Формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности




Введение

Желая видеть своих детей образованными людьми, родители зачастую воспринимают детство лишь как короткий отрезок на пути ребенка в общество взрослых, где он должен будет занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и отдыха между полезными делами, которыми занимают малыша. А ведь для ребёнка играть – значит жить.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Д.Б. Эльконин в работе "Психология игры" пишет, что самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - "ракету", очутиться на Луне, при помощи палочки - "скальпеля" - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: "...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

Проблема: Связана с поиском и определением методов формирования ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры

Тема: Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры на литературном материале

Объект исследования: формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников

Предмет исследования: Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры

Цель исследования: Дать теоретическое обоснование формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры и доказать их эффективность на практике

Гипотеза: Формирование ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников повысится если:

- Создана развивающая среда

- Определено содержание развивающих игр с учетом возраста детей

Задачи:

1 На основе изучения научной литературы определить сущность и выявить особенности формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

2 Выявление особенностей формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

3 Определить начальный уровень формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

4 Разработать игровые упражнения по формированию ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

Практическая значимость: Разработанные игровые упражнения могут быть использованы в работе педагогов работающих в дошкольных учреждениях.

Глава. Теоретические основы понятия

Формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Представления формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов людей с окружающим миром. По мнению Э.А. Орловой, "это слабо расчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения, оценки" [14,136]. На уровне повседневной жизни обыденные представления являются своеобразными единицами социального знания. Усваиваемые в ходе формирования личности, ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.

Ценностное отношение как часть ценностно-смыслового представления может выступать в виде комплекса взаимосвязанных элементов:

1) ценностная предметность как объективная основа и предпосылка смысла;

2) актуальная потребность деятельного субъекта, переживаемая как состояние

неудовлетворенности, нужды;

3) ценность как элемент человеческой деятельности, как момент противопоставления

действительности и идеала (должного);

4) оценка как завершение ценностного отношения [15].

Определением ценности явлений служит оценка объективной реальности. По мнению Я.Гудачека, оценку следует понимать, как рациональный акт, посредством которого осуществляется выбор между объектами, при этом часть из них относится к ценностям [4]. Человек оценивает действительность благодаря имеющимся в его распоряжении некоторым психологическим стандартам. Эти стандарты находятся в прямой зависимости от достигнутого уровня познания и опыта, а также от уровня мышления и эмоций в оценке ценностей.

Оценка - комплексный акт сознания, в ней участвуют все компоненты

психики. В ходе оценки придается определенная ценность, значение, свойство и т.д. какому-либо явлению на основании соответствующих критериев (норм, целей, требований, идеалов и т.д.). Результатом оценки является вывод о мере соответствия оцениваемого явления признаваемым критериям. Таким образом, ценностные представления формируются на основании акта оценки. Формирование ценностно-смысловых ориентаций более сложный процесс. Он реализуется, по нашему мнению, посредством различных психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интернализации [12].

Б.Г. Ананьев отмечает, что "формирование личности путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности" [3,248].

В трактовке понятия интериоризация будем исходить из теории деятельности А.Н.Леонтьева. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности [7]. Таким образом, интериоризация - есть преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.

И.Ф. Клименко считает, что интериоризация общественно значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане [7].

По мнению Б.С. Круглова, интериоризация ценностей есть осознанный процесс, он предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т.п. Такая способность может осуществиться лишь при достаточно высоком уровне

личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости [8].

В формировании ценностно-смысловых ориентаций исключительно важную роль играют эмоции. Как отмечает венгерский философ П. Хайду, "...в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне" [15,162]. По мнению Б.И. Додонова, "ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки - рациональной или эмоциональной)" [6,11]. Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей.

В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы и волевые компоненты. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс познания ценности, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта. Р.С. Немов характеризует включение воли в управление деятельностью человека как "...активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале" [16,363].

Усвоение социальных ценностей происходит также в процессе идентификации. В.Г.Леонтьев отмечает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей, и развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов [13,80].

По утверждению З. Фрейда, идентификация с родителями, особенно с родителями того же пола, является способом усвоения детьми стереотипов мужественности и женственности.

Необходимо отличать идентификацию от подражания, поскольку это более тонкий процесс восприятия общих образцов мышления и поведения. Как отмечают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, "роль" которого субъект принимает, ставя себя на его место [19].

По мнению В.А. Петровского, идентификация образует одну из форм отраженной субъектности, "... когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и т.п." [17,22]. Данный механизм является ведущим при усвоении групповых ценностей и норм. В.В. Абраменкова отмечает, что при вхождении личности в группу на фазе адаптации, благодаря идентификации, происходит принятие "вкладов" от значимых других в группе и отождествление себя с ними, а через это - усвоение принятых в группе норм и ценностей [17].

Исходя из вышесказанного, склонны интерпретировать идентификацию как процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, и включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих.

Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. В психоаналитической традиции интернализация трактуется как процесс, "посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство, т.е. посредством которого восприятия превращаются в образы, формирующие часть нашего психического содержимого и структуру" [20,60]. По сути своей это определение схоже с определением идентификации.

Интернализация - более сложный процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности [4,104].

По мнению Я. Гудачека, пропуск некоторых этапов приводит к редуцированию интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения [4]. Это может породить обратную интернализацию, т.е. замену ценностей предметами потребностей, деградацию ценностей до чисто внешнего импульса к действию.

Из этого следует, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям: развитие ценностно-смысловых ориентаций, связанных с нормативами взаимоотношений людей друг с другом, и с нормативами взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей.

Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности.

 

Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [18,375].

Как отмечает И.Ф. Клименко, ценностно-смысловые ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность [7]. По И.С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [9;17].

Формирование ценностно-смысловых ориентаций на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

Начальный период формирования личности относится к дошкольному возрасту. По мнению Ж. Годфруа, процесс социализации личности начинается с первых часов жизни человека [5]. Однако, как замечает Е.Ф. Рыбалко, "первые три года жизни являются ее предысторией, периодом создания необходимых условий ее развития" [21,21]. По классификации Д.Б. Эльконина этот период называется младенчеством [24].

Дошкольный возраст (3-7 лет), по мнению В.Г. Асеева, является периодом, в котором усваиваются первые этические нормы [2]. Ведущим видом деятельности ребенка становится ролевая игра. На данном этапе посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение.

Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника). Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Это не только близкие люди, образцом выступает и поведение тех людей, которые вызывают одобрение окружающих, а также это герои различных литературных произведений. Позже ориентиром поведения для ребенка становятся сверстники. Усвоение моральных ориентаций протекает в процессе общения в группе, где ребенок применяет усвоенные ранее эталоны. В процессе игры происходит усвоение отдельных качеств личности, по которым ребенок осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных черт. Дети дошкольного возраста начинают применять нравственные оценки, что, в конечном счете, определяет включение личностных свойств в качестве важных компонентов в структуру их первоначальных ценностных ориентаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: