Лекция № 2. Революционно-демократическое движение. Первые рабочие организации
Революционное движение в России имеет богатую героическую историю. Крепостной гнет, обрекавший народ на каторжный труд и нищету, сковывавший все живое в стране, порождал настроения недовольства и протеста в массах. Эти настроения прорывались в бунтах и волнениях. Революционная мысль в России своими корнями уходила в борьбу крестьянских масс против крепостничества, жадно воспринимала опыт революционного движения Западной Европы. На богатой почве классовой борьбы еще в период крепостничества, в 40—50-х годах XIX века, выросли великие революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Деятельность их была пронизана глубокой ненавистью ко всем проявлениям крепостничества в общественной жизни России и посвящена горячей защите прогрессивного развития страны. Они сыграли выдающуюся роль в освободительном движении народов России. Под их влиянием сформировались такие пламенные революционеры, как Т. Шевченко, З. Сераковский, К. Калиновский, А. Мацкявичюс, М. Налбандян. Особенно сильное влияние на передовых людей второй половины XIX века оказал Чернышевский
— глава революционных демократов, самый выдающийся революционный мыслитель домарксистского периода.
Революционные демократы настойчиво искали правильную теорию, как орудие освобождения народа от самодержавия, от эксплуатации. Они справедливо считали народ главной движущей силой общественного развития. Но они не видели, да и не могли еще видеть, исторической роли рабочего класса, единственного класса, способного преобразовать общество.
Революционные демократы были идеологами крестьянской революции. В их взглядах боевой демократизм и утопический социализм сливались воедино. Везде в Европе протест против социального гнета породил первоначально утопические социалистические учения. Социалисты-утописты осуждали капитализм и мечтали о лучшем общественном строе, но не могли указать настоящий выход, ибо не видели общественной силы, способной стать творцом нового общества, свободного от эксплуатации. Социалисты-утописты в России в отличие от западноевропейских утопистов отстаивали преобразование страны путем крестьянской революции, они мечтали о переходе к социализму через крестьянскую общину, которая основывалась на
|
общем владении землей. Сельскую общину они ошибочно считали зародышем социализма.
После падения крепостного права революционное движение в России усилилось. Главную роль в нем играло народничество.Название «народники» связано с тем, что тогдашние революционеры объявили своей задачей защиту народа, его интересов. Народничество было широким общественным движением с различными течениями и оттенками. В 70-х годах основные направления революционного народничества
представляли М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Но все народники придерживались одинаковых взглядов на развитие России. Они были идеологами крестьянской демократии, верили в особый строй русской жизни, считали, что община явится исходным пунктом социалистического развития страны, идеализировали
крестьянина. Вера в возможность крестьянской социалистической революции воодушевляла их, поднимала на героическую борьбу с царизмом, с помещичьим гнетом. Среди народников были такие выдающиеся революционеры, как А. И. Желябов, Н. И. Кибальчич, И. Н. Мышкин, С. Л. Перовская. Царские палачи беспощадно расправлялись с революционными народниками: вешали, гноили в тюрьмах, истязали на каторге. Революционные народники не понимали исторической роли пролетариата, но некоторые из них первыми в России начали пропаганду среди фабрично-заводских рабочих. Ленин, показавший сложный, противоречивый характер народничества, высоко ценил его революционный крестьянский демократизм, его призыв к революции.
|
В 1874 году народники предприняли героическую попытку претворить свои идеи в жизнь. Революционно настроенные интеллигенты «пошли в народ», в деревню, надеясь поднять крестьян на революцию против самодержавия и осуществить немедленный переход к социализму. Но жизнь показала полную несостоятельность представлений народников о «коммунистических инстинктах» крестьянина. Крестьяне недоверчиво относились к их проповеди. Царское правительство арестовывало революционеров сотнями. Неудача «хождения в народ» не сразу подорвала народнические иллюзии. В конце 1876 года возникла народническая организация «Земля и воля», создавшая постоянные поселения своих сторонников в деревне, надеясь войти в доверие к крестьянству и поднять его на революцию. Но и это не принесло успеха народникам. Споры о дальнейших путях борьбы все обострялись.
В 1879 году «Земля и воля» раскололась. Меньшинство народников осталось на старых позициях отрицания борьбы за политическую свободу, считая, что такая борьба выгодна только буржуазии. Оно проповедовало передел всей земли, включая и помещичью, между крестьянами и создало организацию «Черный передел». Большинство народников объединилось в организацию «Народная воля», которая сделала шаг вперед, перейдя к политической борьбе с царским самодержавием. Но политическую борьбу народовольцы понимали не как борьбу масс, а как заговор с целью низвержения царизма и захвата власти небольшой организацией революционеров. Средством борьбы они избрали индивидуальный террор, т. е. убийство отдельных представителей царской власти и самого царя, рассчитывая путем устрашения и дезорганизации правительства захватить власть. Маркс, Энгельс и Ленин видели основную заслугу «Народной воли» в самоотверженной борьбе против крепостничества и самодержавия. Однако по мере развития массовой борьбы тактика индивидуального террора наносила все. более ощутимый вред революционному движению, ибо она сковывала активность масс.
|
Народничество 70-х годов сыграло важную роль в развитии революционного движения в России. Но путь борьбы, избранный народниками, и особенно их теория были глубоко ошибочными. Народничество обрекало революционное движение на поражение. Хотя народники находились под влиянием Н. Г. Чернышевского, но их взгляды по многим вопросам явились шагом назад. Они были далеки от материалистических воззрений. Ошибочные взгляды на крестьянскую общину как на источник социалистического развития страны становились особенно вредными в новых исторических условиях, когда в России стал развиваться капитализм и появился промышленный пролетариат. Но народники не поняли этих новых условий. Они утверждали, что капитализм в России — «случайное явление». Народники не увидели исторической силы, которой предстояло возглавить борьбу народных масс и довести ее до конца. Этой силой был рабочий класс.
Хищническая эксплуатация и полное политическое бесправие рождали протест рабочих. Уже в 60-е годы происходят волнения и стачки. Еще больше было их в 70-е годы. За десять лет (1870— 1879 годы), по неполным данным, подсчитано 326 стачек и волнений рабочих. Это были стихийные выступления доведенных до отчаяния людей.
Но стихийная борьба рабочих представляла уже собой зачаточную форму сознательности: они переставали верить в незыблемость угнетающего их порядка, не хотели дальше терпеть все с рабской покорностью, начинали чувствовать необходимость коллективного отпора своим угнетателям. В процессе борьбы из массы стали выделяться более передовые и сознательные рабочие.Они становились революционерами.
В революционном движении тогда безраздельно господствовали народники, и революционеры-рабочие подпадали под их влияние, примыкали к ним. Но передовые рабочие пытливо учились. Они страстно искали причины бедственного положения пролетариата и пути его освобождения. Они уже имели некоторое представление о I Интернационале и о деятельности европейских рабочих партий. До них стали доходить первые произведения Маркса и Энгельса, переведенные на русский язык. Они восторженно встретили Парижскую коммуну. Революционер-рабочий много размышлял об опыте массовых выступлений русских пролетариев. Его уже не удовлетворяло народническое учение, отводившее рабочим вспомогательную роль в революции. Передовые рабочие пытаются нащупать свои пути борьбы, создать самостоятельную организацию.
Первой такой организацией был «Южнороссийский союз рабочих», оформившийся в Одессе в 1875 году. Его организатором был революционер-интеллигент Е. О. Заславский. «Союз» имел сторонников в Ростове-на-Дону, Харькове, Орле, Таганроге. Он просуществовал около года и был разгромлен полицией. «Союз» ставил своей целью «пропаганду идеи освобождения рабочих из-под гнета капитала и привилегированных классов», объединение рабочих для «будущей борьбы с установившимся экономическим и политическим порядком». В нем сказывалось еще влияние народничества, например в решении организовать поселения в деревнях для работы среди крестьян. Историческая заслуга «Союза» состоит в распространении им в рабочем движении идеи политической борьбы и в создании самостоятельной организации пролетариата.
С середины 70-х годов передовые рабочие в Петербурге также приступили к созданию своей организации. Она окончательно сложилась в 1878 году под названием «Северный союз русских
рабочих». Его организаторами были выдающиеся рабочие-революционеры Виктор Обнорский и Степан Халтурин. Появление «Союза» означало новый крупный шаг в развитии рабочего движения. В его программе провозглашалась идея международной классовой солидарности пролетариата, указывалось, что он «тесно примыкает по своим задачам к социально-демократической партии Запада». Цель «Союза» — «ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». Ближайшая задача — завоевание политической свободы. В программе «Союза» еще сказывалось влияние народников: в крестьянской общине он видел фактор социализма.
«Северный союз» участвовал в нескольких стачках, издавал листовки, вносил организованность в борьбу. В 1879—1880 годах жандармы разгромили «Союз», но дело его не погибло. «Итак, за вами, рабочие, последнее слово, от вас зависит участь великого Союза и успех социальной революции в России» — этот страстный призыв программы «Союза» дошел до сознания передовых рабочих.
Рабочий класс стал постепенно выдвигать широкие политические задачи. В борьбе складывались его революционные качества. Среди рабочих появляются крупные революционные деятели. Знаменательно прозвучало великое пророчество московского ткача Петра Алексеева на суде в 1877 году об исторической роли русского рабочего класса: «Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма,
огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!» Возникли первые классовые организации пролетариата. Это были лишь начальные шаги рабочего движения на самостоятельном пути. С большим трудом освобождались передовые рабочие от груза народнических идей. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества.
Чтобы выделиться из общедемократического движения, рабочий класс должен был четко противопоставить себя другим классам, идейно и политически самоопределиться. Для этого рабочему движению необходимо было преодолеть мелкобуржуазную идеологию народничества и стать на почву марксизма, как подлинной идеологии пролетариата.
Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, совершили в середине XIX века глубочайший революционный переворот в науке. Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку. Они исследовали капитализм, открыли законы его развития и научно доказали, что капитализм исторически преходящ, как и предшествовавший ему крепостнический строй, что капитализм сам подготовляет условия своей гибели. С развитием капитализма происходит концентрация средств производства: мелкие и средние
предприятия непрерывно вытесняются и поглощаются крупными.Труд и производство становятся все более общественными по своему характеру, но продукт общего труда присваивается горстью капиталистов, так как им принадлежат средства производства. Так сам капитализм создает материальное условие осуществления
социализма — крупное производство. Для замены капиталистического способа производства социалистическим средства производства из частной собственности класса капиталистов должны стать собственностью всего общества.
Но господствующие эксплуататорские классы добровольно не откажутся от своей собственности, привилегий и власти. Нужна общественная сила, способная смести старое, эксплуататорское общество и создать новое общество, без эксплуатации. Такой общественной силой является пролетариат—класс современных рабочих. Маркс и Энгельс обосновали всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового, коммунистического общества. Сам капитализм порождает пролетариев — людей, лишенных средств производства и вынужденных, чтобы существовать, продавать свою рабочую силу. Пролетариат растет и развивается по мере роста капитала. Он занимает особое положение в капиталистическом обществе по сравнению с остальной массой трудящихся. Рабочий класс не имеет частной собственности на средства производства, он никак не заинтересован в сохранении общественного строя, основанного на эксплуатации; ему в революции нечего терять, кроме своих цепей. Общая работа на крупных фабриках и заводах в больших городах соединяет массы рабочих, дисциплинирует и сплачивает их, обучает совместным действиям. На каждом шагу рабочие сталкиваются со своим главным врагом — классом капиталистов. Борьба между рабочими и капиталистами становится все острее. Как самый угнетенный класс, пролетариат заинтересован в коренном переустройстве всего общества, в полном уничтожении частной собственности, нищеты и угнетения. Он не может освободить себя, не освобождая и всю остальную массу трудящихся от всякой эксплуатации. Следовательно, рабочий класс выражает и действенно защищает коренные интересы всех трудящихся. Пролетариат является самым революционным, самым передовым классом.
Маркс и Энгельс научно доказали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба в нем неизбежно приведут к крушению капитализма и победе пролетариата. Эта победа будет завоевана в решительной борьбе против капитализма. Чтобы превратить капиталистическую собственность в общественную и капиталистические производственные отношения заменить социалистическими, рабочий класс, идя во главе всех угнетенных, должен совершить социалистическую революцию и установить свое политическое господство — диктатуру пролетариата для подавления сопротивления эксплуататоров и создания нового, социалистического общества.
Маркс и Энгельс учили, что сила рабочего класса — в его организованности и сознательности, в ясном понимании своих целей и задач, путей и средств борьбы. Чтобы победить, рабочее движение должно быть вооружено теорией научного социализма. Только при слиянии социализма с рабочим движением борьба рабочих превращается в сознательную классовую борьбу пролетариата за свое освобождение от капиталистической эксплуатации. Слияние социализма с рабочим движением осуществляет партия рабочего
класса, которая представляет интересы не отдельных групп рабочих по профессиям или национальностям, а общие интересы всего пролетариата. Она указывает рабочему движению его политические задачи и конечную цель. Следовательно, чтобы свергнуть капитализм и построить коммунизм, пролетариату нужна своя самостоятельная партия — коммунистическая партия.
У рабочих в любом уголке земного шара один общий враг — капитализм, у них общая цель — социализм, коммунизм. Капитал — сила международная. Чтобы победить его во всемирном масштабе, нужны общие усилия рабочих всех стран. Вот почему международная классовая солидарность — жизненная потребность рабочего движения, условие его победы. Рабочий класс каждой страны представляет собой национальный отряд международной армии труда. Маркс и Энгельс выдвинули великий лозунг пролетарского интернационализма: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Основы своего мировоззрения Маркс и Энгельс изложили в «Манифесте Коммунистической партии», вышедшем в 1848 году. Они возглавили созданное в 1864 году Международное Товарищество Рабочих — I Интернационал.
Марксизм в 70-х годах стал влиятельной силой в западноевропейском рабочем движении. Это оказывало известное воздействие на революционное движение в России. Сами творцы научного коммунизма Маркс и Энгельс поддерживали связи со многими русскими революционерами. Они с не ослабевавшим интересом следили за Россией, были глубоко убеждены в мировом значении русской революции, изучили русский язык, чтобы лучше знать страну и народ. Маркс и Энгельс нанесли первые удары народническому учению. Энгельс в написанной им при ближайшем участии Маркса работе «Социальные отношения в России» подверг критике основные «устои» народничества — представление об особых путях развития России, отрицание развития капитализма в ней, идеализацию крестьянской общины, непонимание буржуазного характера русской революции.
14 марта 1883 года международное рабочее движение понесло огромную утрату — умер основоположник научного коммунизма Карл Маркс. На похоронах Маркса Энгельс заявил: «И имя его и дело переживут века!» Его дело продолжал Энгельс. Марксизм распространялся все шире. В ряде стран Европы и Америки возникли социалистические партии. В 1889 году на Парижском конгрессе был основан II Интернационал. Конгресс призвал трудящихся всех стран отмечать ежегодно 1 Мая как день международной солидарности.
С отдельными работами Маркса и Энгельса передовые русские люди стали знакомиться еще в 1840—1850 годах. Но начало распространения их произведений в русских революционных кругах относится к 70-м годам. Особенное значение имело легальное издание в 1872 году на русском языке первого тома «Капитала»,
являвшееся вообще первым в мире переводом этого главного труда К. Маркса.
«...Для русских социалистов почти тотчас же после появления «Капитала»,— писал Ленин, — главным
теоретическим вопросом сделался вопрос о «судьбах капитализма в России»; около этого вопроса
сосредоточивались самые жгучие прения, в зависимости от него решались самые важные
программные положения» (т. 1, с. 275).
Так еще в период полного господства народничества всем ходом развития революционной мысли и рабочего движения была подготовлена почва для появления в России марксизма. Но для распространения и победы марксизма в революционном движении России нужно было преодолеть народнические взгляды, идейно разбить их.