1. Общение – это взаимодействие людей с целью передачи информации, опыта, эмоций.
2. Чтобы общение состоялось, необходимо наличие не менее двух человек и наличие общей темы для разговора.
3. Успех общения не зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, насколько в ней заинтересованы собеседники.
4. Общение выполняет три основных функции: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
5. По виду деятельности общение делится на контактное и дистантное.
6. По наличию/отсутствию опосредующего аппарата общение делится на непосредственное и опосредованное.
7. Деловое общение – это многогранный процесс коммуникации людей на улице, общение в семье, транспорте и других публичных местах.
8. Цель делового общения – организация совместной предметной деятельности.
9. Одной из черт делового общения является регламентированность, под которой понимается умение четко формулировать цели коммуникации.
10. Установление контакта с участниками общения – самый ответственный этап, во время которого необходимо понять цели и мотивы поведения партнеров, их установки и ожидания, определить стратегию и тактику ведения общения.
11. Выход из контакта – этап, на котором собеседники должны показать свое желание сотрудничать, взаимодействовать в дальнейшем.
12. Профессиональное общение – это взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.
13. Культура профессиональной речи включает следующие основные характеристики: а) владение терминологией данной специальности; б) умение строить выступление на профессиональную тему; в) умение организовать профессиональный диалог и управлять им; г) умение проводить научные исследования.
14. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Ответ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12,14. 3 б.
Задание 2. Опираясь на материал лекции «Культура речи делового человека», ответьте на вопросы, представленные в первом столбике. Ответы должны быть лаконичными и по существу!!!!!
Вопросы | Ответы |
1. Понятие «культура речи» в научно-методической литературе трактуется неоднозначно. Обоснуйте данный тезис. | Под культурой речи понимают и владение языковыми нормами (в произношении,ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т.п.). Это так называемый нормативный аспект культуры речи; понимают и умение отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения в соответствии с коммуникативными задачами; понимают и владение этическими нормами общения – речевыми формулами приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и т.д |
2. Что необходимо осмыслить, понять, работая над текстом, чтобы речь была содержательной, информативной? | Для того,чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить: - какие положения будут развиты; - что нового вносится в решение вопроса; - что остается спорным и требует дальнейших размышлений; - насколько высказываемые мысли аргументированы; - какова авторская позиция. |
3. От чего зависит такое качество речи, как точность словоупотребления? | Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила. |
4. В автобусе(тролейбуссе, трамвае) Вы на следующей остановке …выходите…..?Закончите фразу. | |
5. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры. | Паронимами называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт — фактор, описка — отписка, внеклассный — внеклассовый. |
6. Может ли употребление в речи омонимов привести к смысловой неточности, двузначности высказывания? Если да, приведите примеры. | Да. предложение «Издали закон об упразднении транспортных судов» «Назначение председателя всем показалось удачным». «Характеристика Климова точно соответствовала действительности». «Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии». Неплохо было бы пояснить представленные примеры! |
7. Что означает такое качество речи, как чистота речи? | Означает, отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. |
8. Назовите основные условия, от которых зависит выразительность речи человека. | Первое условие-самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет. Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Четвертое условие — хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Пятое условие — систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. |
9. В каких источниках отражено лексическое богатство русского языка? | Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — около 90 тыс. слов. |
10. Какие умения формируются у тех людей, кто стремится излагать свои мысли кратко? | -умение вычленять главное; -умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию; -умение сокращать текст. |
11. Уместность речи охватывает разные уровни языка. Какие виды уместности различают в связи с этим? | Виды умственной речи: -стилевую, -контекстуальную, - ситуативную, - личностно-психологическую |
12. Как бы вы объяснили, что такое личностно-психологическая уместность? | Это уместность использования речевых средств отдельным человеком в соответствии с культурой его мышления, с его чутким, доброжелательным и уважительным отношением к людям, в соответствии с его идейной позицией и убежденностью. |
13. Что такое языковые нормы? | Языковые нормы–это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. |
4, 8 б.