Введение в творческий проект
Знакомство с творческим проектом вводится в технологию трудового обучения с 5-го класса.
По определению творческий проект - это самостоятельная исследовательская работа, которую можно выполнить качественно благодаря прочным знаниям и умениям программ предмета технологии.
Алгоритм проектирования включает:
• осознание несовершенства какого-либо явления, процесса, продукта; желание сделать эти явление, процесс, продукт заново или создать новые процессы, продукты, которые изменят к лучшему условия жизни (в логике системно де- ятельного подхода это и проблема, и мотив проекта);
• формулирование цели и задач проекта. В логике системно деятельного подхода данный компонент отвечает за первичный образ результата и предварительное продумывание этапов его достижения. При постановке цели и задач необходимо назвать критерии качества их осуществления;
• формулирование темы проекта;
• формулирование проектной гипотезы, наиболее часто в формате: «если..., то...». Проектная гипотеза прописывает те способы и средства («если употребить...»), которые потребны для достижения результата - цели проекта («то получим...»);
• составление плана реализации проекта по этапам и срокам, с указанием сил и средств, привлекаемых на каждом этапе, а также критериев оптимального выполнения заданий каждого этапа (обратить внимание на словосочетание «оптимальное выполнение», разобраться, что оно означает, ибо для проекта получения продукта это принципиально);
• описание (предъявление, презентация) полученного результата проекта (нового продукта, процесса и т.п.) на критерии качества, которые были введены при постановке цели проекта;
• рефлексию проведенной проектной деятельности как целого, оценка степени своей удовлетворенности полученным результатом, привлечение и рассмотрение оценок внешних экспертов. В рефлексивную процедуру обязательно входит и оценка соотношения полученного результата и затраченных сил и средств (в этом смысл оптимальности), удовлетворенностью его потребительскими качествами.
Цели и задачи творческого проекта:
1. Сформировать политехнические знания в наиболее распространенных и перспективных технологиях;
2. Сформировать представление об основах современного производства и сферы услуг;
3. Развить самостоятельность и способность решать творческие и изобретательские задачи;
4. Обеспечить осуществление самопознания, знакомство с миром профессий;
5. Воспитать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность, милосердие, обязательность, честность, ответственность, культуру поведения;
6. Воспитать бережное отношение к природе и природным ресурсам;
7. Сформировать активную жизненную позицию;
8. Сформировать основные понятия рыночной экономики и умение применять их;
9. Разработать реальный план достижения поставленной цели.
Оборудование: образцы заготовок, линейки, карандаши, творческие проекты, доклады, рефераты, плакаты.
Обоснование темы проекта
Объектом исследовательской работы, творческого проектаявляется технология изготовления изделий из древесины, а предметом –собственные возможности ученика в этом ремесле. Новизну и значимость исследования можно определить так: «Всё новое – это хорошо забытое старое. Красота же, возрождённая руками человеческими, мир теплее и добрее сделать может».
Умение работать с деревом – это возможность приобщения к прекрасному. Это умение преподается на уроках технологии по обработке древесины с целью его дальнейшего использованияв практических целях. Без деревянных изделий невозможно представить себе русское жилье как в старину, так и в наше время. Даже в современной квартире или офисе нет-нет да и промелькнет деревянная композиция, оживляющая интерьер помещения. Сейчас возрождаются многие народные промыслы, издается множество соответствующей литературы: книг, журналов, пособий, которые помогут в проектировании и изготовлении изделия.
Все инструменты в мастерской распределены по укладкам, и только карандаши и ручки на учительском столе лежат, как правило, хаотично. Можно исправить эту ситуацию и навести порядок среди канцелярских товаров. Объектом разработки творческого проекта является укладка, которую можно назвать подставкой для карандашей и ручек, карандашницей. Ее использование поможет сохранить в идеальном порядке канцелярские принадлежности на столе, а также данное изделие может выступать как приятный и полезный подарок для близких.
Защита проекта
Защита творческого проекта включает в себя доклад, в котором описывается:
- обоснование выбора темы творческого проекта
- исследование различных вариантов изделия и обоснование выбора лучшего варианта;
- пояснение эскиза деталей изделия и технологического процесса изготовления;
- особенность изготовления изделия;
- расчет стоимости материалов для данного изделия.
Готовое изделие представляется экспертной комиссии для обсуждения и выяснения интересующих аспектов.