Данный приём представляет собой одну из форм экспресс-мониторинга, который можно быстро провести и который даёт быстрый наглядный результат, не требуя при этом дополнительной обработки.
Цель приёма: получение обратной связи (от педагогов/родителей/детей).
Это упражнение было разработано для решения проблем перекладывания ответственности друг на друга участниками образовательного и воспитательного процесса («Пусть учителя работают, они за это деньги получают» или «Это проблема родителей, пусть они и занимаются»), а также для повышения ответственности родителей за решение отдельных педагогических задач (подготовка к экзамену, воспитанность, дисциплина и т.п.).
Для проведения упражнения требуются листы бумаги с нарисованными кругами. Если предполагается индивидуальное проведение упражнения, используются листы формата А4. Если упражнение проводится в малых группах, можно использовать листы формата А3.
Родителям предлагается такая инструкция: «Давайте подумаем, от чего зависит успешность подготовки к экзамену / воспитанность / дисциплина ребенка … (предлагается обсуждаемая на данный момент проблема).
Представим, что данный круг – это 100% готовности выпускника к экзамену (идеальная дисциплина, выполнение домашних заданий, посещаемость учебных занятий, участие во внеклассных мероприятиях, поведение детей на уроке и т.п.).
Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность.
Возможно два варианта проведения данного упражнения: индивидуальный и групповой.
В индивидуальном варианте каждый участник самостоятельно составляет диаграмму.
В групповом варианте участники, в зависимости от количества группы, либо составляют диаграмму совместно, либо педагог делит их на мини-группы (по 5 - 7 человек). Когда все участники составили диаграммы, они представляют группе результаты своей работы.
|
Вторым этапом проведения упражнения является обсуждение составленных диаграмм.
Это позволяет более четко определить границы профессиональных возможностей педагога.
При индивидуальном проведении данного упражнения с родителями возможно составление обобщающей диаграммы и ее последующее обсуждение.
Использование этого приёма позволяет педагогу предложить родителям (педагогам / подросткам) задуматься об их вкладе в существующую проблему[1].
Автор рассматривает данный приём в контексте работы психолога с родителями на родительском собрании, представляет его широкой аудитории педагогов (лекция на Педагогическом марафоне 2014 года); следовательно, можно с определённой долей уверенности говорить о том, что педагог (социальный педагог, классный руководитель/воспитатель и прочие педагоги) могут использовать в своей работе интерактивный приём «Круг ответственности».
Пример: Вы планируете поговорить с родителями об успеваемости.
Задание родителям (если форма проведения приёма групповая) или родителю (если форма работы индивидуальная): «Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от кого/чего зависит эта успешность».
Интерпретация полученных результатов:
В варианте № 1 могут быть указаны: папа, мама, учитель, бабушка, дедушка, ребенок, друг, классный руководитель; желание ребенка учиться, интерес родителя к учебе ребенка, умение учителя интересно объяснять учебный материал, интересная тема предмета; хорошее отношение к учителю со стороны родителей и/или ребенка, и т.п.
|
Многодольное распределение ответственности может сказать о том, что родитель понимает, что учебная успеваемость ребенка зависит от многих факторов, к воспитанию ребенка подходит адекватно, может на ситуацию посмотреть со всех сторон.
Здесь у педагога есть уверенность, что у родителя с ответственностью всё в порядке, что даёт повод вместе с родителями искать причины неуспеваемости ребенка.
В вариантах №№2 а,б могут быть указаны: родители и учитель, ребенок и родители, учитель и ребенок, ребёнок и его желание учиться, и т.п.
В представленных диаграммах, по сути, неважно какое процентное соотношение долей, так как двудольное распределение говорит о незашоренности мышления родителей, о том, что они не ищут виноватых в проблеме, пытаются её понять, но не могут, готовы прислушиваться к разумным доводам.
В этом случае у педагога есть повод для беседы с родителями на темы об ответственности и о различных факторах, от которых может зависеть положительная мотивация ребенка к обучению и соответственно успешная учеба (жизнь слишком разнообразна, чтобы делить её на две части).
Вариант №3. Здесь вся ответственность возлагается на одного человека либо фактор.
Однодольное распределение ответственности может позволить педагогу предположить, что подход родителей к воспитанию ребенка является неадекватным.
Как и в вариантах под №№2 а,б, здесь педагогу следует предложить родителю побеседовать о различных факторах, от которых может зависеть положительная мотивация ребенка к обучению, об иных вариантах разделения ответственности между участниками образовательного процесса. Вместе с тем, вариант однодольной диаграммы даёт педагогу повод подключать других специалистов и не просто для беседы, а для углубленной работы с родителями.
|
После этапа обсуждения, необходимо разработать план конкретных совместных действий (допустим, кто и когда будет посещать конкретный урок / ежедневная помощь ребёнку в подготовке домашнего задания и его проверка / дополнительные задания на выходные дни для ребёнка / посещение, допустим, экспериментального музея, галереи, театра и т.п.), оговорить сроки их выполнения (ежедневно, каждые выходные, через день и т.п.), назначить дату следующей встречи для промежуточной оценки результатов (правильным ли путём идем), при необходимости откорректировать и продолжить работу над существующей проблемой дальше.
Источник: 1. Чибисова М.Ю. Интерактивные приёмы на родительском собрании.