Современная подготовка юных спортсменов. Глава №2 - Научно-методические проблемы спортивного отбора.
Источник: Москомспорт - справочники и методические пособия, Показать все документы источника, Современная подготовка юных спортсменов от 1/2009, стр. 22 - 41
Автор: Никитушкин Виктор Григорьевич
Проблема спортивного отбора начала оформляться в единое научное направление в 60-е годы, получив особенно большое развитие в 70–80-е годы. У истоков создания целого направления в науке стояли д.п.н., проф. В.П. Филин (педагогическое направление) и д.м.н., проф. Р.Е. Мотылянская (медицинское направление). В 60-е годы во ВНИИФКе в секторе юношеского спорта была открыта лаборатория спортивного отбора, а в секторе спортивной медицины — лаборатория возрастной функциональной диагностики. В развитие проблемы большой вклад внесли труды В.П. Филина, С.С. Грошенкова, П.З. Сириса, Р.Е. Мотылянской, В.С. Гориневской, Э.Г. Мартиросова, М.С. Бриля, Н.Ж. Булгаковой, В.М. Волкова, А.А. Гужаловского, В.А. Запорожанова, В.Н. Платонова, В.Б. Шварца, С.В. Хрущева.
Из всего многообразия работ, выполненных в области отбора в спорте, выделяются две основных линии: методологическая, развивающая теорию спортивного отбора (А.А. Гу жаловский, 1971, 1979, 1986; В.М. Зациорский и соавторы, 1973; В.М. Волков, В.П. Филин, 1983; М.С. Бриль, 1983; В.И. Баландин и соавторы, 1986; В.Б. Шварц, С.В. Хрущев, 1984; В.Н. Платонов, В.А. Запорожанов, 1990; и др.), и по отбору в отдельные виды спорта (В.Н. Плохой, 1979; М.С. Бриль, 1980; П.З. Сирис и соавторы, 1983; Н.Ж. Булгакова, 1986; А.Л. Соболев и соавторы, 1987; А.И. Бондарь, В.Я. Кротов, 1988; Т.Л. Овсянкина, И.А.Шевченко, 1989 и др.).
Суммируя имеющиеся в литературе сведения, процесс развития проблемы следует условно разделить на два этапа. Первый этап может быть назван описательным, а второй — технологическим. Выделим наиболее характерные черты каждого этапа (табл.14).
|
Таблица 14. Этапы развития проблемы спортивного отбора
Название этапа | Период | Основные результаты |
Описательный | 60-е годы — первая половина 80-х годов | 1.Начало развития теории спортивного отбора. 2.Создание моделей различных сторон подготовленности спортсменов. |
Технологический | Вторая половина 80-х годов и по настоящее время | 1.Развитие в рамках теории спортивного отбора методологических подходов для диагностики одаренности и прогноза достижений спортсменов. 2.Организация региональных центров спортивного отбора. 3.Создание современных технологий спортивного отбора. |
Первый этап охватывает временной промежуток примерно в 25 лет — с начала 60-х до середины 80-х годов. В этот период начала оформляться теория спортивного отбора, вышли в свет основополагающие труды, создавшие существенный дидактический потенциал в этой области (М.С. Бриль, 1980, 1983; В.М. Волков, 1979; В.М. Волков, В.П. Филин, 1983; В.Б. Шварц, С.В. Хрущев, 1984). Второй важной особенностью описательного периода является интенсивная разработка модельных характеристик различ ных сторон подготовленности спортсменов и видов спорта (Г.С. Туманян, Э.Г. Мартиро сов, 1976; Т.С. Тимакова, 1976; Л.И. Стогова, В.С. Гориневская, 1976; М.С. Бриль, 1980; Л.М. Ганночка, А.В. Ивойлов, 1971; С.И. Ляссотович, 1971 и мн. др.). Наряду с развитием теоретических представлений и накоплением эмпирических данных, на протяжении первой стадии развития проблемы практически повсеместно отсутствовал организованный, научно-обоснованный отбор перспективных спортсменов. В этот период осуществлялся набор спортсменов в группы подготовки различного уровня только на основе оценок тренеров. Однако, как свидетельствует статистика, такая система отбора превращала подготовку спортивного резерва из-за большого отсева в недоста точно эффективную и нерентабельную. Одновременно с этим резуль таты научных исследований по отбору оказывались в реальных условиях подготовки спортсменов невостребованными.
|
Отсутствие эффективной системы спортивного отбора во время первой стадии развития проблемы было обусловлено, в основном, двумя факторами. Во-первых, отсутствовали адекватные методологические подходы и методы диагностики одаренности и прогноза достижений спортсменов. Во-вторых, не были созданы организационные условия для проведения такой работы в виде центров отбора, КНГ по отбору или аналогичных структур. Появление даже в минимальном варианте таких условий в середине 80-х годов позволило перевести работы в области спортивного отбора в технологическую плоскость.
В некотором смысле точкой отсчета второй, технологической, стадии можно считать постановление Госкомспорта СССР №6/6 от 10 августа 1986 г. «О создании Единой системы отбора перспективных спортсменов». Это постановление явилось определенной законодательной основой для создания специальных функциональных структур — центров отбора, что позволило в целом интенсифицировать работы в этом направлении. Наиболее крупные центры были созданы в Риге (1988), Киеве (1990), Минске(1991). Центры спортивного отбора были призваны, с одной стороны, осуществлять научно практические работы по спортивному отбору, а с другой стороны, разрабатывать, апробировать и внедрять в спортивно-педагогическую практику современные методы диагностики спортивной одаренности.
|
Организация специализированных служб спортивного отбора способствовала созданию различных технологий для проведения этой работы. Разработанная в стране единая система отбора включает в себя организацию отдельных мероприятий, тесно связанных с этапами многолетней спортивной подготовки. Единая система отбора предполагает разработку и опытную проверку эффективности различных моделей отбора в рамках рассматриваемых организационных мероприятий. При этом моделирование лишь тогда имеет цену, когда опытная модель воспроизводит основные характеристики планируемой системы, соответствует ее цели, задачам, методам, учитывает особенности этапов многолетней подготовки и предполагает:
- Обоснование программ тестирования и технологии отбора.
- Определение рациональных форм организации отбора.
- Определение механизмов и средств управления системой отбора, включая анализ, контроль и корректировку деятельности.
Способности формируются неравномерно: наблюдаются периоды их ускоренного и замедленного развития. Это отражает различие в темпах приближения к зрелости. Не редко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой путь развития является более перспективным, так как несколько затянутое созревание обеспечивает более плавный переход к зрелости, отсутствие ранних высоких достижений еще не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.
Интенсификация работ в области отбора в спорте в середине 80-х годов дала значи тельный импульс к развитию его методологии и методики, тем самым усилилась тенденция к поиску новых, более эффективных методологических подходов к диагностике спортивной одаренности, на основе которой возможен достаточно эффективный прогноз достижений спортсмена.В период конца 70-х — 80-х годов были созданы комплексные научные группы почти по всем олимпийским видам спорта, где использовались новые научные данные по отбору перспективных спортсменов для участия в крупных международных соревнованиях. Результаты выступлений сильнейших спортсменов не заставили долго ждать. Были выиграны олимпийские игры 1980, 1988 и 1992 гг.
Таким образом, созданные определенные методологические и организационные предпосылки для развития эффективных технологий отбора перспективных спортсменов были внедрены в практику работы спортивных школ, спортивных клубов, сборных ко манд СССР по олимпийским видам спорта.
Методологические разработки по проблеме развивают общую теорию спортивного отбора, находящуюся в стадии становления. В то же время в литературе уже достаточно полно освещены ее ос новые аспекты: цели, задачи, рассмотрена семантика основных понятий, последовательность и содержание отдельных этапов спортивного отбора и другие вопросы.
Из основных понятий теории спортивного отбора В.М. Волков и В.П. Филин (1983) выделяют три: спортивный отбор, спортивная ориентация и спортивная селекция. В трактовке этих авторов спортивный отбор — это комплекс организационных мероприятий по выявлению способных детей для данного вида спорта или группы видов спорта. Ос новной целью спортивного отбора, согласно общим теоретическим представлениям, считается поиск наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов в избранном виде спорта. Спортивная селекция предусматривает отбор лучших на различных этапах спортивного совершенствования.
А.А. Гужаловский (1986) отождествляет понятия спортивная селекция и отбор, предполагая при этом организованный поиск одаренных детей и прогнозирование их спортивной пригодности с целью достижения высоких спортивных результатов. Такое определение понятия спортивного отбора представляется нам весьма ценным, одновременно охватывающим такие важнейшие его аспекты, как основная цель и прогноз спортивной результативности.
А спортивная ориентация — это вид социальной ориентации, направленный на оказание организованной помощи детям и молодежи в выборе предмета спортивной специализации с учетом индивидуальных способностей, склонностей и интересов. В мероприятиях по ориентации исходным пунктом является не вид спорта, а человек (подросток), которому дается совет, рекомендация, какой вид спортивной деятельности ему больше пригоден. При отборе же главным является вид деятельности, к которому подбирается кандидат.
«Производить отбор значит как бы отсеивать спортсменов через сито, оставляя среди занимающихся данным видом спорта только подходящих лиц. А ориентация преследует совсем другую цель — помочь человеку выбрать спортивное увлечение, которое бы больше всего соответствовало его физическим возможностям, складу характера, вкусам. Правильная ориентация рождает гармонию человеческих стремлений и возможностей».
В связи с этим были выделены следующие основные разновидности спортивной ориентации и отбора:
- общая спортивная ориентация и отбор, направленные на вовлечение возможно большего числа детей в занятия спортом и отбор моторноодаренных детей и подростков для занятий спортом в ДЮСШ. Этот вид ориентации и отбора — начальные элементы всей системы многолетней подготовки спортивных резервов;
- видовая ориентация и отбор, направленные на определение спортивной пригодности детей и подростков к занятиям в одном из конкретных видов спорта;
- ролевая ориентация и отбор, нацеленные на определение конкретного игрового или командного амплуа юных спортсменов;
- соревновательная ориентация и отбор ставят своей целью выбрать из числа равно ценных кандидатов лучших и сориентировать их на выступлении в конкретном номере программы соревнований. Проблемы спортивной ориентации и отбора связывают с решением четырех исследовательских задач:
- «формирование идеала» — под этим понимается определение требований, которым должен удовлетворять спортсмен экстра-класса в соответствующем виде спорта;
- прогнозирование — прогноз может быть осуществлен на основе классификационного норматива, обеспечивающего эффективный отбор кандидатов;
- организация отбора — количество этапов отбора, их продолжительность, количество и распределение тестов на различных этапах отбора.
При прогнозировании спортивных особенностей различают два подхода:
- изучение стабильности индивидуальных уровней развития;
- изучение темпов прироста показателей.
Говоря о стабильности, подразумевают, в основном, характеристики, обусловленные генетически, так как они либо плохо поддаются влиянию внешней среды (тренировки), либо сохраняют на протяжении всего онтогенеза свой первоначальный ранговый порядок, даже значительно изменяясь под воздействием тренировки. Оценивая темпы прироста за первые 1,5 года занятий, можно осуществить удовлетворительный прогноз спортивных результатов, которые могут быть получены через 4–4,5 лет тренировок (П.3. Сирис, 1981).
Во многих работах установлено, что точность прогноза будет выше, если учитывать исходный уровень изучаемых показателей и темпы их прироста, указывается, что предметом прогноза являются задатки и качества личности, определяющие способности к занятиям различными видами спорта.
Большой интерес представляют исследования структуры двигательных способностей. Обнаружено, что чем меньше возраст, тем более интегративна структура двигательных способностей (В. П. Губа, 1989). С возрастом происходит дифференциация двигательных способностей, а занятия спортом ускоряют этот процесс. Исходя из этого, было сделано заключение, что в 9–12 лет истинные склонности к определенному виду спорта можно лишь угадать, так как двигательноодаренный ребенок в этом возрасте способен проявить себя в большинстве видов спорта.
Учеными отмечается, что встречаются дети, обладающие способностями к различным областям двигательной деятельности, то есть общеодаренные, и лица, одаренные только в одной какой-то определенной двигательной деятельности (Р. Пшевенда, 1967; В.П. Губа, Р. Н. Дорохов, 1983; В. П. Губа, В. Г. Никитушкин, 1998).
Некоторые исследователи отмечают, что способности не зависят от общей подготовленности и физического развития. Это положение имеет большое методологическое значение для изучения способностей у детей в спорте.
Необходимо только знать, в какой мере двигательные способности характеризуют на следственные, а в какой — приобретенные факторы. Так, с помощью близнецового метода доказано, что наиболее генетически обусловленными являются морфологические признаки, особенно продольные размеры тела, гибкость в суставах, относительная мышечная сила, быстрота во всех проявлениях, показатели МПК и др.
К спортивной ориентации нужно подходить с такой позиции, что все дети хотят заниматься спортом, все они хотят походить на выдающихся спортсменов, поэтому всем де тям должны рекомендоваться виды спорта. В таком случае все дети будут ставиться в равные условия: с одной стороны, не будет избранных, с другой — обиженных и незамеченных.
Спортивная ориентация решает следующие задачи:
- приобщает учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- готовит детей для ДЮСШ в учебно-тренировочные группы;
- организует постановку физической культуры и спорта в школе.
В. К. Бальсевич (1994), изучая проблему спортивной ориентации, пришел к выводу, что наиболее эффективная оценка способностей к различным видам спорта может быть осуществлена путем достаточно длительных наблюдений, что выбор вида спорта имеет место в разные периоды, то есть возможна переориентация в связи с уточнением направ ленности интереса в разные периоды жизни и выявлением конкретной направленности в развитии способных спортсменов. Акцент должен быть сделан на изучение вопросов ориентации в рамках начального этапа подготовки. Данный этап должен стать основой организации и методики физкультурно-спортивной ориентации. Правильная постановка «диагноза» при условии полного охвата спортивными занятиями подрастающего поколения создает возможности для решения проблемы как поиска талантов (которые сами себя проявят), так и привития любви с детских лет к физическим упражнениям.
Правильно определить наиболее целесообразное спортивное амплуа ребенка — достаточно сложная проблема. В этом случае необходимо обеспечить физкультурной ориентацией ребенка наряду со спортивным отбором. Сущность такой ориентации состоит в том, чтобы в ходе обучения школьника «азбуке движений», учитывая его индивидуальные особенности, подобрать наиболее целесообразный для него вид физической активности и дать заключение о предпочтительных формах занятий физической культурой, с наибольшим удовлетворением используемых в последующем.
Здесь можно говорить и о минимальном обязательном объеме физических нагрузок в недельном и месячном циклах занятий физическими упражнениями, в основе которых лежит принцип разносторонней и многоборной подготовки, рассчитанной на несколько лет с тем, чтобы постепенно подвести учащихся к максимально высоким результатам в каком-либо избранном виде спорта.
Многоборная подготовка не исключает узкой специализации, а создает условия для ее введения на известном этапе подготовки, когда будут созданы для этого наилучшие условия.
Работая над проблемой спортивного отбора, можно прийти к выводу, что дальнейшее развитие исследований должно идти по пути разработки методологии этого направления спортивной науки.
Очевидно, что даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятельности, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь необходимой основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального. Основная задача спортивной ориентации на этапе начальной подготовки — помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффективности работы ДЮСШ, отдельных тренеров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и уверенность в собственных силах. Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности.
Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом и сроки подготовки. Чем младше ребенок, тем больше времени требуется ему, чтобы выполнить норматив мастера спорта и мастера спорта международного класса.
Спортивная практика свидетельствует о том, что уже на первом этапе невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, биомеханические, функциональные данные и школа готовит детей для ДЮСШ в учебно-тренировочные группы; – организует постановку физической культуры и спорта в школе.
В. К. Бальсевич (1994), изучая проблему спортивной ориентации, пришел к выводу, что наиболее эффективная оценка способностей к различным видам спорта может быть осуществлена путем достаточно длительных наблюдений, что выбор вида спорта имеет место в разные периоды, то есть возможна переориентация в связи с уточнением направленности интереса в разные периоды жизни и выявлением конкретной направленности в развитии способных спортсменов. Акцент должен быть сделан на изучение вопросов ориентации в рамках начального этапа подготовки. Данный этап должен стать основой организации и методики физкультурно-спортивной ориентации.
Правильная постановка «диагноза» при условии полного охвата спортивными занятиями подрастающего поколения создает возможности для решения проблемы как поиска талантов (которые сами себя проявят), так и привития любви с детских лет к физическим упражнениям.
Правильно определить наиболее целесообразное спортивное амплуа ребенка — достаточно сложная проблема. В этом случае необходимо обеспечить физкультурной ориентацией ребенка наряду со спортивным отбором. Сущность такой ориентации состоит в том, чтобы в ходе обучения школьника «азбуке движений», учитывая его индивидуальные особенности, подобрать наиболее целесообразный для него вид физической активности и дать заключение о предпочтительных формах занятий физической культурой, с наибольшим удовлетворением используемых в последующем.
Здесь можно говорить и о минимальном обязательном объеме физических нагрузок в недельном и месячном циклах занятий физическими упражнениями, в основе которых лежит принцип разносторонней и многоборной подготовки, рассчитанной на несколько лет с тем, чтобы постепенно подвести учащихся к максимально высоким результатам в каком-либо избранном виде спорта.
Многоборная подготовка не исключает узкой специализации, а создает условия для ее введения на известном этапе подготовки, когда будут созданы для этого наилучшие условия.
Работая над проблемой спортивного отбора, можно прийти к выводу, что дальнейшее развитие исследований должно идти по пути разработки методологии этого направления спортивной науки. Очевидно, что даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятельности, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь необходимой основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального. Основная задача спортивной ориентации на этапе начальной подготовки — помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффективности работы ДЮСШ, отдельных тренеров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и уверенность в собственных силах. Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности.
Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом и сроки подготовки. Чем младше ребенок, тем больше времени требуется ему, чтобы выполнить норматив мастера спорта и мастера спорта международного класса.
Спортивная практика свидетельствует о том, что уже на первом этапе невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, биомеханические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу, поэтому данные, полученные на этом этапе ориентации, следует использовать как ориентировочные.
Следовательно, отбор — это поиск здорового ребенка, ориентированного на по вышенную двигательную активность. Ориентация — это выбор для каждого отдельно взятого ребенка вида спортивной деятельности, исходя из требований вида спорта (межвидовая ориентация) или соответствия спортивному амплуа (внутривидовая ориентация).
Все имеющиеся в настоящее время наиболее значительные образцы отечественных технологий отбора включают диагностику всех сторон подготовленности в соответствии с системной структурой модели спортсмена (В.М. Волков, В.П. Филин, 1983). В результате спортсмены в процессе мероприятий по отбору проходят углубленные комплексные обследования по многим информативным для видов спорта конституциональным и спортивно-педагогическим показателям.
Наиболее распространенным классом математических моделей являются стандартизованные, полученные на основе специальных оценочных шкал для отдельных показателей. Эти модели разрабатывают с помощью методов построения шкал оценок. Сыч С.П. (1990) определила трехэтапную стратегию оценки диагностических параметров спортсменов.
- на первом этапе полученные диагностические показатели превращаются на основе шкал в баллы;
- на втором суммируются набранные спортсменом баллы с учетом весовых коэффициентов, в результате чего определяется итоговая оценка спортсмена по результатам углубленного обследования;
- на третьем этапе оценивается итоговый балл на основании выработанных норм.
В результате использования такого подхода из более двух тысяч просмотренных юных спортсменов примерно 9%, набравших максимальное число баллов, были квалифицированы как перспективные. Однако впоследствии, по наблюдениям одного года, установили, что только 60% из них выросли в спортивном отношении. Эти данные свидетельствуют, во-первых, о малых сроках отдаленных наблюдений для заключений об эффективности отбора, а во-вторых, об относительно невысокой эффективности используемых в настоящее время методов диагностики спортивной одаренности.
Неотъемлемой частью современных технологий спортивного отбора являются автоматизированные системы ведения баз данных спортсменов (С.П. Сыч и соавторы, 1988, 1990). Важнейшей функцией таких систем является получение в автоматизированном режиме итоговых заключений о перспективности спортсменов для принятия решений по отбору. Наличие подобных автоматизированных информационных систем позволяет на современном уровне решать вопросы отбора большого контингента спортсменов.
Есть основания считать, что имеющиеся немногочисленные примеры технологических решений диагноза перспективности спортсменов имеют определенные положительные результаты и являются достаточно основательной базой для их совершенствования в будущем.
Проблема отбора юных спортсменов должна разрабатываться комплексно, на основе педагогических, медико-биологических, социологических методов исследования. Педагогические методы исследования позволяют оценить уровень развития физических качеств, координационных способностей, а также уровень спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов исследования выявляются морфофункциональные особенности, состояние анализаторных систем организма, уровень физического развития спортсмена. С помощью психологических методов исследования определяются способности психики спортсмена, оказывающиевлияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается совместимость спортсмена при решении задач, поставленных пе ред спортивной командой. Социологические методы исследования позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотивации к длительным занятиям спортом и достижению высоких спортивных результатов.
Таким образом, в науке уже сформировалось достаточно устойчивое мнение о том, что спортивный отбор — это самостоятельный вид социальной деятельности, предполагающий организованный поиск талантливой в спортивном отношении молодежи.
К.П. Сахновский (1990) конкретизирует основную цель спортивного отбора как раз деление контингента массового юношеского и резервного спорта. Это переводит в социальном плане направленность работ по спортивному отбору в плоскость профессионального отбора, подразумевая при этом отбор резерва для спорта высших достижений. Обобщая сложившиеся представления, можно сформулировать основные задачи спортивного отбора: – определение модели спортсмена высокого класса по виду спорта; – диагностика степени одаренности и прогнозирование потенциального уровня спортивного мастерства; – организация спортивного отбора.
Итак, подводя итог, можно сделать заключение, что возраст 5–7 лет в ранних видах спорта и 9–12 лет во всех остальных является очень важным в плане пополнения ДЮСШ юными дарованиями с ориентацией в тот или иной вид спорта. В связи с вышесказанным, специфика рассматриваемого вопроса требует дифференцированного подхода при определении требований к анализируемому процессу.
Этапы спортивного отбора
Организация спортивного отбора составляет неотъемлемую часть научно обоснованного управления подготовкой спортивного резерва. Она включает следующие аспекты: административно-управленческий, методологический и технологический.
Начало проведения организованного научно-обоснованного спортивного отбора связывают с попыткой создания Единой системы отбора перспективных спортсменов в СССР. В результате этого появились центры отбора и образцы современных технологий на их базах. Хорошая затея осталась в прошлом, так как в 90-х годах было не до этого. Естественно, мы отстали как в науке, так и в практике подготовки спортсменов высокого класса. На сегодняшний день по своему развитию мы приближаемся только к концу 80-х годов. Однако все, что наработано в плане спортивного отбора, начинает успешно применяться в ШВСМ, центрах подготовки олимпийского резерва, в комплексных научных группах (КНГ), работающих со сборными командами России.
Проблема организации отбора перспективных спортсменов существенным образом связана с вопросами этапности отбора, его задачами на различных стадиях подготовки спортсменов, использованием различных классов модельных характеристик на каждом из этапов и т.д.
Спортивный отбор — это многоступенчатый процесс, охватывающий все этапы спортивной подготовки. Он основан на всестороннем изучении способностей спортсмена, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей, позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта.
Долго работая над проблемой спортивного отбора, В.П. Филин разделил отбор детей в спортивную школу на три этапа.
Основными задачами первого этапа отбора является привлечение возможно большого количества одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. К показателям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта, в том числе футболом, относятся: рост, вес, особенности телосложения ребенка.
Важное значение для правильного отбора имеют наблюдения тренера и учителя физической культуры в спортивных секциях, на внутришкольных, районных, городских соревнованиях и во время проведения контрольных испытаний. Целесообразно осуществлять предварительную подготовку детей для поступления в ДЮСШ в рамках проведения школьных уроков физической культуры. Подбором специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей заниматься тем или иным видом спорта и на этой основе проводить видовую ориентацию. Спортивная практика свидетельствует, что на первом этапе еще невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, биомеханические, функ циональные и психические особенности, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих спортсменов значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.
Чтобы с большей степенью вероятности выявить потенциальные возможности детей и подростков, целесообразно определять не только исходный уровень их подготовленности, но главным образом — темпы ее роста. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не только то, что уже умеет делать поступающий, а то, что он может сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, появлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями.
Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о готовности кандидата в данный момент выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки (П.З. Сирис,1983).
Физическое развитие детей оценивается по ряду внешних признаков: рост, вес, пропорции тела, форма позвоночного столба и грудной клетки, строение таза и ног, размеры стопы. После этого исследуются двигательные способности детей.
На втором этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. Тренер изучает возможности занимающихся на основе педагогических наблюдений в процессе спортивной тренировки, контрольных испытаний, соревнований и контрольных прикидок, комплектует учебно-тренировочные группы из числа наиболее способных детей и подростков. Важно учитывать не столько исходный уровень контрольных показаний, имевшихся у детей при наборе в ДЮСШ, сколько динамику изменения этих показателей на протяжении периода занятий. Такой подход обеспечивает возможность с более высокой степенью точности выявить потенциальные возможности занимающихся, их спортивную одаренность. Ведущими критериями прогнозирования на данной стадии являются темпы развития физических качеств и формирование двигательных навыков (моторная обучаемость). О моторной обучаемости можно судить по времени, которое требуется занимающимся для овладения техникой того или иного упражнения. Темпы формирования двигательных навыков и развитие физических качеств дают возможность предвидеть перспективность спортивного совершенствования в будущем.Задача второго этапа отбора — определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования.
Задача третьего этапа отбора — многолетнее систематическое изучение каждого уча щегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации (табл. 16).
Таблица 16. Сисиема отбора в спортивную школу
Этапы отбора | Основные задачи этапа отбора | № п/п | Основные методы отбора |
I. | Предварительный этап отбора детей и подростков в спортивную школу | 1. 2. 3. 4. 5. | Педагогическое наблюдение Контрольное тестирование Участие в школьных соревнованиях Социологические исследования Медицинское обследование |
II. | Углубленная проверка соответствования требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта | 1. 2. 3. 4. 5. | Педагогические наблюдения. Контрольное тестирование. Соревнования и прикидки. Психологические исследования. Медико-биологическое исследование. |
III. | Длительное систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы | 1. 2. 3. 4. 5. | Педагогическое наблюдение. Контрольное тестирование. Соревнования и прикидки. Психологические исследования. Медико-биологическое исследование. |
Длительное и тщательное изучение спортсмена повышает надежность определения его специализации. На этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. В это время окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося. Не случайно в теории и практике спорта все чаще выдвигается на первое место проблема спортивной одаренности в спорте, но все равно еще остается не до конца решенным вопрос, на базе каких показателей и как провести отбор, чтобы его эффективность была максимальной. Для занятий спортом чаще предпочтение отдается детям, которые к моменту отбора обладают, по мнению специалистов, производящих отбор, необходимым набором качеств и свойств, требующихся в том виде спорта, которым в дальнейшем будет заниматься ребенок; затем полученные данные объединяют, сводят в таблицы и в дальнейшем классифицируют.