплоть до середины IV века, подлинность и каноничность его многими ставились под сомнение.

Очевидно, это связано и со сложностью вопроса об авторстве послания. Ведь автор сам о себе практически ничего не сообщает кроме имени. В то же время в Новом Завете упоминаются, по меньшей мере, три Иакова, занимавшие в ранней церкви весьма высокое положение. Это Иаков Зеведеев, один из 12-ти апостолов, брат ап. Иоанна; Иаков Алфеев, также один из 12-ти, брат ап. Матфея; и, наконец, Иаков, которого писание называет братом Иисуса Христа. В одном из латинских манускриптов, датируемых серединой IV века, это послание предписывается ап. Иакову Зеведееву, но эту версию, наверное, следует сразу отбросить, так как апостол очень рано, приблизительно около 44-го года, принял мученическую кончину от рук Ирода Агриппы. Таким образом, остаются только два кандидата на авторство. Однако, начиная с блж. Иеронима, многие ученые-библеисты, как католические и протестантские, так и некоторые православные, в том числе свт. Филарет, митрополит Московский, считают, что ап. Иаков Алфеев и Иаков, брат Господень, это одно и тоже лицо. Но общепринятая церковная традиция их все же различает и приписывает послание именно ап. Иакову, брату Иисуса Христа. Согласно западной традиции, этот Иаков был двоюродным братом Иисуса, а по восточной традиции – сводным, т.е. сыном Иосифа Обручника от первого брака.

Предание, основанное на книгах Нового Завета, говорит, что Иаков, как и другие родственники Иисуса, в годы земной жизни Спасителя не верил в Его мессианство. Перелом в отношении к Иисусу произошел сразу же после Воскресения Христова. Достаточно быстро Иаков занял главенствующее место в Иерусалимской церкви и стал ее первым епископом. Иаков председательствовал на Апостльском Соборе (50-й год), одобрившей доступ язычников в христианскую Церковь (Деян. 15). И Павел, впервые пришедший в Иерусалим, встретился с Иаковом и Петром; и опять же он обсуждал сферу своей деятельности с Петром, Иаковом и Иоанном, почитаемых столпами Церкви (Гал. 1,19; 2,9). Иакову же Павел принес во время своего последнего посещения Иерусалима, приведшего к его заключению, и собранные среди языческих церквей пожертвования (Деян. 21,18-25). Этот последний эпизод очень важен, потому что в нем мы видим, что Иаков с сочувствием относился к иудеям, соблюдавшим иудейский закон, и притом убедительно настаивал на том, чтобы не оскорбляли их убеждений и даже убедил Павла продемонстрировать свою верность закону, побудив его принять на себя расходы некоторых иудеев, давших обет назорейства.

По Преданию, Иаков, прозванный праведным, пользовался огромным авторитетом не только среди Иерусалимских христиан, но и у неверующих во Христа иудеев. Однако это не избавило его от мученической смерти за исповедание Христа в 62-м или 64-м году, принятой от рук иудеев, побивших его камнями по приказу первосвященника Анании.

У Иосифа Флавия очень короткое сообщение ("Иудейские древности" 20,9.1): "И потому Ананий, будучи таким человеком и полагая, что ему предоставлялась хорошая возможность, потому что Фест был мертв, а Альбин еще не прибыл, назначил судебное заседание и поставил перед ним брата Иисуса, которого называли Христом - по имени Иаков - и некоторых других по обвинению в нарушении закона и передал их, чтобы их побили камнями".

Ананий был иудейским первосвященником, Фест и Альбин - прокураторами Палестины, занимавшими такое же положение, как раньше Понтий Пилат. Важно в этом сообщении то, что Ананий воспользовался состоянием так называемого междуцарствия, временем между смертью одного прокуратора и прибытием его преемника, чтобы устранить Иакова и других руководителей христианской Церкви. Это вполне соответствует нашим сведениям о характере Анании. Из этого также можно сделать вывод, что Иаков был убит в 62 году.

Гораздо более подробно сообщение приведено в истории Эгесиппа. Сама эта история утеряна, но сообщение о гибели Иакова полностью сохранилось у Евсевия ("История Церкви" 2,23). Это довольно длинное сообщение, но оно представляет такой большой интерес, что его нужно привести здесь полностью. "Руководство Церковью перешло к брату Господа Иакову, совместно с апостолами, тому, которого все со времени Господа и до наших дней называли Справедливым, потому что многих звали Иаков. И он был святым от чрева своей матери; он не пил вина и крепких напитков и не ел мяса; бритва ни разу не касалась его головы; он не помазывался маслом (для помазывания) и не принимал ванны. Он один мог войти в Святое, потому, что носил не шерстяные, а полотняные одежды. И лишь он один входил в Храм и его можно было видеть там распростертым на коленях, молящимся за прощение людям, так что колени его были мозолистыми, как у верблюда, вследствие постоянного преклонения в молитвах к Богу и вымаливания прощения для людей. За его необычную добродетельность его называли Справедливым, или Обиас, что в переводе с греческого означает Оплот Народа и Праведность, как и свидетельствуют о нем пророки. И потому некоторые из семи сект, уже упоминавшихся в "Мемуарах", сказали ему: "Где путь к Иисусу?" и он ответил, что Иисус - Спаситель - и многие уверовали, что Иисус - Христос. Ну, а упомянутые выше секты не верили ни в Воскресение, ни в Того, Кто воздаст каждому по делам его; уверовавшие же в это уверовали благодаря Иакову. И вследствие того, что многие из правителей тоже уверовали, возникло среди иудеев, книжников и фарисеев смятение, потому что, говорили они, есть опасность, что все люди будут ждать Иисуса Христа. И потому, встретившись с Иаковом, они сказали ему: "Мы умоляем тебя, обуздай народ, потому что он сбивается с пути истинного и идет за Иисусом, почитая Его за Христа. Мы умоляем тебя убедить относительно Иисуса всех тех, которые придут в день Пасхи, потому что все мы прислушиваемся к твоему слову, потому что мы и весь народ свидетельствуем тебе, что ты справедлив и не взираешь на лица. И потому урезонь народ насчет Иисуса не ступать на ложный путь, потому что весь народ и все мы верим тебе; и потому скажи свое слово с крыши Храма, чтобы ты был хорошо виден, а слова твои слышны всему народу: на Пасху собрались все колена и язычники тоже". И вот упомянутые книжники и фарисеи поставили Иакова на крышу Храма и воззвали к нему: "О ты, Справедливый, к которому мы все должны прислушиваться - ибо народ уходит с пути истинного - скажи нам, где дорога Иисуса?" И он, Иаков, ответил громким голосом: "Почему вы спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он Сам восседает на небесах одесную Всемогущего (Великой Силы) и придет на облаке небесном".

И когда многие были обращены и восславили свидетельство Иакова и сказали: "Осанна Сыну Давидову", те же книжники и фарисеи говорили между собой: "Мы сделали ошибку, допустив такое свидетельство об Иисусе, но давайте пойдем и сбросим его (Иакова) вниз, дабы из страха они не поверили ему". И они закричали: "Ой, ой, даже Справедливый заблудился", и они исполнили сказанное у Исайи: "Давайте устраним Справедливого, потому что он причиняет нам неприятности; и потому они будут вкушать плоды дел своих". И они поднялись наверх и сбросили Справедливого вниз, и они говорили друг другу: "Побьем камнями Иакова Справедливого", и они начали побивать его камнями, потому что падение не убило его, а он повернулся и опустился на колени, говоря: "Умоляю Тебя, Господи, Бог Отец, прости их, потому что не знают, что творят".

И когда они так побивали его камнями, один из священников, сын Рехавита, о котором сказано у пророка Иеремии вскричал: "Стойте! Что вы делаете? Справедливый молится о вас". А некто из них, сукновал, взял палку, которой он выбивал сукно, и опустил ее на голову Справедливого и он погиб смертью мученика. И они похоронили его тут же около Храма. Он сделал справедливое свидетельство как иудеям, так и грекам, что Иисус - Христос. И сразу после этого Веспасиан осадил их". Последние слова указывают на то, что у Эгесиппа была другая дата смерти Иакова. Иосиф Флавий датирует ее 62 г., но если она произошла непосредственно перед осадой Иерусалима Веспасианом, то это случилось в 66 году.

Вполне возможно, что многое в истории Эгесиппа относится к области преданий, но из нее мы узнаем две вещи. Во-первых, она тоже свидетельствует о том, что Иаков умер мученической смертью. И, во-вторых, о том, что даже после того, как Иаков стал христианином, он сохранял абсолютную верность ортодоксальному иудейскому закону настолько, что иудеи считали его своим. Это вполне согласуется с тем, что мы уже отмечали об отношении Иакова к Павлу, когда последний пришел в Иерусалим с пожертвованиями для иерусалимской церкви (Деян. 21,18-25).

Местом написания послания традиционно считается Иерусалим. Большинство ученых датируют его началом или серединой 50-х годов. Хотя некоторые, отрицающие его подлинность, относят его появление уже ко II веку. Интересную версию предлагает еп. Кассиан Безобразов. Он убежден, что послание Иакова является своего рода ответом на послание к Евреям. И тогда оно могло появиться не раньше начала 60-х годов, но и не позже 64-го года. По крайней мере, многие ученые видят в послании Иакова полемику с учением ап. Павла. Еп. Кассиан отмечает также прекрасный греческий язык Послания, что, по его мнению, свидетельствует о том, что оно написано не лично Иаковом, а Греко-язычным секретарем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: