Понятие и особенности изучения самоопределения.




Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения постоянно взаимодействуют. 5 2 Жизненное самоопределения – это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения. Личностное самоопределение – это определениеи дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев. У современного человека, живущего в постоянно меняющемся мире, появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения. Социальное самоопределение – это определение себя относитель- но выработанных в обществе и принятых данным человеком критери- ев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу. Профессиональное самоопределение – это определение чело- веком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма. Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения:1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека. Все виды самоопределения взаимосвязаны. Много общего имеют, например, профессиональное и личностное са- моопределение. Но в то же время между ними существую и принци- пиальныеотличия: – профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение более сложное (диплом ««а личность»«по крайне мере психичес- ки здоровым людям пока еще не выдают...); – профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя в полной мере (герои появляются в переломные эпохи…) Правда, и в благополучные эпохи согласного со всем «молчаливого» большинства, все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем. Такие люди в благополучные эпохи сами создают для себя дополнительные сложности, то есть условия для подлинного личностного саморазвития. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение 5 3 профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения «как поиск и нахождение лично- стного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой про- фессиональной деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения».

 

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. Определяется профессионализация как целостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни. Стадиями профес- сионализации называют: профориентацию, профотбор, профобразо- вание, профадаптацию, включение человека в профессиональную деятельность, специализацию, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и от- ход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация – это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала один из аспектов развития личности. Социализация – это процесс становления личности. Социализация предполагает: – усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; – активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций; – становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения; – участие и вклад человека дальнейшее развитие духовных ценностей; – воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности. Различают стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. Характеристики этих стадий подробно изложены в работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона и др. (1, 5. С. 344–347, С. 194–205.) Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социального и профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития.– Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Лич- ностное определение это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию. – Профессиональное самоопределение, укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, воз- растает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека. – Характер межличностных отношений, в которые вступает чело- век в трудовой деятельности, влияет не только на личностное развитие, но и на шлифовку человека как профессионала. Социальное влияет на профессиональное. Вид профессии может определить личность человека. Общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния. Профессионального и социального роста – все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы. Установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но, в некоторых случаях, напри- мер, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию. На основании обобщения эмпирического опыта взаимодействия с разными группами клиентов Н.С. Пряжников, выделил типичные варианты самоопределения. (9. С. 26–31) Каждый вариант, подчеркивает автор, по-своему хорош для тех или иных людей, иначе все варианты не были бы столь живучи. Главное в работе профконсультанта преодо- леть определенный стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры. Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или иной области. Мы будем говорить о профессиональной карьере. Различают широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения к профессионализму. Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признан- ного профессионального статуса. В более узком понимании карьера – это должностное продвижение. Здесь не только овладение уровнями и ступенями профессионализма. Но и достижение определенного соци- ального статуса в профессиональной деятельности, занятие определен- ной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально при- знанных стандартов в профессиональной деятельности. Результатом этого вида карьеры являются определенный социальный статус и дол- жность. Человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру как в профессиональном, так и в должностном плане. У одного и того же человека эти стороны карьеры могут и не совпадать. Так, подлинный профессионал может не сделать служебную карьеру, и напротив, че- ловек на высокой должности может не достичь столь же высокого уровня профессионализма. Карьера первого рода требует профессио- нальной компетентности, карьера второго рода – социальной компе- тентности. Различают виды карьеры по характеру ее динамики: – обычная карьера как профессиональное развитие с прохожде- нием всех основных этапов профессиональной жизни; – стабильная карьера как прямое продвижение от профессиональ- ного обучения к единственному постоянному типу работы; – нестабильная карьера, в которой после этапов проб и уточнений следуют новые пробы. Эти пробы могут быть вынужденными (потеря трудоспособности), добровольными (смена интересов) или вызванными переопределением профессии без интереса и приложения усилий («пе- рекати-поле»); – комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, доучивания. На карьеру человека влияют, прежде всего, внутренние факторы – мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Чем более зре- лым является человек как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. На карьеру могут влиять и внешние факторы – социально-профессиональная среда, тип 5 6 профессиональной организации, а также банальная случайность. Так, например, профессиональная среда может, осознанно иди неосознан- но, тормозить профессиональный рост и карьеру, «отсекая» как не- компетентных, так и сверхкомпетентных работников. Известная в современном менеджменте концепция по общим воп- росам карьеры выделяет четыре стадии в жизни карьеры: «развед- ка боем», становление, процветание, затухание. Каждая из этих стадий характеризуется своими задачами, действиями и сферами отношений. Кроме того, на каждой стадии обозначается ориентровачный возраст и выслуга лет работника, способного решать возникающие здесь про- блемы. (Приложение № 1) В современных компаниях деловая карьера является объектом уп- равления. Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляе- мых кадровыми службами и консалтинговыми фирмами, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее вы- годными для себя и организации способом. Их необходимость связа- на с тем, что большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы эти- ми вопросами занимались их руководители. Поэтому во многих фир- мах обязательным является планирование карьеры, то есть определение путей, ведущих к достижению ее целей. Основой плани- рования карьеры часто становятся так называемые карьерограммы. Этот документ составляется на 5–10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны, обязательства после- днего повышать уровень образования, квалификации, профессиональ- ного мастерства.

 

3.Карьера и профессиональный выбор. Регуляторы профессиональных выборов. Проблемы планирования и построения успешной карьеры.

Профессиональная карьера -это Ваши активные действия к достижению успехов в профессиональной деятельности. Она тесно связана с профессиональным ростом и мастерством. Это не только сама цель, сколько движение к этой цели. Удачной карьера оказывается в том случае, когда человек заранее не просто знает, что он хочет, но и зачем ему это надо, что он будет делать, добившись цели.

Планирование профессионального пути - это процесс создания поэтапного достижения цели с учетом "человеческого фактора" (т. е. закономерностей развития человека, особенностей психики и т. д.). Прежде чем планировать профессиональную карьеру, необходимо выяснить отношение человека к ней, общий эмоциональный настрой, то, что вкладываете в понятие карьеры, ведь сложно, а быть может невозможно, стремиться к цели, которую не знаешь, как назвать. Важно, также знать, каков у Вас уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов, участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие решения могут выступить нравственный контроль, способности, склонности, внешняя ситуация и т. д. Часто бывает, что человек приступает к конкретным действиям, не имея мотивации на достижение успеха.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что человек в своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: выбор профессионального пути, обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и т. д. Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.

Фактор 1

Нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.

Фактор 2

Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

Фактор 3

Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

Фактор 4

Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

Проделав все это, вы сможете отобрать для себя несколько интересующих Вас профессий, и среди них - отыскать свою единственную, наметить свой профессиональный маршрут, и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: