План
1.Введение
Человеко-компьютерный интерфейс
Цели и задачи инженерно-психологического проектирования интерфейса
Подавляющее большинство современных ЭВМ представляет собой сложные автоматизированные системы в которые включены и функционируют контуры-подсистемы, замыкаемые через человека. Такие системы являются иерархическими, многоуровневыми и многоконтурными структурами, в которых человеку, как звену отводится особая и специфическая роль.
Прежде чем рассматривать роль человека уточним понятие вычислительная система. В общем случае система состоит из программно аппаратного обеспечения, взаимодействие которого с человеком показано на рис.П.1.
Рис.П.1.Модель функционирования вычислительного комплекса
Включение человека в комплекс требует обеспечение оператора информацией о выполняемой задаче, сведениями о выработанных аппаратно-программным комплексом альтернативных решениях, средствами вводв в систему принятых человеком решений. Эти требования можно выполнить, если будет создано специальное рабочее место оператора, которое позволит человеку успешно выполнить возложенные на него функции. Рабочее место оператора обслуживается специальным аппаратно-программными средствами, называемые в дальнейшем системой отображения и обработки информации.
Приведем краткую характеристику рабочих мест. По топологическому признаку они делятся на индивидуальные, коллективного пользования, территориально разнесенные. По признаку подчиненности - одноуровневые, многоуровневые, иерархические, кооперативные(совместного решения). По степени мобильности - стационарные, перебазируемые, комбинированные, подвижные. По степени соответствия особенностям оператора - уникальные (спроектированные и созданные для конкретного человека), малосерийные (для узкого круга пользователей), крупносерийные (для любого человека, отвечающего профессиональным требованиям).
|
Понятие интерфейса взаимодействия и принципы его проектирования
Выполнение всех функций, возлагаемых на человека возможно при обеспечении следующих требований:
- наличие информации о моделируемом процессе
- наличие средств отображения этой информации
- наличие причинной связи между действиями оператора и реакцией модели
- возможность однозначной реализации управляющего воздействия
- существование обратной связи
- наличие цели управления
Границу, через которое осуществляется взаимодействие, принято называть интерфейсом. Интерфейс взаимодействия может быть структурно изображен в виде схемы приведенной на рис.П.2.
Рис.П.2.Структурная схема интерфейса
Инженерно-психологическое проектирование средств отображения и обработки информации, интерфейса взаимодействия состоит в том, чтобы на основе комплексного учета физических и психофизиологических возможностей человека придать им свойства, обеспечивающие эффективное функционирование ЭВМ при минимальном расходе ресурсов человека.
Инженерно-психологическое проектирование интерфейса взаимодействия должно базироваться на следующих принципах.
Принцип гуманизации труда подчеркивает ведущую творческую роль человека в процессе труда и, в частности, в поцессах формирования и принятия управленческих решений. Противоположный принцип симплификации (упрошения) - требует максимального упрошения деятельности опереатора, превращая человека в придаток системы.
|
Принцип активного оператора базируется на том, что оператор не просто перерабатывает информацию, принимает решения и манипулирует органами управления, но всегда имеет личное отношение к выполняемым действиям, активно стремиться к цели.
Принцип проектирования деятельности заключается в том, что к проектированию технических устройств и, в частности, средств отображения информации нужно подходить как к средствам сознательной деятельности операторов.
Принцип последовательности требует, чтобы инженерно-психологическая поддержка проводимась в течение всего времени существования комплекса.
И наконец, принцип комплексности. "Человеческие" проблемы многообразны и динамически меняют свое содержание с течением времени.
Основной задачей человеко-компьютерного взаимодействия является улучшение взаимодействия между человеком и компьютером, делая компьютеры более удобными (usability) и восприимчивыми к потребностям пользователей. В частности, человеко-компьютерное взаимодействие занимается:
· методологией и развитием проектирования интерфейсов (т. е., исходя из требований и класса пользователей, проектирование наилучшего интерфейса в заданных рамках, оптимизация под требуемые свойства, такие как обучаемость и эффективность использования);
· методами реализации интерфейсов (например, программные инструментарии, библиотеки и рациональные алгоритмы);
|
· методами для оценки и сравнения таких интерфейсов;
· разработкой новых интерфейсов и методов взаимодействия (англ.)русск.;
· развитием описательных и прогнозируемых моделей;
· теорией взаимодействия.
Долгосрочной задачей человеко-компьютерного взаимодействия является разработка системы, которая снизит барьер между человеческой когнитивной моделью того, чего они хотят достичь, и пониманием компьютером поставленных перед ним задач.
Специалисты человеко-компьютерного взаимодействия — это, как правило, разработчики, занимающиеся практическим применением методик разработки к реальным всемирным проблемам. Их работа, зачастую, вращается вокруг разработки графических- и веб-интерфейсов.
Исследователи человеко-компьютерного взаимодействия занимаются развитием новых методик проектирования, проведением экспериментов с новыми аппаратными устройствами, созданием прототипов новых систем программного обеспечения, изучением новых парадигм для взаимодействия и развитием теорий и моделей взаимодействия.
В изучении персонального информационного менеджера (ПИМ), взаимодействие человека с компьютером находится в обширной информационной среде — люди могут работать с различными формами информации, некоторые из которых компьютерные, многие — нет (к примеру доски, блокноты, стикеры, стикеры на магнитах), чтобы понять и эффективно воздействовать на желаемые изменения своего мира. В области компьютерно-поддерживаемой совместной работы (англ.)русск. акцент делается на использование вычислительных систем в поддержку совместной работы группы людей. Принципы управления командной работой расширяют сферу компьютерно-поддерживаемой совместной работы на организационном уровне и могут быть реализованы без использования компьютерных систем.