Проблема «отцов и детей» у Тендрякова «Расплата» и у Трифонова «Дом на набережной»




Проблема формирования человека в прозе В. Тендрякова «Шестьдесят свечей»

Художественная литература учит нас познавать мир, исследовать действительность. Лучшие произведения современных писателей открывают нам такие стороны жизни, которые мы даже не пытались осмысливать. Художники слова жаждут от нас понимания: что есть добро? Что зло? Что такое истина? Какова же ответственность человека перед обществом?

В повести "Шестьдесят свечей" В. Тендряков рассказывает нам об учителе истории Николае Степановиче Ечевине, только что отпраздновавшем своё шестидесятилетие. В потоке поздравительных телеграмм учитель вдруг наталкивается на письмо, в котором неизвестный автор пишет о себе, что он ничтожество, человек без профессии, без семьи, хотя не вор и не преступник.

Человек, написавший письмо учителю, называет себя "представителем человеческих отбросов" и считает, что этим он обязан не столько своему характеру, сколько ему, учителю истории, Николаю Степановичу. И как окончательный приговор звучат последние слова: "Вы, Николай Степанович, искалечили меня! Я не вижу иного способа заставить меня выслушать, как - убить Вас!...Пусть суд надо мной станет судом над Вами ".

Еще вчера благополучный и самоуверенный человек, Николай Степанович Ечевин вдруг ощутил, что "нет уверенности ни в чём, смута и страх в душе"; вспомнил, перед сколькими же людьми оказывается он виноват! Предал своего учителя Ивана Семёновича Граубе, свою подругу, первую любовь - Таню, искалечил жизнь не только Сергею Кропотову, но и дочерям, особенно младшей, да и жене своей....

Больше всего боится Николай Степанович самостоятельности мысли. Над сочинением десятиклассницы он размышляет: "Поощри самостоятельность, а Зоя в следующий раз выкопает чьи-то заплесневелые суждения, манера присваивать себе "не наши" взгляды станет нормой. Зоя начнет не так глядеть, как глядят другие, не так думать, не так поступать. Значит, противопоставленный обществу человек".

Вот так происходит падение нравственности, отсутствие у человека самостоятельности суждения, рождение страха взять на себя ответственность за происходящее вокруг.

 

Проблема взаимоотношений учителей и учеников в произведениях Тендрякова «Шестьдесят свечей» и «Расплата»

Важную роль сыграл в жизни юного Николая его учитель. Однако возникает ситуация, когда общество осуждает Граубе за то, что тот имеет дворянские корни и определенное состояние, несмотря на то, что значительную часть этого состояния учитель тратит на школу и учеников, а также делает все для того, чтобы дети, в том числе и бедные – такие как Николай, получили образование. Юный Николай оказывается перед выбором – встать на защиту своего учителя и пойти против общества или поддержать это общество.

Если первое испытание Николай Ечевин не выдерживает как ученик и друг (предает учителя и его дочь, свою подругу), то второе испытание он проходит уже как учитель, когда решает: ставить ли «двойку» Зое Зыбковец, которая написала комментарий об Иване Грозном, который в корне отличался от общепринятого мнения. Даже в таком, казалось бы, незначительном вопросе учитель метается из стороны в сторону: «Может показаться, ущерб невелик. Прости и даже поощри самостоятельность. Но в следующий раз Зоя снова выкопает чьи-то заплесневелые суждения, манера присваивать «не наши» взгляды станет нормой, Зоя начнет не так глядеть, как глядят другие, не так думать, не так поступать. Значит, противопоставленный обществу человек. Значит, жизнь против течения». Человек, однажды побоявшийся сам пойти против общества, воспитывает людей похожих на себя – это то, о чем говорит нам В.Тендряков.

 

Проблема «отцов и детей» у Тендрякова «Расплата» и у Трифонова «Дом на набережной»

В повести В.Тендрякова «Расплата», как и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», поднята проблема поколений. Только действия, описанные в повести «Расплата», происходят в современном мире.

С болью в душе воспринимается образ Коли Корякина. Мы видим перед собой высокого худенького подростка с «вытянутой шеей, острым подбородком, бледной невнятной гримасой и сведенными пальцами на острых коленках». Ему нет еще и шестнадцати, а он уже убийца – убийца родного отца…

Но ни один Коля виноват в этой трагедии. Взрослые, которые окружали мальчика, не предотвратили беду, думая больше о своих проблемах. Никто из них вовремя не попытался заглянуть в душу взрослеющего ребенка. Никто не понял, что труднее всего ему в этой трагической ситуации.

В первую очередь, конечно, виноват отец Коли. Он своей разгульной, пьяной, жестокой жизнью провоцировал ежедневно сына на преступление. Не снимается вина и с матери – тихой, слабой, многострадальной женщины. Ради сына она должна была собрать все свои внутренние силы и волю, чтобы развестись с жестоким мужем и дать возможность мальчишке расти в нормальной домашней обстановке. Спокойное детство ребенка – это первая обязанность матери. Неужели она не понимала, что взрослеющий сын уже не сможет выносить издевательства отца и, рано или поздно, бросится на защиту матери?

Причастны к этой трагедии и супруги Глуховы, которые все эти годы знали о несчастьях, происходящих в семье Корякиных. Они, конечно, заботились о материальном благосостоянии в семье и о том, чтобы Рафаил Корякин не потерял работу. Этим Людмила Глухова замаливала свою давнюю вину перед Анной. Но не подумали супруги Глуховы о том, что каждый вечер Рафаил Корякин пьяным и жестоким являлся перед сыном.

Многие годы дебоши и издевательства над семьей со стороны Рафы Корякина происходили на глазах у соседей. Но соседи в современном мире живут по принципу: «Моя хата с краю…»

Знали и в школе, что семья Корякиных неблагополучная. Но Коля в последнее время, благодаря Соне Потехиной, изменился в лучшую сторону. Поэтому школа и ослабила свое внимание по отношению к семье. Учитель Аркадий Кириллович Памятнов – прекрасный, высоконравственный человек. Он учил детей добру и тому, что надо бороться со злом, быть решительным и бескомпромиссным. Конечно, со злом надо бороться. Но, к сожалению, жизнь такова, что надо идти на компромиссы, быть гибким в решении проблем. Бывают очень сложные жизненные ситуации, которые невозможно решить, сразу выбрав правильный ответ. Уметь находить компромиссы, применять гибкость в решении проблем – это и называется жизненной мудростью. Благодаря этим навыкам, беде труднее человека застать врасплох. Человек становится жизнестойким. А жизнестойкость – главное качество в современном мире. Учитель Памятнов это понял и признал свою ошибку.

Да, Коля Корякин виноват. Но виноват не один. Эту трагедию можно было предотвратить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: