Л.Н. Толстой (1828 – 1910)
«Война и мир» (1863-1869).
Замысел произведения складывался в течение многих лет. Сначала Толстой хотел написать роман о вернувшемся в 1856 г. из ссылки декабристе, и называться роман должен был «Декабристы». Но затем действие роман было перенесено к 1825 г. – эпохе «заблуждений и несчастий». Впоследствии же Толстой решил рассказать и об истоках декабризма, и соответственно время изображения передвинулось к 1812 г. - времени Отечественной войны. Но, как считал Толстой, нельзя писать о страницах славы русского оружия, не говоря о страницах позора русской истории – о кампании 1805-1807гг. Так постепенно были расширены хронологические рамки повествования: от 1805 г. – до начала 20-х гг. ХIХ века.
Проблема жанра.
«Война и мир» - роман – эпопея – многопроблемное произведение, изображающее жизнь целого народа (нации) в переломные моменты истории. Кроме того, как и в историческом романе,
- события охватывают большой промежуток времени,
- разворачиваются на огромной территории;
- в романе большое количество действующих лиц, как исторических, так и вымышленных.
Сам Толстой называл свое произведение Книгой.
Концепция истории у Толстого. (т.3, ч.1, гл.1; т.4, ч.1, гл.4; эпилог) Своеобразием романа-эпопеи «Война и мир» является введение многочисленных философских отступлений, в которых автор размышляет о ходе истории, о причинах исторических событий и о роли личности в истории.
1. Толстой полемизирует с мнениями многочисленных историков, считавших события прошлого результатами воли отдельных людей, наделенных огромной властью. Автор романа утверждает, что жизнь человечества – стихийная, «роевая» - не зависит от воли и намерений исторических деятелей, а складывается из взаимодействия частных и общих интересов, желаний и намерений миллионов людей; любое историческое событие – результат совпадения множества причин. По мнению Толстого, «так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию ». Объяснять исторические события поступками так называемых «великих людей » – значит упрощать реальную сложность истории.
|
2. Смысл происходящего проясняется лишь со временем (например, значение Бородинского сражения стало понятно лишь позднее). Толстой подчеркивал бессмысленность попыток сознательного воздействия на исторический процесс. Людей, пытающихся разгадать смысл происходящего, «понять общий ход дела », он называл «бесполезными »; «самыми полезными деятелями того времени », по мнению Толстого, являются люди, руководствующиеся «интересами настоящего » и не задумывающихся о своей роли в историческом процессе, а просто и честно выполняющих свой долг. Такими предстают капитан Тушин и капитан Тимохин, Тихон Щербатый.
3. Рассуждая о свободе и необходимости, о случайностях и закономерностях в истории, Толстой проходит к выводу, что каждый человек свободен в своем выборе и ответственен за него: достаточно вспомнить выбор Наташи Ростовой (Болконский – Курагин). Причем человек власти менее свободен, чем обычный человек («Царь – раб истории »); высокий общественный статус не означает, что столь же велики его возможности воздействовать на людей. Но так или иначе любой человек подчиняется исторической необходимости, т. е. Толстой в своих воззрениях на исторический процесс был фаталистом.
|
4. У Толстого был особый взгляд на войну как на противоестественное явление, противное природе человеческой («противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие »,Т.3, Ч.1). Любая война - преступление перед человечеством. Андрей Болконский накануне Бородинской битвы готов умереть за Отечество, но, гневно осуждая войну, он считает ее «самым гадким делом в жизни ».
Толстой делил войны на справедливые и несправедливые, захватнические. Примером справедливой войны является Отечественная война 1812 г., которая предстает в изображении Толстого как историческое испытание, с честью выдержанное русским народом. Захватнической в романе предстает военная кампания 1805-1807 гг., когда военные действия велись на чужой территории, цели и задачи этой войны не совсем были понятны солдатам и офицерам, и поэтому поражение под Аустерлицем было закономерным.
Иное дело – Шенграбен, очаг справедливости в несправедливой войне, в войне, чуждой интересам народа.
Четырехтысячный отряд Багратиона прикрывал отступление армии Кутузова. Солдаты и офицеры понимали, что от их действий зависит судьба русской армии, и поэтому стояли насмерть.
Подлинными героями Шенграбенского сражения стали капитан Тушин и капитан Тимохин – скромные «труженики» войны. Оба офицера – люди дольно невзрачные, далеко не богатырского сложения. Мы узнаем, что во внешнем облике Тушина, манере держаться было что-то не военное, домашнее, даже комичное; он не скрывает, что его страшит смерть. Также узнаем, что у капитана Тимохина – красный нос, поскольку он поклонник Бахуса, т.е. любитель выпить. Но они самые «нужные» на войне люди, потому что забывают о своих страхах, не думают о своей роли в истории, о наградах за подвиги, а просто и честно выполняют свой долг, бессознательно участвую в «роевом» движении человечества.
|
Батарея под командованием Тушина, оставшись без прикрытия, в течение дня отражала натиск превосходящих в несколько раз сил противника. Тушин в бою проявил инициативу: увидев, что в деревне скопилось много французов, он приказывает поджечь Шенграбен, приостановив тем самым продвижения неприятеля.
Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию: несмотря на приказ командования - бросать раненых при отступлении, он не бросает раненых, а старается им помочь. Но после сражения Тушин не ощущает себя героем. Более того, он чувствует вину за то, что, оставшись в живых, не мог спасти два орудия из четырех. В ставке у Багратиона Тушин не оправдывается, боясь подвести других, и с растерянным видом принимает выговор. Андрею Болконскому больно видеть растерянность капитана, больно видеть, что настоящий герой не оценен по достоинству и он вступается за капитана, говоря о том, что успехом дня они всецело обязаны стойкости батарейцев Тушина.
Капитан Тимохин со своей ротой в самый решающий момент сражений с такой отвагой налетел на французов, что те, побросав оружие, побежали.
Война 1812 г. изображена Толстым как великая, народная, героическая эпопея: “Я старался писать историю народа”; “В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года”. Необходимо помнить, что народ в романе – это категория не столько социальная, сколько нравственная. Народ – это все лучшее, что есть в русской нации. Народ – это и крестьяне, и солдаты, и Наташа, и князь Андрей, и Пьер, и Кутузов. Для всех, кто составляет народ, характерно общее чувство, – “скрытая теплота патриотизма”. Истинному патриотизму Толстой противопоставляет ложный, показной, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян, о котором кричали афиши Растопчина, уверявшего москвичей в том, что столица не будет отдана врагу. Многих дворян пугала мысль о народном ополчении: не набрались бы крестьяне вольного духа (“ вернется к вам ни солдат, ни мужик, а только один разврат ”, - раздавались голоса на собрании дворянства). Патриотизм многих из дворян сводился лишь к тому, что они нанимали учителей русского языка, поскольку давно забыли свой родной язык. Однако лучшие представители дворян, такие как старый князь Болконский и Пьер, создают ополчения из своих крестьян; служат в армии, как князь Андрей и Николай Ростов; участвуют в партизанской войне, как Денисов. Даже 15-летний Петя рвется на войну и не представляет себе, чтобы родители не поняли его патриотического чувства (“… я не могу ничему учиться теперь…когда отечество в опасности ”). Княжна Марья требует, чтобы господский хлеб весь раздали мужикам (“ Вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам ”). Наталья Ростова при отходе из Москвы без колебаний отдает подводы, груженные ее приданым, для раненых.
Народное сознание как грозная и карающая сила впервые проявилась при приближении врага к Смоленску. Массовые сцены, появляющиеся в романе, отражают настроение самых различных слоев народа – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Именно в этот момент рождалось то, что должно будет погубить французов, - волна народного возмущения и гнева, осознание ответственности за судьбу родной земли, что впоследствии вылилось в партизанскую войну. Показателен поступок купца Ферапонтова, скупого и жестокого человека, который до последнего не верил в приход французов в Смоленск. Он сам поджег свои лавки, чтобы ничего не доставалось врагу. Княжне Марье чувство национальной гордости не позволило обратиться за помощью к французскому генералу Рамо (“ невыносима сама мысль оставаться на милость французам ”)
Особенно выразительно раскрывается народный характер войны 1812 г. в картинах подготовки и проведения Бородинского сражения, которое явилось переломным моментом в ходе войны. (Для Бориса Друбецкого важность сражения состоит в том, что “ за завтрашний дань должны быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди ”). Описывая сражение на батарее Раевского, Толстой показывает высокое чувство товарищества. По мнению писателя, главное условие победы или поражения – дух армии, ее моральная сила. Это особенно понимал и ценил Кутузов, который был идейным вдохновителем русской армии. Оценивая роль Бородинского сражения в войне 1812г., Толстой утверждает, что здесь наполеоновская Франция в первый раз испытала на себе руку “ сильнейшего духом противника ”. Французы, гордые воспоминанием “всех прежних пятнадцатилетних побед”, испытали ужас “ перед врагом, который потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения ”. Бегство французов из Москвы явилось следствием того удара, который она получила в Бородинской битве.
Исторически верно Толстой пишет, что партизанская война возникла не по приказанию правительства, а стихийно. “Партизаны уничтожали великую армию по частям”. Денисов, предложивший план партизанской войны с врагом, утверждал, что для борьбы с Наполеоном, нужна именно такая система. Сам Денисов возглавил партизанский отряд в 200 человек, в котором были и солдаты, и крестьяне. “ Самым полезным и храбрым человеком ” в отряде был Тихон Щербатый, который с топором в руках брал больше всех французских “ миродеров ”. Среди руководителей партизанских партий были люди самых разных сословий: “ дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных ”, старостиха Василиса, уничтожавшая сотни французов. Цель партизан была одна: очистить свою землю от завоевателей; цель армии французской армии, получившей смертельное ранение под Бородином и постепенно превращавшейся в толпу мародеров, состояла в том, чтобы удержать награбленное. “ Дубина народной войны поднялась … и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие ”.
Кутузов и Наполеон.
Основным художественным приемом, который использует Толстой, является антитеза. Противопоставлены понятия в заглавии романа, события двух войн, сражения (Аустерлицкое и Бородинское), противопоставление пронизывает и всю образную систему романа. Кутузов и Наполеон, противопоставлены не только как два великих полководца, которых история свела непримиримыми противниками в жестокой борьбе, но и как характеры. В романе эти исторические фигуры предстают как своеобразные символы, определяющие направленность духовного движения других героев. Эти литературные персонажи, имеющие мало общего с реальными прототипами, символизируют нравственные полюса: Кутузов воплощает “простоту, добро и правду”, идею мира, Наполеон – ложь, эгоизм, идею войны.
Имя Наполеона появляется уже на первых страницах романа: в салоне А.П.Шерер одни называют его “антихристом”, “убийцей”, “злодеем”, другие – “героем”, “великим человеком”. Наполеон является кумиром многих героев, его судьба будоражит и волнует. Для Толстого Наполеон – агрессор, человек, потопивший в крови сотни людей, поэтому в своем романе Толстой развенчивает “наполеоновскую идею”. Великий полководец в романе совершенно невеличественен внешне: “ маленький человек в сером сюртуке ”, у него “ жирные ляжки ” и “ круглый живот ”. Он предстает как самовлюбленный, самонадеянный властелин Франции, привыкший к почестям и проявлениям любви к нему. Так, н-р, его совершенно не волнует гибель польских уланов, желавших переплыть реку на глазах у императора, не отыскивая брода. Толстой показывает, как, подчиняясь магнетическому влиянию “наполеоновской идеи”, в основе которой лежит принцип “победителей не судят”, люди теряют личностное начало: уланы “ гордились тем, что они плывут и гибнут, а те же, которые спаслись, вылезали и тут же кричали “Виват! ”, “ восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон ”, их кумир. Упоенный успехом и ослепленный славой Наполеон ни на минуту не забывает о своем величии. Его бездумная гордость заставляет делать театральные жесты, произносить напыщенные фразы. Когда ему приподносят аллегорический портрет сына, он принимает актерскую позу, считая, что все его слова и поступки – это есть история. Перед Бородинской битвой император замечает, что для него это кровопролитное сражение – игра в шахматы. По словам Толстого, Наполеон предназначен был “ на печальную несвободную роль палача ”: из-за его полного равнодушия к человеку и отсутствия у него нравственного чувства в результате захватнической войны произошла гибель французской армии, а русский народ перенес много горя и страданий.
В изображении Наполеона и Кутузова сыграли роль представления Толстого о ходе истории, о роли личности. Великий писатель-мыслитель считал, что “ сила, решающая участь народов лежит не в завоевателях ”, что “ в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименования событию …”. Поэтому Наполеон, воображающий себя творцом истории, показан “ игрушкою судьбы ” - неслучайно автор сравнивает его с ребенком, который дергает за тесемочки внутри кареты и воображает, что он правит.
Истинно велик Кутузов, потому что он далек от тщеславия и руководствуется желаниями народа. Толстой подчеркивает в русском полководце гуманность. Вся его деятельность направлена на сбережение жизни солдат. Так, н-р, на смотре в Браунау Кутузов, не желавший, чтобы русская армия участвовала в бессмысленных военных операциях вместе с австрийскими войсками, показывает генералам, представителям союзной армии, “ печальное положение, в котором приходили войска из России ”. Солдаты, любившие Кутузова, удивляются его вниманию к их нуждам (“ сапоги и подвертки – все оглядел ”). Человеческая высота Кутузова находит выражение в речи перед Преображенском полком, когда он просит по-стариковски просто и мудро пожалеть пленных, потому что они “ хуже последних нищих ”; он сказал, что, пока французы “ были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно ”, т.к. они тоже люди.
Талант Кутузова как полководца показан особенно ярко – в Отечественной войне 1812 г., когда он был выбран главнокомандующим русской армии вопреки желанию царя. Считавший, что в войне выигрывает не количество орудий, солдат, а “ дух войска ”, “ он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ”. Поэтому в романе Кутузов показан чуть ли не спящим на советах в то время, когда другие генералы предлагают различные планы; на полях сражений он лишь созерцает происходящее. Этот старый и физически слабый человек заранее знает о том, что Аустерлицкое сражение будет проиграно, а Бородинская битва выиграна. “ Источник этой необычной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его ”. Он один говорил, что “ Бородинское сражение есть победа ”, “ а потеря Москвы не есть потеря России ”. “ На предложение Лористона о мире он отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа ”. Он один, заслуживая немилость Александра I, говорил, что “ дальнейшая война за границей вредна и бесполезна ”.
После того “ как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы ”, Кутузову, представителю народа и народной войны, “ ничего не оставалось, кроме смерти ”, и он умер.
Сравнивая двух полководцев – Кутузова и Наполеона – Толстой делает вывод: “ Нет величия там, где нет простоты, добра и правды ”. “Простая, скромная и потому истинно величественная фигура” Кутузова “ не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история ”.
Толстой – писатель-философ - считал, что главная задача художника – учить любить жизнь, рассказывать о том, что делает жизнь радостной. В романе герои-дворяне (Пьер Безухов и Андрей Болконский) обретают счастье, преодолевая в себе “наполеоновские” черты и находя правильный взгляд на жизнь и назначение человека.
Важнейшим этапом становления духовной жизни Пьера Безухова стала встреча в бараке для военнопленных с Платоном Каратаевым (т.4,ч.1, ХIII, ч. 3, ХIV), образ которого в романе отразил взгляды Толстого на сущность духовного мира крестьянства. Писатель считал, что крестьяне не нуждаются в интеллектуальном развитии, их мир гармоничен и самодостаточен; часто именно крестьяне оказываются ближе к пониманию смысла жизни, чем дворяне, поэтому именно у крестьян, как считал Толстой, и может многому научиться дворянин. Пьер встретил Платона Каратаева в момент душевного кризиса. После того как он стал свидетелем бессмысленной и жестокой расправы с русскими пленными, в его душе как будто что-то оборвалось, исчезла “ вера в благоустройство мира ”
Платон Каратаев - солдат Апшеронского полка - общительный маленький человек с певучим голосом, для всех находивший ласковое слово и помогавший таким образом людям в плену переносить тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее. Платон Каратаев не высказывает недовольства жизнью, не протестует активно против зла и бедствий окружающей действительности. Он приемлет все, что посылает судьба, любил весь мир и всех людей. Его любовь была всеобщей, неизбирательной. “ Привязанностей, дружбы, любви ” в обычном понимании “ Каратаев не имел никаких ”, он глубоко чувствовал, что жизнь его “ не имела смысла как отдельная жизнь ”, “ она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал ”, т.е. это был человек, обостренно чувствующий свою связь с миром (образ шара во сне Безухова). Не случайно и “ вся фигура Платона …была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые ”.
Каратаев трудолюбив. “ Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги ”. О службе в солдатах говорил неохотно и вспоминал преимущественно о своей жизни в деревне. Он рассказывал, что за порубку леса в чужой роще его били, судили и отдали в солдаты. “ Думали горе, ан радость! ”. Радостью Платон считал то, что происшедшее с ним спасло от солдатчины брата, у которого было пятеро детей.
Речь свою Платон пересыпал пословицами и поговорками (“ от сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся ”, “ где суд, там и неправда ”).
Однако пассивность Каратаева не означает его внутреннего безразличия к добру и злу. Ему тяжело видеть, как французы расправляются с жителями Москвы и разоряют город (“ Москва она городам мать ”), но он верит, что враг непременно будет побежден.
Умер Каратаев так же естественно, как и жил, испытывая “ тихий восторг ” и умиление перед великим таинством смерти. Каратаев воспринимал смерть не как наказание или муку, поэтому на лице его не было страдания: в нем “ светилось ” “ выражение тихой торжественности ”.
Образ Платона Каратаева – образ крестьянина-праведника, который не только сам жил в ладу с миром и людьми, восхищаясь любым проявлением “ живой жизни ”, но и сумел воскресить зашедшего в духовный тупик Пьера Безухова, навсегда оставшись для него “ вечным олицетворением духа простоты и правды ”. Личность К. и его образ мыслей останутся для Пьера самым дорогим воспоминанием потому, что в трудных условиях плена с особой силой проявилась жизненная необходимость видеть в крестьяне брата своего. Знакомство с Каратаевым не помешало, а усилило стремление Пьера найти пути борьбы со злом.
Психологизм Толстого.
В романе “Война и мир” проявилось во всей полноте мастерство Толстого-психолога.
Многообразие художественных средств и приемов позволило Толстому воссоздать сложную картину внутреннего мира героев, “диалектику души”.
Основными средствами психологического изображения героев являются внутренние монологи и психологические портреты. Внутренние монологи использованы писателем для передачи психологии нескольких главных героев – А.Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой и М. Болконской. Монологи этих героев – признак их сложной и тонкой духовной организации, напряженных нравственных исканий. Раскрывая “тайники” их души, Толстой помогает нам увидеть, как из хаоса и противоречий внутреннего “космоса” в этих людях вызревают идеи, формируются нравственные принципы. Обычно Толстой применяет внутренние монологи в напряженные моменты жизни действующих лиц. В таких случаях речь становится неупорядоченной, неоконченной, иногда даже неправильной. В соответствии с жизненной правдой Толстой ввел такую речь в художественное произведение и создал тем самым новый прием в литературе.
Толстой, как правило, подробно комментирует внешний облик и поведение героев, раскрывая их внутреннее состояние. При этом писатель прибегает к многократному обращению к одной и той же детали. Так, не раз в романе говорится о промытых складках шрама Кутузова, Толстой постоянно напоминает о вздернутой губке жены князя Андрея - Лизы, неоднократно замечает “ лучистые глаза ” княжны Марьи, “ перепрыгивающие щеки ” князя Василия Курагина. Повторяющиеся приметы служат раскрытию сущности их характеров.
Иногда Толстой отмечает резкое несоответствие между тем, что герой испытывает, и тем, как он воспринимается со стороны. Пьер на дуэли с Долоховым внешне спокоен, несмотря на то, что находится в состоянии растерянности. Веселый тон Николая Ростова скрывает его отчаяние во время игры в карты с Долоховым, позже развязность в неприятном разговоре с отцом не соответствует переполняющему его чувству вины. Толстой подчеркивает контраст между холодным достоинством, с которым держится Наташа Ростова после истории с Анатолем, и переполняющим ее чувством стыда и отчаяния.
Одно их художественных открытий автора - сцены с “выключенным звуком”. Так, Пьер на вечере Бергов не слышит, а именно видит, что между Андреем и Наташей что-то происходит. Шестилетняя крестьянская девочка Малаша во время совета в Филях, наблюдая за спором Бенигсена и Кутузова, чувствует, что правда на стороне «дедушки » (так она называет Кутузова).
Раскрытию внутреннего мира героев подчинен и пейзаж.
Л.Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту.
1. В романе “Война и мир” пейзаж играет важную сюжетно-композиционную роль. Так, на поле брани перед лицом смерти тяжело раненный в Аустерлицком сражении А.Болконский видит “неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками”.(Т.1,ч.3,гл.Х1Х) “Сияющая бесконечность” неба вызывает в Андрее “ величественный строй мыслей”. Он думал о том, что “все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”. Небо – символ вечности, перед которой ничтожны тщеславие, эгоизм. Поэтому неслучайно подъехавший к нему со своей свитой Наполеон – бывший кумир князя – не показался Андрею великим. Пышные фразы и театральные жесты Наполеона свидетельствовали о мелком его тщеславии.
Этот пейзаж дает понять, что в душе князя Андрея наметился существенный перелом, что, возможно, герой откажется от честолюбивых замыслов, а значит, читателя ожидает новый поворот сюжета.
Толстой называет небо “ справедливым”, “ добрым”. Оно явилось полной противоположностью тому, что совершалось на земле. Поэтическая картина неба, гармонию и умиротворенность которой воспринял Андрей, резко контрастирует с картинами, изображающими кровь, страдания раненых на поле боя. Т. о., очевидна и идейная функция данного пейзажа: настолько он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивности войн, призывом к высоким идеалам добра и справедливости.
2. Величественна и торжественна панорама Бородинского поля, которая показа глазами Пьера, духовно слившегося с народом в этот грозный час (Т.3,ч.2, гл.IХ). Пьер замирает от восхищения перед красотой лесов, точно высеченных из какого-то драгоценного камня, золотых полей и перелесков. Пейзаж в данном фрагменте помогает понять настрой народа, высветить мысль автора о величии и праведности борьбы за освобождение своей родины.
3. И еще один пейзаж помогает понят отношение Толстого к войне и миру. После победы под Красным Т. показывает, как русские солдаты откликнулись на призыв Кутузова пощадить пленных, потому что они “хуже последних нищих”, и как по-человечески, великодушно отнеслись они к пленным: кормят французских солдат кашей, обогревают их у костра (Т.4, ч.4, гл.1Х). И мысль о подлинном братстве простых людей сопровождает картина звездного неба, на котором звезды “ разыгрались” (“Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой”). Небо, такое далекое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицом искал смысл жизни, как бы приблизилось к земле, стало простым и близким, потому что приближается долгожданный мир.
3. Пейзаж в романе служит важным средством раскрытия внутреннего мира героев. Так, например, дуб, который дважды встречает Андрей на своем пути, совершенно по-разному раскрывает ему смысл жизни: в одном случае он кажется Андрею олицетворением безнадежности, в другом – символом радостной веры в возможность счастья. Здесь Толстой блестяще применил прием олицетворения: дуб с неуклюжими, растопыренными корявыми руками и пальцами то стоит презрительным уродом, то млеет в лучах солнца, и нет у него недоверия и горя. (Т.2, ч. 3, гл. I, VII).
4. Картина лунной ночи в Отрадном, которой одновременно любуются кн. Андрей и Наташа Ростова, тонко подчеркивает поэтичность натуры любимой героини Толстого.
5. Описание зимней святочной ночи позволяет понять состояние Николая Ростова, которому лес кажется необычным потому, что он влюблен (т.2,ч.3, гл.2). Фантастичность и сказочность этой ночи помогают передать звукопись, многочисленные глаголы движения. Природа в этом отрывке – праздник молодых чувств, поэтому здесь много радости, движения, музыки.
Отношение Толстого к высшему свету.
В романе «Война и мир» толстой «со всей строгостью судьи и гражданина » вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, это умение почувствовать свое «я» как часть общечеловеческого «мы».
Поэтому любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своей совестью.
Представители высшего же света – люди совершенно иного склада. С суровой беспощадностью Толстой «срывал все и всяческие маски» с тщеславных аристократов, обличал их эгоизм, беспринципность, распущенность.
Уже на первых страницах романа перед нами предстают «сливки» русского общества: в салоне Анны Павловны Шерер собрались вельможи, сановники, дипломаты, фрейлины – люди с утонченными манерами, но духовно убогие и безнравственные. Изображая их, толстой сгущает краски и доводит их образы до карикатуры.
В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все живое, будь то мысль или чувство, гаснет в этой бездушной, лицемерной обстановке. Неслучайно Анну Павловну так напугали естественность и открытость в поведении Пьера: в свете привыкли к «приличьем стянутым маскам », к маскараду.
Толстой подчеркивает, что князь Василий говорит лениво, как актер произносит слова старой пьесы, сама хозяйка салона держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.
Салон Шерер автор сравнивает с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели », хозяйка же все время «заводит равномерную, приличную разговорную машину », «пускает разговор в надлежащий ход ». Но здесь решаются важные дела, плетутся государственные интриги, подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.
В высшем свете, как показывает Толстой, «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные ». Достаточно вспомнить борьбу за портфель с завещанием в изголовьях умирающего Безухова, чуть ли не «военную операцию», «охоту» Курагиных на Пьера, ставшим богачом, сватовство Анатоля к Марии Болконской лишь потому, что она богата и хорошей фамилии.
В отношениях между близкими царят ложь и фальшь. Борис Друбецкой делает предложение Жюли Карагиной и при этом думает о том, что всегда можно устроить так, чтобы видеть жену редко. Элен Безухова открыто изменяет мужу и цинично заявляет Пьеру, что не желает иметь от него детей.
Даже красота и молодость у людей высшего света принимает отталкивающий характер, ибо в них нет души. Наташа понравилась Андрею Болконскому именно потому, что не имела «общего светского отпечатка », была естественной и искренней.
Толстой наглядно демонстрирует, что и в военной среде процветает карьеризм, служба «лицам, а не делу», боязнь личной ответственности за принятое решение. Честность и принципиальность Андрея Болконского стали причиной того, что многие офицеры в штабе его невзлюбили. Даже накануне Бородинского сражения штабные офицеры были обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько заботами о будущих наградах и о своем продвижении.
Таким образом, Толстой, обличая безнравственность и ущербность представителей светского общества, показывает, что в свете нет места «простоте, добру и правде », нет места величию, нет места ничему, кроме «низости, обмана, зависти, интриг », лицемерия и холодного равнодушия.
Главные герои романа.
Андрей Болконский. Постоянными нравственными исканиями, стремлениям к познанию смысла жизни наполнена короткая жизнь Андрея Болконского. Неудовлетворенный светской жизнью, мечтая о славе, о своем “Тулоне”, князь Андрей в 1805 г. уезжает в действующую армию и служит адъютантом Кутузова. В отличие от штабных офицеров, таких, как Жерков и Друбецкой, он не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей – патриот, он чувствует ответственность за судьбу России, считает своим долгом быть там, где особенно трудно, и поэтому он настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать “путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России”. Когда после Шенграбенского сражения Багратион обрушился на скромного капитана Тушина, князю Андрею было грустно и тяжело слышать “смех офицеров”, не участвовавших в бою, но пытавшихся приписать себе успехи дня. Восстанавливая справедливость, он смело защищает капитана.
В сражении под Аустерлицем, бросившись со знаменем в руках и увлекая в атаку за собой весь батальон, Болконский был ранен. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понимает, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. Простиравшееся над ним “неизмеримо высокое” небо с тихо ползущими по нему облаками рождало мысль о вечности, и проезжавший со свой свитой Наполеон показался ему маленьким и ничтожным человеком.
Возвращение Андрея Болконского домой не было радостным. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, углубили его духовный кризис. Ему кажется, что жизнь его уже кончена, что ему осталась лишь достойно дожить оставшийся отрезок жизни. Духовное возрождение князя началось под влиянием бесед с Пьером, утверждавшим, что надо жить, любить, верить. За два года жизни в деревни он осуществил те мероприятия, который затеял у себя Пьер и “не довел ни до какого результата”. В одном из имений Болконский перевел крестьян в вольные хлебопашцы, в других заменил барщину оброком, в Богучарове открыл школу. Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни. Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии им природы. По дороге к Ростовым, проезжая через рощу, он обратил внимание на то, что все деревья, кроме дуба, покрывались зеленой листвой. Одухотворяя природу, ища в ней созвучие своему настроению, князь Андрей думал о том, что жизнь дуба кончена, как и его. Но, возвращаясь из Отрадного, он увидел дуб, весь преображенный, “ и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления ”. Он начинает осознавать, что в 31 год жизнь еще не закончена, и решает поехать в Петербург, чтобы участвовать в работе комиссии Сперанского, занимавшегося составлением новых законов. Но вскоре Андрей разочаровывается в этой деятельности. Любовь к жизнерадостной Н. Р. пробудило в нем мечты о семейном счастье, однако и в личной жизни его ждала горечь разочарования. Измена Наташи побудила князя Андрея вновь пойти служить в армию. Солдаты в полку, которым он командовал, любили его и называли его “ наш князь ”. В1812 г. он точно так же, как и все русские люди, был преисполнен патриотизма и верил в победу русской армии. В Бородинском сражении Андрей бал смертельно ранен. Перед лицом смерти Болконский испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. Любовь к Наташе вспыхнула в нем с новой силой и озарила его последние дни.
Путь Андрея Болконского является подтверждением излюбленной мысли Толстого о том, “ чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – это душевная подлость ”.
Пьер Безухов. Каки князь Андрей, Пьер не удовлетворен обыденной деятельностью, его не интересуют чины и звания.
Он “не умеет войти в салон ”, не владеет правилами этикета, откровенно и горячо спорит в салоне А.П. Шерер, отстаивает свои мысли. Не разобравшись еще в политике Наполеона, думая, что Бонапарт избавил французский народ от Бурбонов и сохранил завоевания революции, Пьер горячо защищает его. В жизни Пьера руководящую роль играет не ясный ум и твердая воля, а чувство, и поэтому он легко попадает под чужое влияние. Однако если иногда в жизни Пьера и бывают нравственные срывы, то за ними всегда следует самое искреннее и глубокое раскаяние. В такие минуты в его душе с еще большей силой загорается желание найти истинный смысл жизни. Идейно-нравственный искания составляют главное содержание его жизни.