Летописание XIV-XV веков 6 глава




Каноны св. Апостолов

Так называется совокупность норм, регулирую-
щих церковные отношения, которые создавались на основании
апостольского предания в первые три века христианства. Эти
правила затрагивали все стороны церковной жизни, касаясь
жизни клира, мирян и церковного управления, Апостольские
правила являются каноническими для всех христианских церк-
вей. Каноном св. Апостолов пользовались как местные, так и все-

 


238 РАЗДЕЛ 1

ленские соборы, не раз цитировавшие их в своих постановлени-
ях. В связи с этим нормы соборного канона могут иногда дослов-
но совпадать с апостольским каноном, хотя чаще в постановле-
ниях вселенских и поместных соборов встречаются косвенные
указания на апостольские правила. Всего насчитывают 85 кано-
нов, или правил, св. Апостолов.

Каноны вселенских соборов

Вселенскими соборами обыкновенно называют
собрания епископов всех поместных церквей. Вселенские собо-
ры созываются в исключительных случаях для решения важных
церковных вопросов. Содержание постановлений первых собо-
ров указывает на то, что обычно они созывались для решения
вопросов веры, разногласиями в которых порождались еретиче-
ские течения. Кроме того, на вселенских соборах вырабатыва-
лись общие нормы церковной дисциплины. Было семь вселен-
ских соборов.

Первый - Никейский собор - состоялся в 325 г., он выработал
20 правил. Важнейшими из них признаются: четвертое, гласив-
шее, что епископы должны выбираться епископами дайной про-
винции и утверждаться митрополитом; пятое, которое предпи-
сывало, чтобы епископы провинции собирались два раза в год
для решения вопросов, текущих дел и рассмотрения жалоб ми-
рян и клира на епископов; шестое подтверждало высшую власть
одних епископов над другими епископами (например, римского
над западными, антиохийского над восточными, александрий-
ского над епископами Египта, Ливии, Пентаполя).

Вторым был 1-й Константинопольский (387 г.) собор. Из его
семи правил особенно важны второе и шестое (согласно им Во-
сток делился на пять округов с особо установленными церковны-
ми судебными инстанциями), а также седьмое, в котором приво-
дятся правила принятия в православие кающихся грешников-
еретиков.

Третий - Ефесский собор, состоялся в 431 г. Он принял восемь
правил. Из них первые шесть касаются отлучения Нестория и
его сторонников; седьмым запрещается слагать новый символ
веры, а по восьмому кипрские епископы освобождаются от зави-
симости антиохийского патриарха.

Четвертый собор известен как Халкидонский (451 г.). Резуль-
татом его деятельности стали 30 правил. В частности, 28-е пра-
вило определяло круг судебной и административной деятельно-
сти константинопольского патриарха; при этом константино-
польский патриарх уравнивался в правах с папой Римским. Про-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 239

чие правила касались бытовых вопросов церковной жизни, Так,
26-е повелевало управлять церковным имуществом при посредст-
ве эконома, а 4-е подчинило монахов местному епископу.

Пятым был II Константинопольский собор (553 г.).

Под шестым имеют в виду сразу два вселенских собора -
III Константинопольский (680 г.) и так называемый Трулльский
(691 г.). На них было принято 102 правила, из которых 36-е за-
крепляло равноправие константинопольской и римской патри-
арших кафедр, а также указывало иерархический порядок патри-
арших кафедр восточной церкви. 8-м правилом митрополит обя-
зывался ежегодно созывать соборы епископов; 12-м, 13-м и 48-м
решался вопрос о браке клириков, а в 33-м осуждался обычай ар-
мянской страны принимать в клир только происходящих из свя-
щеннического рода. Ряд правил касался жизни мирян (64-е
и 70-е запрещали мирянину поучать жену всенародно и в церкви
во время богослужения; 80-е грозило отлучением тому, кто в те-
чение трех праздничных дней не посетит богослужения; 54-е ука-
зывало на границы родства для вступления в брак; 53-е узакони-
вало духовное родство восприемников с воспринимаемыми; 72-е
- о смешанном браке; 102-е касалось епитимьи кающихся).

Наконец, седьмым называется // Никейский собор (787 г.), из-
давший 22 правила. Из них четвертое и шестое резко выступали
против симонии при занятии священнических должностей; 15-е,
16-е, 18-е и 22-е утверждали недействительность назначения на
церковные должности мирян; 10-е запрещало устройство общих
для женщин и мужчин монастырей; 13-е запрещало отчуждать
церковное имущество, принадлежавшее монастырям и еписко-
пиям.

Каноны поместных соборов

Менее важные вопросы церковной жизни реша-
лись на поместных соборах. Каноны поместных соборов - это по-
становления собрания епископов какой-нибудь митрополии. Та-
кие собрания обыкновенно созывались два раза в год для обсуж-
дения и решения текущих административных и судебных дел,
превышающих полномочия епископа. Иногда собирались епи-
скопы нескольких митрополий, Правовые решения поместных
соборов считались обязательными для местности, епископами
которой они были приняты. Поскольку устройство церквей не
отличается разнообразием, постановления одной территории
часто соответствовали постановлениям других местностей.

Известно десять поместных соборов, которые приняли прави-
ла, считавшиеся общеобязательными для православной церкви:

 


240 РАЗДЕЛ 1

1) Анкирский (314 г,). Принял 25 правил, в частности решав-
ших вопросы о возвращении в лоно церкви христиан, которые
отреклись во время гонений Максимиана, и запрещавших назна-
чать пресвитеров и диаконов хорепископом (13-е правило),

2) Неокесарийский (315 г.). Из принятых на нем 15 правил
первое запрещало пресвитеру и диакону жениться после по-
священия; второе грозило отлучением вдове, выходившей за-
муж за брата покойного мужа; седьмое запрещало участвовать
пресвитеру в брачном пире второбрачного; восьмое запрещало
быть священником человеку, жена которого уличалась в прелю-
бодеянии; девятое запрещало совершать богослужение пресвите-
ру, согрешившему телом.

3) Гангрский (около 340 г.). Принял 21 правило, которыми ре-
шал вопрос о ереси Евстафия.

4) Антиохийский (341 г.). Издал 25 правил церковного управ-
ления. Его 11-е и 12-е правила определяли отношение епископов
к царю.

5) Сардикийский (344 г.). Издал 20 правил, которые определя-
ли отношения епископов к царю и инстанции церковного суда.
Был установлен суд второй инстанции над епископами; после ме-
стного собора епископов следовало решение римского епископа,
который поручал разбирательство дела и суд собору епископов
соседней провинции или посылал своих доверенных пресвите-
ров. Шестое правило запрещало назначать епископа в неболь-
шой город, где было достаточно пресвитера; десятое говорило о
назначении в епископы не раньше, чем назначаемый пробудет
чтецом, диаконом и пресвитером; одиннадцатое запрещало епи-
скопу оставлять свою паству дольше, чем на три недели.

6) Лаодикийский (конец IV в.). Принял 60 правил. По 57-му из
них запрещалось ставить епископа в небольших городах, а по
13-му — избирать народу кого бы то ни было на священнические
должности. 52-е не разрешало заключать браки и праздновать
дни рождения на Вознесение; 10-е и 31-е запрещали браки с ере-
тиками,

7) Так называемый Карфагенский (419 г.), на самом деле со-
бравший постановления целого ряда (пятнадцати) Карфаген-
ских соборов, начавшихся в 393 г. и продолжавшихся до 420 г.
Важнейшие постановления этих соборов следующие:

а) постановления о ежегодных соборах епископов всех афри-
канских провинций (позднее они были отменены). При этом ис-
ключалось вмешательство папы в дела суда и управления;

б) правило о подсудности диакона местному и трем соседним
епископам, выбранным самим обвиняемым. Священник подле-
жал суду шести выбранных и местных епископов;

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 241

в) правило о воздержании в брачной жизни диаконов и свя-
щенников;

г) постановление относительно имущества клириков: в слу-
чае покупки ими каких-либо угодий они «почитаются похитите-
лями стяжаний Господних», если, конечно, не отдадут приобре-
тенное церкви; в то же время имущество, полученное по наслед-
ству, может находиться в их полном распоряжении;

д) перечень лиц, которые не могут быть обвинителями и сви-
детелями против лиц духовных;

е) определение, что клирик мог подлежать только духовному
суду;

ж) обязательство защищать бедных и слабых, накладываемое
на духовенство;

з) правило, по которому клирик, желавший видеть по своим
делам царя, обязан был получить особую грамоту римского епи-
скопа;

и) запрет на продажу церковного имущества.

8) Константинопольский (394 г.). Постановил, что для осужде-
ния епископа требуется решение епископов всей митрополии.

9) Константинопольский (861 г.). Составил 17 правил: первое
запрещало лицу называться владельцем монастыря и им распо-
ряжаться, если оно пожертвовало на его постройку; шестое по-
становляло, что монахи не должны иметь своего имущества: все,
чем они владеют, должно переходить к монастырю; девятое ука-
зывало, как должен относиться пастырь к пасомым грешникам -
избегать для их вразумления телесного наказания; в десятом да-
валось определение святотатства как «присвоения себе всего,
посвященного Богу и богослужению».

10) Константинопольский (879 г.). Издал три правила; первое
из них гласило, что отлученные константинопольским патриар-
хом должны считаться таковыми и у епископа римского, кото-
рый не может вводить дал своей кафедры какого-нибудь преиму-
щества.

К канонам поместных соборов относятся решения церков-
ных соборов, прошедших на Руси. Развернутый источниковед-
ческий анализ их материалов не проводился. Преимуществен-
но постановления русских соборов изучали историки Русской
православной церкви и специалисты в области церковного пра-
ва. Возможно, поэтому постановления русских поместных собо-
ров редко используются в исторических исследованиях. Чаще
других историки обращаются к решениям Стоглавого собора
1551 г,

Источником, наиболее полно отразившим представления об
идеологических основах и самом строе русской церкви XVI в.,

 


242 РАЗДЕЛ 1

является Стоглав - сборник постановлений поместного собора
1551 г. Его появление объясняется необходимостью борьбы с на-
рушениями устоев церковно-монастырской жизни, падением ав-
торитета церкви после ожидавшегося, но не наступившего в
7000 (1492) г. конца света, а также изменением правового стату-
са светского государя, официально венчавшегося на царство.
Подготовительные работы к созыву Стоглавого собора начались
приблизительно в декабре 1550 г. Заседания собора проходили,
видимо, в январе-феврале 1551. 23 февраля началось редактиро-
вание сборника соборных решений - Стоглава.

Стоглав (памятник содержал 100 глав, отсюда и его название)
продолжил древнерусскую традицию «вопрошаний». Он совмес-
тил признаки канона поместных соборов и канона святых отцов.
Стоглав написан в виде ответов высших иерархов церкви на цар-
ские вопросы о церковном «строении». Он так и начинается: «В
лета 7059 месяца февраля в 23 день быша сия вопросы и ответы
о мнози о различных многих церковных вещах и чинех». Прин-
цип, которым определяется порядок следования глав, неясен.
Царские вопросы разбиты на две группы: первая (37 вопросов)
помещена в пятой главе Стоглава, вторая (32 вопроса) - в 41-й,
При этом, если ответы на первые 37 вопросов занимают основ-
ную часть Стоглава, то ответы на другие вопросы помещены «че-
респолосно» с вопросами - в одной (41-й) главе памятника.

Для анализа идейной направленности Стоглава весьма важно
установить, кто был составителем вопросов, содержащих свое-
образную программу реформ, которую правительство представи-
ло на рассмотрение церковного собора. Вопросы вкладывались
в уста самого Ивана IV, который «подвижеся не токмо о устрое-
нии земном, но и о многоразличных церковных исправлении».
Однако составлены они были не им самим, но лишь по его рас-
поряжению. Согласно одной из гипотез, царские вопросы соста-
влялись несколькими лицами (священником Сильвестром, ми-
трополитом Макарием, Максимом Греком, старцем Артемием).
Согласно другой, развитой А.А. Зиминым, - единственным ли-
цом, принимавшим участие в подготовке обращения Ивана IV к
Собору, мог быть только Сильвестр: некоторые вопросы (25, 26,
27 и 29-й) прямо заимствованы из его послания царю.

Вопросы, представленные Собору, свидетельствуют о замет-
ной сакрализации светской власти и, как следствие, расширении
ее функций. Именно Иван IV выступил инициатором созыва Со-
бора, призванного «оздоровить» русскую церковь. Царь даже на-
зывает себя и своего отца - наряду с духовенством - «пастыря-
ми». Он подвергает сомнению необходимость сохранения не-
подсудности царскому суду церковных людей («тако ли сему дос-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 243

тоит быти»), а также монастырского землевладения. Централь-
ное место в царских вопросах занимает тема злоупотреблений
белого духовенства и монашества.

В первых царских вопросах излагались три группы проблем,
касающихся церковной реформы. Прежде всего речь шла о бо-
гослужении и различных сторонах церковной жизни. Наряду с
прочими «непорядками» и злоупотреблениями, в царских вопро-
сах критиковалось судопроизводство в церковном суде, ибо «свя-
тители», как и светские судьи, не брезгали взиманием посулов, а
самое судопроизводство отличалось волокитой. Серьезную опас-
ность для чистоты православия, по мнению царя, представляли
ошибки, имевшиеся в переводах с богослужебных книг. Резко
критиковался весь строй монашеской жизни. В частности, под-
черкивалось, что зачастую даже сами монастырские власти не за-
нимались должным образом отправлением церковных служб, со-
действуя тем самым разорению монастырей и их земельных вла-
дений. Ряд вопросов касался нравственного облика прихожан и
их поведения.

Второй комплекс царских вопросов (всего 32) был посвящен
сюжетам, связанным с церковной практикой XVI в. Здесь же
поднималась проблема борьбы с «ересями» и суевериями мирян.

Предложения, касавшиеся внутрицерковных реформ, Собор
поддержал лишь отчасти. Большинство его участников безогово-
рочно высказались за строгую регламентацию церковных служб
и других сторон церковно-монастырского быта, поскольку отсут-
ствие единообразия способствовало падению авторитета церкви
в обществе. Из-за небрежного исполнения религиозных обрядов
священниками росло недовольство мирян, что грозило отходом
от официальной церкви какой-то части верующего населения.

Собор принял постановления, касавшиеся укрепления цер-
ковного благочиния, в том числе о церковных службах, обрядах,
внутреннем распорядке в церквах (гл. 8-24, 31, 32), о порядке
церковного пения и колокольного звона (гл. 7). Вводилось тре-
бование беспрекословного подчинения священников и дьяконов
протопопам, которые вместе с «поповскими старостами» были
обязаны следить за исправным отправлением церковных служб
и поведением клира (гл. 29, 34, 69, 83). Непослушание протопо-
пам, пьянство, небрежность в церковном богослужении наказы-
вались отлучением от церкви (гл. 29, 30, 34). Подтверждался за-
прет служить в церкви вдовым попам (гл. 77-81), а также вводи-
лось строгое наказание за симонию, т. е. поставление на церков-
ные должности «по мзде» (гл. 86-89). Церковные служители
должны были «непорочно» свой «чин хранити и блюсти»
(гл. 90).

 


244 РАЗДЕЛ 1

С целью добиться подготовки грамотных священников и дья-
конов было решено создать училища в Москве и других городах
(гл. 25, 26). Отдавалось распоряжение священникам поддержи-
вать в сохранности иконы и проверять исправность церковных
книг путем сравнения их с «добрыми переводами» (гл. 27, 28).
Иконы должны были писаться, «смотря на образ древних иконо-
писцев» (гл. 43).

Стоглав жестко определил некоторые пошлины, взимавшие-
ся священниками, например «венечная» за совершение обряда
бракосочетания (гл. 46, 48), за освящение церкви (гл. 45). Ликви-
дировался институт владычных десятинников, которые собира-
ли пошлины с церквей. Отныне «святительскую дань» должны
были собирать и отдавать епископам и другим владыкам в цер-
ковных десятинах земские старосты и десяцкие священники
(гл. 68). «Венечную» пошлину отныне обязаны были собирать
поповские и десяцкие старосты (гл. 69).

Собор санкционировал строгие наказания за преступления
против нравственности («содомский грех», непослушание роди-
телям, ложная присяга и др.), ибо от них происходила «укориз-
на нашей православной християнстей вере». Под страхом цер-
ковных наказаний было запрещено чтение всяких еретических
и отреченных книг. Определялись меры помощи неимущим и не-
мощным.

Повышалась ответственность монастырской администрации.
Игумены и архимандриты должны были заботиться о «мона-
стырском строении» по уставам «святых отец». Монахи, в свою
очередь, обязаны были во всем повиноваться своим настояте-
лям, Вводился строгий контроль над монастырской казной
(гл. 49, 50, 52). Архимандриты и игумены должны были изби-
раться самой «братьею», а их избрание утверждали царь и епи-
скоп «ни по мзде», но по церковным правилам.

Вместе с тем в Стоглаве была подтверждена незыблемость
церковно-монастырского землевладения. Те, кто покушались на
него, объявлялись «хищниками» и «разбойниками» (гл. 61-63,
75). Ссылаясь на церковные законы, Стоглав категорически от-
клонил попытку передачи права суда над церковными людьми
«мирским судиям» (гл. 54-60, 64-68). «Градскому» (т. е. царскому)
суду передавались только дела о душегубстве и разбое.

Таким образом, Стоглав представлял собой определенный
компромисс между светской и духовной властями. Была значи-
тельно расширена сфера компетенции царской власти в области
духовной жизни, однако церковь сохранила за собой решение
важнейших вопросов, касавшихся ее внутреннего положения.
Ценность этого законодательного акта, действовавшего на про-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 245

тяжении целого столетия, определяется тем, что он показывает
не только механизмы взаимодействия церкви и государства, но
и многие стороны повседневной жизни древнерусского общест-
ва, нашедшие слабое отражение в других исторических источни-
ках.

Каноны отцов церкви

Под таким названием подразумеваются правила,
написанные наиболее авторитетными епископами в виде посла-
ний-ответов па вопросы других пастырей. Такие каноны-посла-
ния, по словам самих же авторов, представляли собой не обяза-
тельные правила, а просто их личное мнение по тому или друго-
му вопросу. Формально эти послания могли рассматриваться в
качестве закона, только если были приняты большинством епи-
скопов. На деле же получалось иначе: эти авторитетные посла-
ния, принятые поместной церковью, вносились в се сборники
правил, делаясь обязательными. Многие из этих правил впослед-
ствии были утверждены Трулльским собором. К подобным по-
сланиям относятся следующие:

1) Дионисия Александрийского (ум. в 264 г.) - четыре, каса-
ющиеся поста перед Пасхой;

2) Петра Александрийского (ум. в 311 г.), затрагивающее во-
просы об обратном принятии христиан, отпавших во время го-
нения, и вопрос о посте в среду и пятницу перед Пасхой, а так-
же о праздновании воскресения;

3) Григория Неокесарийского (ум. в 272 г.), содержащее
11 или 12 правил по поводу тех, кто ели пожертвованную идолу
пищу и совершали другие преступления;

4) Св. Афанасия Александрийского (326-371 гг.), разъясняю-
щее вопросы о девстве и браке (к монаху Атуну) и об обратном
принятии раскаявшихся ариан, а также перечислявшее священ-
ные книги, принятые в Канон;

5) Св. Василия Великого (370-378 гг.), содержащее 92 прави-
ла, извлеченных из посланий его же к Амфилохию, епископу
иконийскому, Диодору - епискому тарскому, пресвитеру Григо-
рию, а также к другим подчиненным ему епископам и хореписко-
пам. Правила эти касаются, главным образом, вопросов брака и
наложения церковного наказания за разные преступления. Кро-
ме того, в них также поясняется понятие о видах отпадения от
истинного учения и говорится о значении неписаных преданий-
правил;

6) Св. Григория Нисского (372-394 гг.) к Литию, епископу ме-
литинскому - об епитимье.


246 РАЗДЕЛ 1

7) Св. Григория Богослова (370-390 гг.) и св. Анфилохия
(394 г.) о канонических книгах Ветхого и Нового заветов;

8) Тимофея, александрийского архиепископа - по разным па-
стырским вопросам;

9) Феофила, александрийского архиепископа (395-413 гг.),
содержащие 14 правил, из которых седьмое касается избрания и
рукоположения в священники;

10) Св. Кирилла, александрийского архиепископа (ум. в
444г.), к Домну, антиохийскому патриарху, и к ливийским епи-
скопам, содержащее пять правил;

11) Геннадия, константинопольского патриарха (ум. в 471 г.),
к папе Льву I и восточным епископам, а также Тарасия, констан-
тинопольского патриарха, к папе Адриану - о неправильном ру-
коположении за деньги.

К XVI в. на Руси бытовало не менее сотни таких произведе-
ний, возникших на отечественной почве. Часть из них имела
вполне официальный характер, поскольку исходила от высших
иерархов (скажем, ответы константинопольского патриаршего
собора на вопросы саранского епископа Феогиоста от 12 августа
1276 г. или послание константинопольского патриарха к русско-
му игумену об иноческой жизни 70-80-х годов XIV в.). Другие
святоотеческие правила были рекомендательными, зачастую
анонимными. К числу наиболее популярных в древней Руси от-
носятся, видимо, канонические ответы митрополита русского
Иоанна II, перевод которых с греческого сохранился в списках
Кормчих книг XIV-XVII вв., и так называемое Кириково вопроша-
ние,
содержащее ответы новгородского епископа Нифонта
(1130-1156 гг.) и других иерархов на вопросы Кирика (скорее
всего, лица, составившего в 1136 г. хронологический трактат
«Учение имже ведати человеку числа всех лет»), Ильи (возмож-
но, будущего - с 1163 по 1186 г. - новгородского архиепископа)
и некоего Саввы. Вопрошание Кирика также дошло в составе
Кормчих книг ХIII-XVI вв. Оба памятника дают развернутую
картину повседневной жизни древнерусского прихода и приход-
ского священника. Содержание памятников затрагивает пробле-
мы семейно-брачных отношений, вопросы, связанные с народ-
ным восприятием христианства, соблюдением горожанами хри-
стианских норм поведения и морали.

Изучение истории текстов «вопрошаний», сопоставитель-
ный анализ их между собой и с другими источниками, в частно-
сти с поздними вопросниками, которые составлялись для пока-
янных бесед духовников со своими духовными детьми, позволят
получить информацию, почти недоступную при работе с други-
ми источниками.

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 247

Юридические сборники

С XI п. основным типом сводов памятников хри-
стианского и византийского церковного права на Руси был сбор-
ник, который позднее, в XIII в., получил название кормчей книги.
Он содержал авторитетные и обязательные для православных
христиан памятники: апокрифические «апостольские правила»,
правила вселенских и некоторых, признанных каноническими,
поместных соборов, сочинения церковных писателей IV-VII вв.,
касающиеся христианских норм управления, права и службы, а
также компиляции из установлений византийских императоров
о делах, касающихся церкви. Состав и переводы этих сборников
были различными. К ним добавлялись комментарии - толкова-
ния канонических норм. На Руси кормчие книги расширялись
путем включения в них местных церковных и светских правовых
кодексов и правил.

Кормчие книги - в основном переводы и переработки - из-
вестны в очень большом количестве списков (до 180), относя-
щихся в первую очередь к XV-XVI вв. Но встречаются списки
как более ранние (XII в.), так и более поздние (XVIII-XIX вв.).
География распространения кормчих чрезвычайно широка: они
переписывались и редактировались в Северо-Восточной (Влади-
мир, Москва, Суздаль, Рязань и др.) и Северо-Западной (Новго-
род, Псков) Руси, в западных (Полоцк), юго-западных и южных
(Владимир-Волынский, Львов, Киев и др.) русских землях. Сре-
ди кормчих наиболее важную роль играли так называемые Сбор-
ники 14 титулов.
На их материалах, известных на Руси с XI в., ос-
новывались все кормчие книги XIV-XVI вв., создававшиеся в
Русском централизованном государстве и Великом княжестве
Литовском. Правовое и каноническое содержание кормчих книг
является для них основным, и вначале оно было определяющим.
Однако в процессе бытования как в Византии, так и, особенно,
на Руси наряду с правилами и установлениями они включили
многие церковно-полемические, хронологические, календар-
ные, экзегетические сочинения, словари и другие памятники.

В ранней истории кормчих книг 14 титулов выделяется три
периода. В первый (вторая половина XI - начало XII в.) был ус-
воен болгарский перевод этого памятника, началось его распро-
странение и использование в практической жизни. Во второй
(XII-XIII вв.) кормчие книги активно редактировались, чтобы
приспособить их к жизни русских земель. В это время создава-
лись местные изводы кормчих книг - Устюжский, Рязанский,
Новгородский, Переяславский, Владимиро-Волынский. Во вре-
мя третьего этапа (конец XIII - середина XIV в.) на Руси появи-

 


248 РАЗДЕЛ 1

лись новая кормчая и ее переработка, завершившаяся созданием
в Москве новой русской редакции. Она легла в основу более
поздних кормчих.

Значительно позлее кормчей, не ранее конца XIII в., сформи-
ровался другой древнерусский сборник подобного рода - Мерило
Праведное.
Он сохранился всего в пяти списках XIV-XVI вв., име-
ющих идентичный состав. Текст делится на две достаточно само-
стоятельные части. Первая включает заимствованные из Биб-
лии, апокрифов и святоотеческой литературы различного рода
слова и поучения о праведных и неправедных судах и судьях.
Вторая составлена из памятников права, преимущественно кано-
нического. По мнению С.В. Юшкова, появлению Мерила Пра-
ведного предшествовало создание нескольких правовых сводов:
сборника княжеских уставов, затем - на его основе - свода рус-
ских юридических статей и, наконец, Сборника тридцати глав,
который, собственно, и лег в основу второй части Мерила Пра-
ведного. Время появления этой части датируется последними де-
сятилетиями XIII - началом XIV в. Основное назначение Мери-
ла Праведного - практическое. Оно являлось своего рода посо-
бием для судей. В состав Мерила Праведного вошло большое ко-
личество как русских, так и переводных (в основном византий-
ских) законодательных памятников, а также правовые нормы,
заимствованные из библейских текстов (например, «Избрание
от закона Богом данного»). Значительная их часть была почерп-
нута, скорее всего, из кормчих книг. Состав и структура Мерила
Праведного, видимо, во многом объясняются тем, что в его воз-
никновении существенную роль сыграла церковь. Мерило Пра-
ведное как исторический источник, его место в жизни древне-
русского общества изучены явно недостаточно.

Под названием Правосудие митрополичье известен памятник,
помещенный в «Цветнике» (сборник слов и поучений) XVI в. Не
вполне ясно, когда был создан этот законодательный источник.
Одни исследователи (С.В. Юшков, Б.Д. Греков) относят его к
XIII-XIV вв., другие (М.Н. Тихомиров) считают его памятником,
возникшим не ранее XIV в. Неизвестен объем этого источника,
поскольку название «Правосудье митрополичье» в сохранившем-
ся списке отнесено к двум текстам: одному, который, собствен-
но, и принято так называть, и к более широкому фрагменту,
включавшему, кроме того, выдержку из Церковного устава Вла-
димира. По мнению М.Н. Тихомирова, «самый памятник, по-ви-
димому, не имеет отношения к практике церковных судов, а тем
более к митрополитам, и является оригинальным произведени-
ем, написанным каким-то не очень грамотным монахом»38. Одна-
ко статьи, включенные в него, затрагивают вопросы, традицион-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 249



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: