Прочитайте текст и выполните задания 9 - 12




Тест №4 по теме «Социальная сфера».

 

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Примеры социальных общностей, образованных по ….. признаку

 

Пожилые Подростки Молодежь

 

Ответ:_______________

 

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) социальный институт; 2) семья; 3) государство; 4) бизнес; 5) образование.

Ответ:

 

 

3. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

А) поведение человека, соответствующее

его социальному положению 1) социальная мобильность

Б) предписание, определяющее рамки

поведения 2) социальная стратификация

В) перемещение из одной социальной

группы в другую 3) социальная роль

Г) разделение общества на группы,

занимающие разное социальное положение 4) социальная норма

 

Запишите в таблицу выбранные цифры

А Б В Г
       

 

4. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.

 

Ответ: ___________

 

5. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и престиж профессии.

2) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.

3) Объём власти как критерий социальной стратификации определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи в определённый период времени.

4) К критериям социальной стратификации относят уровень доходов.

5) Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.

 

Ответ: ______________.

 

6. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Социализация – это процесс освоения индивидом новых социальных ролей.

2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.

3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.

4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.

5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

 

Ответ: __________________.

 


 

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 

«Любой человек, занимающий высокую социальную позицию, стремится соответствовать своему ______________ (А) и вести себя должным образом. Так, от политика окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их _____________ (Б) о поведении. Следовательно, статус и ______________ (В) связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер ______________ (Г).

Требования и правила поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли следует _______________ (Д), за неправильное – наказание.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является _______________ (Е), который выполняет три основные функции: обеспечить комфорт, соблюдение приличий и демонстративное выражение».

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел

 

Список терминов:

 

1. Социальная роль

2. восприятие

3. социальная норма

4. санкция

5. вознаграждение

6. стратификация

7. социальный статус

8. социальный символ

9. представление

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

 

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 9 - 12

 

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений – общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместное деятельности людей; без этого общество не может существовать…

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбивающихся членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такое производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

Н. Смелзнер

 

9. Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.

 

10. Какие социальные потребности, по мнению автора, выделили К. Маркс и Г. Спенсер? Чем этот перечень потребностей дополнили современные ученые?

 

11. Автор упоминает институт семьи. Используя текст, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте выполнение семьёй любых трёх социальных функций.

 

12. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в поддержку мнения о том, что не только правовые и правительственные институты осуществляют контроль за поведением членов общества.

 

13.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов, и одно предложение, раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины.

 

14. Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

 

15.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социализации в развитии личности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: