Классификация средств обучения
- Основные (входящие в УМК)
- Вспомогательные (те средства, которые можно использовать при работе в конкретных условиях,но они не входят в УМК.)
Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, «задействовать» все каналы поступления информации и модернизировать обучение за счет ТСО.
Так, основными средствами обучения иностранному языку в 3 классе являются: программа, книга для учителя, учебник, книга для чтения, звуковое пособие, дидактический раздаточный материал. В 4 классе – программа, книга для учителя, учебник, набор учебно-наглядных пособий, набор грамматических таблиц, кинофрагменты.
Средства обучению иностранному языку на начальном этапе АВСО (комплект картинок, кинофрагменты, компьютер, магнитофоны, интерактивные доски, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: учебник, книга для чтения, звуковое домашнее задание, раздаточный материал
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА: программа, книга для учителя.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (не вошедшие в УМК) Средства, изготовленные силами учащихся и учителя (игрушки, карточки), словари, дополнительные книги, методическая литература.
Основные средства обучения и их назначение
Программа - государственный документ, которым должен руководствоваться учитель в работе в конкретном классе.
Книга для учителя - второе важное средство обучения. Именно книга для учителя раскрывает суть работы по УМК в целом: где, когда, какой из компонентов, для решения какой конкретной задачи подключается в той или иной точке учебно – воспитательного процесса.
Учебник - основное средство для обучения учащихся английскому языку. Он реализует систему (основные теоретические положения) на которой строится УМК для данного класса.
Книга для чтения - на втором году обучения подключается еще одно средство, которое находится в распоряжении учащегося и помогает ему в овладении чтением на английском языке.
Звукозапись - играет очень важную роль при обучении английскому языку на начальном этапе. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке.
Раздаточный материал -это основной компонент УМК для 2 и 3 классов. Он представляет собой набор предметных, сюжетных, и тематических картинок, предназначен-ных для работы, как в классе, так и дома, поскольку этим набором должен владеть каждый ученик.
Кинофрагмент используется в 4 и 5 классах. С помощью кинофрагментов можно решать разные задачи, главной из которых следует считать формирование навыков и умений ситуативно направленного аудирования. Сочетает в себе динамическое изображение жизненных ситуаций и звучащую речь.
Вспомогательные средства обучения
Вспомогательные средства обучения, так же как и основные, можно разделить на три группы: 1)только для учителя 2)только для учеников 3) для учителей и учащихся.
Говоря о вспомогательных средствах обучения, следует начать с тех, которые необходимы учителю для лучшего понимания и конкретизации рекомендаций книги для учителей и осознания своего опыта. К ним мы относим методические пособия, входящие и не входящие в «Библиотеку учителя английского языка» по всем или отдельным разделам методики.
К вспомогательным материалам, требующим технической оснащенности, относятся: магнитофонные записи, кинофрагменты (не вошедшие в УМК)
К вспомогательным средствам, не требующим аппаратуры технической оснащенности, относятся: картинки, предметы, игрушки, таблицы, раздаточный материал в виде иллюстрированных и неиллюстрированных карточек с заданиями учитывающие индивидуальные особенности учащихся.
Использование кабинета английского языка для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время
Как основные, так и вспомогательные средства обучения сосредоточены в кабинете иностранного языка, роль которого трудно переоценить в организации и проведении учебно-воспитательного процесса со школьниками в урочное и во внеурочное время. Кабинет должен стать центром изучения иностранного языка, где создаются условия для расширения возможностей использования звукозаписей, комплектов учебных наглядных пособий, кинофрагментов и др. во внеурочное время учащимися начального этапа.
В кабинете иностранного языка учащиеся могут выполнять работу сверх той, которая предусматривается программой. Кабинет своим оформлением и материальным оснащением должен помогать учителю в решении практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Самостоятельная работа школьников в кабинете иностранного языка во внеурочное время будет способствовать их успешному решению.