И преподобный Феодор Санаксарский.




Святой праведный непобедимый воин Феодор Ушаков

Величественно и благородно встает из века XVIII Федор Ушаков. Адмирал, флотоводец, стратег, политик, доброделатель и милосердец. Ныне, когда везде только и повторяется: "Политика - грязное дело", кажется, невозможно соединить столь разнородные и противоречивые качества в одном человеке. А Ушаков соединил. Соединил и спаял их. Слил в сердце своем, в душе своей.

Феодор Феодорович Ушаков, прославленный воинскими доблестями и непобежденный ни в одном сражении адмирал великого Российского флота, ныне ублажается Святой Церковью Христовой как муж праведный и благоверный, как один из примеров для подражания верующим, как угодник Божий.

Мы знаем немало воинов, святость которых признана Церковью и имена которых горячо почитаемы благочестивым верующим народом. Таковы, например, святые благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской. Однако впервые за долгое время Церковь прославила в лике благоверных воинов подвижника, жившего в сравнительно недавнем прошлом. И впервые среди имен угодников Божиих появляется имя великого флотоводца.

Феодор Ушаков был выдающимся государственным деятелем. Вся его жизнь была отдана России. Он преданно служил благу своего народа, державному достоинству своей Родины. Вместе с тем он всегда оставался человеком глубокой веры во Христа Спасителя, строго приверженным православным нравственным началам, человеком великого милосердия и жертвенности, верным сыном Святой Церкви.

Именно это гармоничное сочетание личной праведности и ревностного общественного служения и стало главным побуждением к прославлению Феодора Ушакова Церковью Христовой.

Моряки его обожали и боготворили. И без них он бы новой тактики ведения морского боя не создал. Моряк был для него Человек, Соотечественник, Соратник. Он был для него братво Христе. Он это подтвердил, уйдя в отставку и поселившись у Санаксарского монастыря. Там загорелась его новая звезда милосердца и благотворителя, Божьего служителя.

"Державе Российской архистратиг непобедимый явился еси, агарянскую злобу ни во что же вменив и разорив: ни славы мирския, ниже богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси. Моли, святи Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сыновом Российским спастися" (Тропарь, глас.1)

Как он стал таким верующим и милосердным?

Как рождается Добро, порождается добродетель? То ли следствие это врожденного чувства у человека, то ли приходит оно с родительским словом, то ли передается,

как эстафета от соприкосновения с духовно наполненным, благородным поводырем. Наверное, все это вместе или в отдельности. Так вот, у Федора Ушакова, по-видимому, было это от сияния его сдяди Ивана, бывшего офицера преображенца, а затем принявшего в монашестве имя Феодор.

Прослыл он честнейшим и чистейшим монахом, к которому толпами шли верующие. Сначала в Саровскую пустынь, затем в Санаксарскую обитель. Санаксарская обитель стала наращивать кельи, распахивать пашню, принимать богомольцев. И слава о душевном, добром, духовно просветленном священнике пошла по рязанской, тамбовской, сибирской, воронежской земле. Однако не любили праведное слово, обличение и многие власти предержащие. Стал неудобен для воеводы-градоначальника г. Темникова отец Федор, по его наущению решением Синода был отправлен на Соловки. В Санаксар был прислан посыльный, чтобы описать его имущество и в сундуках отправить на Север. Но имущества всего оказалось: войлок коровьей шерсти на холстине, небольшая подушка, овчинная шуба, мантия и ряса. С этим его и отправили в Соловки. Девять лет молился в северном монастыре, но затем был одоложено императрице, и он возвратился в Санаксар, где тихо скончался 19 февраля 1791 г., на 73-м году.

Преподобный старец Федор был похоронен в Санаксарском монастыре у воздвигнутого им храма с северной стороны, недалеко был погребен и его племянник. Так и покоились они там — два великих человека своего времени, два великих истинно верующих, два святых Русской Православной Церкви, подвижники XVIII века.

От юности твоея сынове Христа возлюбил еси, и токмо Господеви служити восхотев, благую часть избрал еси, яже не исхищается смертию. Единому на потребу себе предав и Жизни Подателю, от Него же сподобился еси даров божественного учительства и духовного разсуждения, окормляя всех прибегающих к тебе и ищущих души спасение, богомудре старче Санаксарский Феодоре. (Тропарь, глас.4)

Полезно будет напомнить себе и всем нам Наставления духовным чадам Преподобного Феодора Санаксарского:

...





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.