Мы публикуем аналитическую записку, подготовленную Рабочей группой, сформированной на расширенном заседании Секретариата СТД РФ. Этот аналитический материал будет направлен в Администрацию Президента РФ.
Напомним, что главной юридической базой функционирования сферы искусства являются конституционные нормы, которые, по идее законодателя, получают дальнейшее развитие и конкретное воплощение в специальных и общих законах. При этом, если внимательно присмотреться к этой детализации конституционных норм и положений «Основ государственной культурной политики», утвержденных Президентом РФ, то можно увидеть ряд тревожных фактов недружественного отношения к культуре и искусству со стороны большинства законодательных и нормативных актов, принятых в последние годы.
Во-первых, следует отметить неоправданное стремление к унификации нормативно-правовой базы, без всякого учета специфики различных отраслей и видов деятельности и, главное, особенностей творческого труда. Попытки распространить на искусство нормы социальной сферы или государственных услуг проявились в ряде законодательных актов (№83-ФЗ; № 210-ФЗ; №44-ФЗ; №256-ФЗ), осложнив и даже ухудшив условия деятельности организаций культуры. Искусство принадлежит народу и служит ему, но не в тех правовых формах, которые свойственны, скажем, для социального обеспечения или патронажной службы.
Во-вторых, творческая деятельность - это труд особого рода, это уникальный интеллектуальный, если не сказать интимный процесс, не поддающийся нормированию. И дело не только в том, что вдохновение не приходит по графику. Творческие трудозатраты (если уж пользоваться такими терминами) зависят от таланта, настроя, созвучия внутри творческого коллектива, задач, которые ставит его художественный руководитель. Никак не учитывая этот феномен и вступая в противоречие с провозглашенной в Конституции и Основах государственной культурной политики свободой творчества и стремлением к культурному разнообразию, предпринимаются попытки причесать под одну нормативную гребенку условия и результаты деятельности всех государственных учреждений (№44-ФЗ; №210-ФЗ; Постановление Пра-вительства РФ №640). В итоге мы имеем почти анекдотичные подзаконные акты, в которых организациям культуры и искусства установлены абсурдные нормативы для каждого элемента творческого труда (!), затрудняющие и без того не простую жизнь творческих людей.
|
В–третьих, государственные учреждения в сфере искусства - организации особого рода, традиционно существовавшие в условиях разделения управленческих функций, когда творческая и хозяйственная деятельность не мешали друг другу, каждой из них занимались профессионалы в своем деле. Изменения законодательства последних лет (№ 7-ФЗ) не допускают двуначалия в учреждениях и тем самым предписывают театрам подчинить одну деятельность другой. Следствием этой неоправданной нормы стало стремление некоторых учредителей превратить театр в «директорский театр», подчиняя творческую деятельность хозяйственной.
В-четвертых, творческая деятельность - это не предпринимательская деятельность, хотя призывы (в том числе со стороны учредителя) сделать ее все более доходной, а также эфемерные преференции творцам, имеющим статус индивидуального предпринимателя (например, сокращенная и упро-щенная система налогообложения), фактически, «выталкивают» в рыночную среду, чуждую творчеству.
|
Подводя итоги сказанному, хотим обратить внимание на задачи правового обеспечения условий творческой деятельности, предусмотренные Конституцией РФ и Основами государственной культурной политики, с обязательным учетом особенностей организаций культуры и искусства. С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в ряд действующих законодательных и нормативных актов, в числе которых следует выделить №44-ФЗ; №83-ФЗ; № 7-ФЗ; № 210-ФЗ; №256-ФЗ, Постановление Правительства РФ №640.
И самое последнее. Четверть века прошло с тех пор, как были приняты «Основы законодательства о культуре». За эти годы тогда прогрессивный Закон морально устарел и физически обветшал; история его «совершенствования» - это сплошная история потерь. Сделав первый шаг, связанный с утверждением Основ государственной культурной политики, необходимо продолжить эту работу и создать правовое обеспечение ее реализации. Речь идет о разработке новой версии закона в виде «Кодекса законов о культуре и культурной деятельности», в котором бы нашли отражение как особенности культурной деятельности, так и стоящие перед культурой задачи.
Опубликовано 05.12.2017