Субъекты оказания юридической помощи в современной России




Результаты исследования понятия юридической помощи позволяют очертить круг субъектов оказания юридической помощи и представить его следующим образом.

Квалифицированную юридическую помощь физические и юридические лица могут получить от различных организаций, образующих систему оказания юридической помощи населению в РФ:

· суда;

· прокуратуры;

· нотариата;

· специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.);

· юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях;

· частных детективных служб;

· частных организаций (ООО, АО и т.д.), а так же, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг;

· общественных приемных органов власти, местного самоуправления;

· патентных поверенных;

· адвокатуры (в том числе, иностранных государств).

Рассмотрим подробнее роль отдельных участников системы оказания юридической помощи населению РФ.

Отдельные действия суда, совершаемые в связи с осуществлением правосудия, являются юридической помощью. Так в качестве юридической помощи можно рассматривать юридическое информирование в виде разъяснения участникам процесса их процессуальных прав и обязанностей (ст.150, 164, 165 ГПК РФ).[7] Важно отметить, что суд как беспристрастный арбитр должен осуществлять юридическое информирование в отношении всех участников процесса. Суды в силу своего статуса, разъясняют физическим лицам и представителям юридических лиц и организаций порядок обращения в судебный орган, порядок составления иска или заявления об обжаловании действий должностных лиц, в случае выявления ошибок при подаче документов, - в своих определениях указывают на порядок внесений исправлений и устранения недостатков.

Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре РФ". На прокуратуру Законом не возлагается оказание юридической помощи, однако содержание отдельных направлений деятельности прокуратуры в рамках прокурорского надзора дает основание для их рассмотрения в качестве таковой.

Юридической помощью является предусмотренное Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» разъяснение гражданам порядка защиты их прав и свобод (которое может представлять собой юридическое информирование или юридическое консультирование) ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре РФ».[8]

Юридической помощью является обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации ст.22 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О статусе военнослужащих»[9]:

- органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;

- органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело.

К числу главных особенностей адвокатуры как субъекта оказания юридической помощи могут быть отнесены:

1) предельно широкий перечень видов юридической помощи, которую могут осуществлять адвокаты:

· консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;

· составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

· представительство интересов доверителя в конституционном судопроизводстве, гражданском и административном судопроизводстве;

· представительство или защита доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

· представительство интересов доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

· представительство интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, в том числе иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств;

· представительство интересов доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

· представительство интересов доверителя в налоговых правоотношениях;

2) непредпринимательский характер адвокатской деятельности;

3) исключительное право на защиту в уголовном процессе (кроме производства у мирового судьи);

4) обязанность оказывать юридическую помощь бесплатно для доверителя, финансируемую за счет государства, в случаях, предусмотренных законодательством;

5) обязанность хранить адвокатскую тайну и особые гарантии, ее обеспечивающие, - свидетельский иммунитет (невозможность вызова и допроса в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием).

Нотариат можно рассматривать как институт обеспечения конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия. Нотариат как институт превентивного, предупредительного правосудия в первую очередь непосредственно обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, что дает возможность субъектам права избежать обращения в суд за защитой тех же прав. В рамках этого направления деятельности нотариусы:

1) удостоверяя сделки, содействуют формированию и четкому закреплению взаимных прав и свобод субъектов гражданских правоотношений, предупреждают возможные споры между участниками гражданского оборота;

2) разъясняя обратившимся к ним за совершением нотариального действия лицам их права и обязанности, а также последствия совершаемых ими действий, способствуют повышению юридической грамотности общества;

3) обеспечивают принудительное исполнение обязательств без обращения в суд, которое является несудебным способом защиты интересов кредитора и на сегодняшний момент имеет значительный потенциал к дальнейшему законодательному совершенствованию;

4) осуществляют деятельность по обеспечению доказательств, необходимых в случае возникновения дела в суде или административном органе.

Выполнение нотариусом функции оказания юридической помощи, не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включает обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личностей обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц.

Коммерческие организации различных организационно правовых форм, оказывающие юридическую помощь, именуемые юридическими фирмами, индивидуальные предприниматели. Юридические фирмы оказывают юридическую помощь гражданам на иных принципах, чем адвокатура. Если для первых оказание юридических услуг является бизнесом, предпринимательской деятельностью, то для последней - это выполнение функции служения закону и справедливости, т.е. главной целью адвокатуры является само оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, а не получение прибыли». Несмотря на то, что оказание юридической помощи выступает для юридических фирм и индивидуальных предпринимателей средством извлечения прибыли, сама юридическая помощь сохраняет некоммерческий характер в том смысле, что в самом процессе оказания юридических услуг деятельность указанных субъектов направлена исключительно на удовлетворение интересов клиента, на максимально полную реализацию его прав, свобод, законных интересов и не преследует каких-либо иных интересов, иначе эта деятельность не была бы юридической помощью.

Субъектами оказания юридической помощи выступают некоммерческие организации. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» специально подчеркивает защиту прав, законных интересов граждан, оказание юридической помощи в качестве целей деятельности некоммерческих организаций ст.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О некоммерческих организациях".[10]

Некоммерческие организации как субъекты оказания юридической помощи могут быть подразделены на две группы:

1) некоммерческие организации, учрежденные органами публичной власти и финансируемые ими;

2) некоммерческие организации, оказывающие юридическую помощь, финансируемые в основном из негосударственных источников (получивших наименование неправительственных правозащитных организаций).

По сфере деятельности неправительственные правозащитные организации могут быть классифицированы на:

1) неправительственные правозащитные организации общей компетенции;

2) неправительственные правозащитные организации специальной компетенции: организации экологической ориентации; правозащитные организации, основной целью которых является защита прав призывников и военнослужащих; организации, занимающиеся защитой прав женщин; молодежные правозащитные организации; организации, объединяющиеся по профессиональному признаку (профсоюзы); организации, основная цель которых - защита прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; организации, защищающие права беженцев, вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц; правозащитные организации, оказывающие помощь безнадзорным детям и детям-сиротам.

Таким образом, рассмотрены особенности оказания юридической помощи отдельными субъектами, действующими в исследуемой области в современной России. Так субъектами оказания юридической помощи в широком смысле могут быть признаны государственные, муниципальные, общественные организации, органы прокуратуры, суда, а также физические лица, чья деятельность так или иначе связана с охраной и защитой прав и свобод человека и гражданина.

 

 

2.3 Возможности получения квалифицированной юридической помощи в Пензенской области и пути совершенствования оказания квалифицированной юридической помощи

 

Статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Для реализации прав граждан Российской Федерации на бесплатное получение юридической помощи Президентом России подписан Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон № 324-ФЗ).

Во исполнение Закона № 324-ФЗ в Пензенской области был принят областной Закон от 10.04.2012 № 2222-ЗПО «О реализации на территории Пензенской области Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон Пензенской области № 2222-ЗПО). Законом Пензенской области № 2222-ЗПО к участникам государственной системы бесплатной юридической помощи Пензенской области отнесены:

– органы исполнительной власти Пензенской области и подведомственные им учреждения;

– государственные юридические бюро.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 324-ФЗ и Законом Пензенской области № 2222-ЗПО органы исполнительной власти Пензенской области должны оказывать гражданам бесплатную помощь:

а) в виде правового консультирования в устной или письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции;

б) в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и порядке, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Пензенской области.

29 мая 2012 года Постановлением Правительства Пензенской области № 400-пП создано Государственное казенное учреждение «Государственное юридическое бюро Пензенской области» (далее – государственное юридическое бюро).

На базе государственных юридических бюро бесплатную юридическую помощь могут получать граждане, указанные в части 1 статьи 20 Закона № 324-ФЗ:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане при оказании им психиатрической помощи, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Получение бесплатной юридической помощи на базе государственного юридического бюро будет возможно при соответствии гражданина определенным требованиям, указанным в статье 21 Закона № 324-ФЗ. В частности, бесплатная юридическая помощь будет оказываться гражданину, обратившемуся за такой помощью:

1) по вопросу, имеющему правовой характер;

2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

3) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

На базе юридического бюро с 1 июня 2012 года бесплатную юридическую помощь могут получать родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, по вопросам защиты прав и интересов детей (ч.4 ст.4 Закона Пензенской области № 2222-ЗПО).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе проанализированы особенности конституционного регулирования квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и в зарубежных странах. Выявлен сложноструктурный и многоаспектный характер конституционного обеспечения соответствующих общественных отношений, что позволяет рассматривать квалифицированную юридическую помощь в качестве конституционно-правового института.

В работе последовательно проанализированы конституционные принципы обеспечения правовой помощи личности в Российской Федерации, раскрыто значение квалифицированной юридической помощи в механизме реализации конституционного права человека и гражданина в различных видах судопроизводства.

На основе проведенного исследования и полученных выводов теоретического характера, автором сформулирован ряд предложений и выводов, направленных на совершенствование механизма оказания квалифицированной юридической помощи на современном этапе развития российского общества.

Основные из них:

1. В работе раскрыто нормативное содержание конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и установлено, что в нем, как одном из элементов института квалифицированной юридической помощи, находят свое переплетение субъективно-личностные и публично-правовые, материальные и процессуальные начала.

2. Права человека представляют собой комплекс различных притязаний человека и гражданина на определенные духовные или материальные блага, возможность удовлетворения которых зависит от реальных возможностей государства и общества. Права «первого поколения» воплотили и юридически закрепили ценности либерального общества, в то время как права «второго поколения» отражают основные ценности социально ориентированного государства. Поэтому юридическую природу права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, по мнению диссертанта, необходимо выводить из прав «второго поколения» и относить к группе правовых конституционных гарантий, которые установлены и находят свое выражение в таких формулировках, содержащихся в Конституции Российской Федерации, «каждому гарантируется свобода мысли и слова.» (ст.29), «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ст.45), «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» (ст.48).

3. Наряду с национальным законодательством, право на юридическую помощь нашло свое закрепление в нормах международного права. Международные правовые акты определяют соответствующие современным представлениям о правовом государстве и правах человека способы взаимодействия юристов с теми, кто нуждается в их помощи, способы участия государства в подготовке квалифицированных юридических кадров, оказания правовой помощи неимущим. Причем в международных договорах и иных правовых актах говорится не только о бесплатной юридической помощи в уголовных делах, но и о том, что никто не может быть лишен в силу препятствий экономического характера возможности использования или защиты своих прав в любых судах, правомочных выносить решения по гражданским, торговым, административным, социальным и налоговым делам. Таким образом, международные правовые акты направлены на реализацию эффективной процедуры и работающего механизма для равного доступа каждого к получению квалифицированной юридической помощи вне зависимости от материального и имущественного положения человека, причем не только в уголовном, но и других видах производств.

4. В целях повышения эффективности оказания квалифицированной юридической помощи необходимо:

- наделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации правом законодательной инициативы и полномочиями по привлечению к административной ответственности виновных лиц;

- расширить полномочия нотариусов, наделив их правом информировать органы опеки и попечительства о сделках, затрагивающих права несовершеннолетних лиц; создания и ведения единой информационной системы, которая содержала бы сведения обо всех отмененных или измененных доверенностях на право распоряжения недвижимым имуществом и тоанспоютными соелствами: веления единого

- в целях реализации медиативных процедур по оказанию квалифицированной юридической помощи необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ, которые бы закрепили обязательность процедуры медиации перед обращением в суд за разрешением спора.

5. Оказание квалифицированной юридической помощи является самостоятельной функцией прокуратуры. Защита конституционных прав и свобод и оказание квалифицированной юридической помощи органами прокуратуры имеет ряд преимуществ по сравнению с иными государственными правозащитными механизмами. Юридическая помощь органами прокуратуры осуществляется вне жестко регламентированных процессуальных форм, что значительно упрощает взаимодействие с заявителями и обеспечивает оперативность пресечения нарушений конституционных прав

10. Адвокатура и адвокатская деятельность в конституционно-правовом значении является основным институтом оказания квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации. Адвокатская деятельность является разновидностью социально-правовой деятельности, которая осуществляется как в частных, так и в публичных интересах. Публичные интересы возлагают на адвокатуру обязанность оказывать бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях социально незащищенным слоям населения.

11. В целях повышения эффективности оказания квалифицированной юридической помощи целесообразно в законодательном порядке закрепить процедуры повышения профессионального уровня адвокатов. В настоящее время назрела необходимость принятия специального положения «О прохождении обязательной аттестации адвокатов», с тем, чтобы данная аттестация проводилась один раз в пять лет специально создаваемой комиссией, состоящей из наиболее авторитетных адвокатов, судей, прокуроров и преподавателей правовых дисциплин.

12. Необходимо установить нижний возрастной предел для лиц, желающих получить статус адвоката. Такая необходимость объясняется тем, что только при достижении возраста не менее 25 лет человек приобретает определенный жизненный и профессиональный опыт, который требуется для эффективной помощи доверителю. Установление нижнего возрастного ценза будет способствовать повышению статуса адвоката в обществе и станет дополнительной гарантией получения его доверителями квалифицированной юридической помощи.

14. В целях оказания правовой помощи необходимо в Уголовно-процессуальный кодекс РФ ввести норму об обязанности адвоката составлять защитительное заключение и представлять его следствию и суду с соблюдением обязательной процедуры вручения сторонам уголовного судопроизводства. Адвокатское защитительное заключение снимет с обвинения несвойственные ему функции, такие как сбор доказательств, смягчающих ответственность обвиняемого. Адвокатское защитительное заключение существенно облегчит суду анализ уголовного дела, обеспечит реальную состязательность сторон, равенство их прав, получит конкретное процессуальное воплощение.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в "Собрании законодательства РФ". - 04.08.2014. - N 31. - ст. 4398.

2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ". - 10.06.2002. - N 23. - ст. 2102.

3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018)// "Собрание законодательства РФ". - 24.12.2001. - N 52 (ч. I). - ст. 4921.

4. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// "Собрание законодательства РФ". - 18.11.2002. - N 46. - ст. 4532.

5. Постановление Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 (ред. от 13.11.2006) "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" (вместе с "Положением об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам")// "Собрание законодательства РФ". - 29.08.2005. - N 35. - ст. 3615.

6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях"// "Собрание законодательства РФ". - 15.01.1996. - N 3. - ст. 145.

7. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018)// "Собрание законодательства РФ". - N 22. - 01.06.199. - ст. 2331.

8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018) "О прокуратуре Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ". - 20.11.1995. - N 47. - ст. 4472.

9. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))// "Собрание законодательства РФ". - 08.01.2001. - N 2. - ст. 163.

10. "Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// "Ведомости Верховного Совета СССР". - 28.04.1976. - N 17. - ст. 291.

Учебная и научная литература:

1. Стецовский Ю. И. Проблемы юридической помощи и уголовно-процессуальный закон. — М.: Европейский Университет Justo, 2006. — 96 c.

2. Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности: Монография. — М.: РАП. - 2008. — 324 с.

3. Ботнев В.К. Адвокатура России: история и современность. - М. - 2006. - 360 с.

4. Ботнев В.К., Ботнев С.В. Особенности оказания юридической помощи в Конституционном Суде Российской Федерации. Тенденции развития государства, права и политики в России и мире. Материалы Пятой международной научно-практической конференции. / КФ РПА Минюста России. - Калуга, 2012. С. 65-73.

Материалы судебной практике:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 N 2-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова"// "Собрание законодательства РФ". - 17.02.1997. - N 7. - ст. 871.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"// "Российская газета". - N 247.- 28.12.1995. – С 290.

 


[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в "Собрании законодательства РФ". - 04.08.2014. - N 31. - ст. 4398.

 

 

[2] Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ". - 10.06.2002. - N 23. - ст. 2102.

 

[3] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018)// "Собрание законодательства РФ". - 24.12.2001. - N 52 (ч. I). - ст. 4921.

 

 

[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"// "Российская газета". - N 247.- 28.12.1995. – С 290.

 

[5] Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 19.07.2018) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"// "Ведомости СНД и ВС РФ". - 20.08.1992. - N 33. - ст. 1913.

 

 

[6] Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности: Монография. — М.: РАП. - 2008. — 324 с.

[7] "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// "Собрание законодательства РФ". - 18.11.2002. - N 46. - ст. 4532.

[8] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018) "О прокуратуре Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ". - 20.11.1995. - N 47. - ст. 4472.

 

[9] Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018)// "Собрание законодательства РФ". - N 22. - 01.06.199. - ст. 2331.

 

 

[10] Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях"// "Собрание законодательства РФ". - 15.01.1996. - N 3. - ст. 145.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: