Практика 6-7
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ.
Качество работы характеризует достигаемую работником результативность труда определенной степени сложности, которая обусловлена уровнем его профессионально - квалификационной подготовки и присущими ему деловыми качествами. При оценке качества работы специалистов следует учитывать особенности их деятельности, результаты которой проявляются в большинстве случаев через определенный промежуток времени в итогах коллективных усилий (экономические результаты производственной деятельности предприятий, осуществление мероприятий в области НТП, повышения качества продукции, совершенствования управления, организации социалистического соревнования и социального развития коллектива и т. д.). В то же время большое значение имеют показатели индивидуальной результативности труда (качество выполнения должностных обязанностей, определенных должностными инструкциями).
Оценка качества работы для дифференциации должностных окладов предполагает обеспечение ее сравнимости и соизмерения по всей совокупности работников. Это может быть достигнуто путем выявления основных обобщенных признаков, присущих в равной степени различным видам трудовой деятельности. Количественное выражение оценки обеспечивается применением системы баллов.
Наиболее полная и объективная оценка может быть достигнута на основе учета признаков, присущих работнику и выполняемой им работе. Признаками, характеризующими работника, являются его профессионально – квалификационный уровень (К1) и деловые качества (I1), создающие необходимые условия для успешного выполнения должностных обязанностей.
Признаками, характеризующими работу, являются ее сложность (К2) и конкретно достигнутый результат (I2). Оценки деловых качеств (I1) и результатов труда (I2) можно суммировать, поскольку они имеют родственное единство. Деловые качества можно рассматривать как обобщенную, косвенную характеристику свойственной данному работнику результативности в любом трудовом начинании, так как выявить эти качества (компетентность, самостоятельность, инициативу и др.) можно лишь через их проявление в работе, достижение определенного эффекта, по накопленным наблюдениям. Оценка текущих результатов труда дополняет, обосновывает, иллюстрирует оценку деловых качеств, поскольку учитывает реальное количество и качество заданий, выполненных за межаттестатный период. Однако учет лишь деловых качеств работника и текущих результатов его труда еще не характеризует достаточно полно качество его работы относительно других работников, поскольку несоизмеримыми остаются уровни этих показателей у работников различных квалификационных групп, выполняющих разносложных функций. Например, высокие деловые качества могут проявлять в работе техник, и ведущий инженер. Однако общественная значимость деловых качеств (отдача) с позиций профессионально - квалификационной подготовленности работников существенно различается. Аналогично следует рассматривать и оценку результатов труда — с позиций сложности выполняемой работы. Нельзя допустить получение высоких оценок результатов труда за счет выполнения более простых работ. Поэтому оценки профессионально - квалификационного уровня (К1) и сложности выполняемых функций (К2) принимают форму корректирующих коэффициентов.
Логика и качество работы выражается формулой:
L = K1 l1+ K2 l2
Коэффициенты К1 и К2 позволяют привести к единому знаменателю оценки качества работы работников различных должностных рангов.
Удельная значимость всех четырех элементов комплексной оценки принимается равной, поскольку оптимальным в условиях правильной расстановки кадров является их полное соответствие друг другу. Каждый элемент комплексной оценки (K1 l1+ K2 l2) представляет набор признаков (критериев), не дублирующих друг друга, присутствующих в любом виде трудовой деятельности и совокупно выражающих достаточно полно общественную ценность работника. Соединение признаков в оценке каждого элемента производится с учетом их удельной значимости, выраженной в долях единицы.
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО – КВАЛИФИКАЦИОННОГОУРОВНЯ РАБОТНИКА.
Для оценки профессионально - квалификационного уровня специалистов и других служащих принимается единый набор признаков с их неизменной для всех категорий работников удельной значимостью: образование, стаж работы по специальности, а также рационализаторская, изобретательская деятельность.
По образованию все аттестуемые работники распределяются на 3 группы:
I. — общее среднее (полное и неполное);
II.— среднее специальное;
III.— высшее или незаконченное высшее (4-5 курсов вуза) образование.
Номер группы, в которую попадает работник по уровню образования, определяет его оценку по этому признаку. Таким образом, минимальная оценка составит 1 балл, максимальная — 3 балла.
В зависимости от стажа работы по специальности аттестуемые работники распределяются на 4 группы, формируемые с учетом образования (табл.1). По данным исследований НИИ труда, стаж влияет на результативность труда работников с различным уровнем образования неодинаково. Например, для работников, имеющих общее среднее и среднетехническое образование, наиболее продуктивным является стаж 17 - 21 год.
При дальнейшем увеличении стажа, которому не сопутствует рост образования работника, результативность снижается. Для специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием при стаже более 21 года результативность труда продолжает возрастать, однако при стаже работы свыше 29 лет резко падает.
Таблица 1 – Оценка стажа работы по специальности с учетом образования работников
Номер стаже-вой группы | Оценка стажа | Стаж работы по специальности (кол-во лет) у работников, имеющих образование | ||
1 группа - общее среднее (полное и неполное) | 2 группа - среднее спец. | 3 группа - высшее или незаконченное высшее | ||
0,25 | 0 - 5 | 0 - 9 | 0 - 9 | |
0,50 | 5 - 13 | 9 - 13, свыше 29 | 9 - 17, свыше 29 | |
0,75 | 13-17, 21-29, свыше 29 | 13 - 17, 21 - 29 | 17 - 25 | |
17 - 21 | 17 - 21 | 26 - 29 |
Степень влияния стажа работы по специальности на результативность труда специалистов примерно в 4 раза ниже влияния образования. Поэтому совокупный учет этих квалификационных признаков предполагает их разную значимость. Для образования она равна 1, а для стажа — 0,25. Таким образом, минимальная оценка стажа работы составляет 0,25, максимальная — 1.
При оценке профессионально - квалификационного уровня рекомендуется учитывать число изобретений и рационализаторских предложений, выступлений в печати и т. п., являющихся косвенными признаками роста квалификационного уровня специалиста через различные формы подготовки, повышения квалификации, а также самообразование. Максимальное значение этого признака принимается равным - 0,3 балла.
Коэффициент профессионально - квалификационного уровня работника (К1) определяется по формуле:
К1 = (O+S+R)/4,3,
где О — оценка образования (О=1;2;3;);
S — оценка стажа работы по специальности (S=0,25; 0,5; 0,75; 1);
R — оценка изобретательской, рационализаторской, публицистической и т. п. деятельности (R=0,1; 0,2; 0,3);
4,3 — постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию, стажу, изобретательской и рационализаторской, публицистической и т.п. деятельности.
Расчет коэффициента профессионально - квалификационного уровня специалиста (К1). Аттестуемый — инженер - технолог 3 категории Петров В. Н. имеет:образование — среднетехническое;стаж работы по специальности - 22 года;количество внедренных предложений в межаттестационный период-2;
В соответствии с таблицей 1 в 2 балла оценивается уровень подготовки аттестуемого и в 0,75 балла — стаж его работы.
Его рационализаторская деятельность оценивается в 0,2 балла (в данном примере каждое предложение 0,1 балла):
К1 = (2 + 0,75 +0,2)/ 4,3 = 0,69
Таким образом, коэффициент профессионально - квалификационного уровня Петрова В. Н. равен 0,69. Риск от деятельности этого работника равен 31%.