Ответы на экзаменационные билеты.
Выполнила: Ананьева Светлана SZ-Б19В-01
Классификация стойкого приобретенного нарушения интеллекта слабоумия – деменции.
Деменция – частичное нарушение психики, вызванное болезнями или повреждением головного мозга, возникшее после трехлетнего возраста. Чаще всего деменция сопровождается нарушением памяти, языка, речи, суждений, познавательных способностей, аффективных проявлений пространственной ориентации и моторных умений.
Классификация деменций.
-деменции, связанные с неврологическими т сосудистыми заболеваниями, например, при болезни Альцгеймера или атеросклерозе сосудов головного мозга.
-деменции при болезнях внутренних органов-хроническая почечная и печеночная недостаточность.
-деменции при интоксикациях, например алкогольная, или деменции при хронических отравлениях мышьяком, соединениями азотами на промышленных производствах.
-деменции при интоксикациях, например алкогольная, или деменции при хронических отравлениях мышьяком, соединениями азота на промышленных производствах.
По локализации выделяют:
-корковую с поражением коры головного мозга (болезнь Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия);
-подкорковую с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий надъядерный паралич, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона)
-мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества)
-корково-подкорковую (болезнь с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция)
-мультифокальную с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта Якоба).
Клинико-педагогическая характеристика легкой умственной отсталости. Клинико-педагогическая характеристика умеренной и тяжёлой умственной отсталости. Клинико-педагогическая характеристика глубокой умственной отсталости.
|
Дебильность-легкая форма умственной отсталости. Дети с легкой степенью УО, обладающие хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки и может самостоятельно трудиться на производстве.
-приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в беседе.
-умственно отсталый человек понимает значительно больше, чем говорит сам.
-сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого человека и что такое он сам.
-произвольное внимание нецеленаправленное, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью.
-мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена.
|
-память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны.
-с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Настроение, как правило, неустойчивое.
-произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов.
Они способны самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться, управлять функциями кишечника и мочевого пузыря. Они овладевают практическими и домашними навыками, даже если их развитие значительно медленнее, чем в норме.
Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.
Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, у многих детей особые трудности вызывают чтение и письмо.
|
Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.
-У лиц этой категории медленно (запаздывание на 3–5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено.
-Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична.
-Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
-Развитие статических и локомоторных функций очень задержано, и они недостаточно дифференцированы.
-Страдают координация, точность и темп движений.
-Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать.
-Развитие навыков самообслуживания отстает.
-При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений.
-Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков.
-Некоторые пациенты нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.
Лица с тяжелой степенью умственной отсталости могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения.
Они не могут существовать самостоятельно и требуют постоянной помощи и поддержки.
Лица с глубокой умственной отсталостью весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций.
-У них не развиты внимание, восприятие, память.
Отсутствуют способности к элементарным процессам мышления.
-Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь рудиментарные формы общения.
-Они не способны или мало способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и поддержке.
-Понимание и использование речи ограничивается, в лучшем случае, выполнением основных команд и выражением элементарных просьб.
-Чаше вместо речи – отдельные нечленораздельные звуки или слова с непониманием их смысла.
-Потребности и действия носят примитивный характер, двигательные реакции хаотичные, нецеленаправленные, наблюдаются стереотипные раскачивания, двигательное возбуждение, без всяких внешних причин.
-Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Съедобное и несъедобное не различают.
-Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Одни апатичны, вялы, другие злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны.
Механизм развития расстройств восприятия.
Расстройства восприятия. Группа патопсихологических симптомов, включающих различные нарушения целостного отражения объектов, проецируемого в реальное пространство. Проявляются неузнаванием предметов и звуков (агнозией), дереализацией, деперсонализацией, искажением свойств окружающих объектов и собственного тела, ошибочным восприятием существующих и отсутствующих в реальности явлений, предметов (галлюцинации, иллюзии). Для диагностики используется метод клинической беседы, набор специфических экспериментально-психологических методик. Лечение направлено на устранение основного заболевания, спровоцировавшего расстройства восприятия.
Восприятие – психическая функция, ответственная за переработку чувственной информации, поступающей от рецепторов разных модальностей. Благодаря способности воспринимать информацию из окружающего мира, от частей и органов тела человек познает действительность и успешно в ней ориентируется. Общие данные о распространенности расстройств восприятия отсутствуют. По различным исследованиям, галлюцинации (от эпизодических на фоне переутомления до развернутых при психических заболеваниях) наблюдаются у 10-30% населения, синдром деперсонализации-дереализации – у 1-2%. Патологические иллюзии разной степени стойкости и продолжительности переживают около 60% людей. Данный тип расстройства определяется не только состоянием здоровья конкретного человека, но и условиями проживания. Так, например, малочисленные народы, быт которых организован в небольших поселениях с традиционными жилищами (низкими, круглыми), не имеют иллюзий восприятия глубины пространства, характерных для жителей городов с плотной многоэтажной застройкой.
Факторами возникновения данной группы патологий часто становятся изменения структуры и функций мозга – биохимические сдвиги (нарушения активности нейромедиаторов), травматические, сосудистые, интоксикационные и инфекционные повреждения мозгового субстрата. Кроме этого, обработка объективной сенсорной информации может измениться в результате психологических переживаний, влияний мотивационной сферы личности. К наиболее распространенным причинам перцептивных расстройств относят:
Органические поражения ЦНС.Нарушения восприятия могут развиться при ОНМК, опухолях мозга, черепно-мозговых травмах, энцефалитах, дегенеративных заболеваниях (болезни Альцгеймера, болезни Пика и других). Характер симптомов определяется локализацией и глубиной повреждения нервной ткани.
Психические расстройства.Искажения и обманы восприятия свойственны для шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, бредовых расстройств различного происхождения, интоксикационных психозов. Интенсивность проявлений усиливается при обострении заболеваний.
Лекарственная интоксикация.Галлюцинации и сложные иллюзии могут быть спровоцированы некоторыми препаратами. Выявлены случаи нарушений перцепции при приеме анальгетиков, антибиотиков, антидепрессантов, транквилизаторов, антигистаминных, противовирусных и противосудорожных лекарств.
Наркомания.Даже одноразовый прием наркотических средств вызывает изменения восприятия. Галлюциногенными свойствами обладают соединения типа ЛСД, бета-карболины, амфетамины, диссоциативные анестетики и холинолитики, марихуана и некоторые другие наркотики.
Психическая травма.Возможно искаженное восприятие ситуаций, объектов после переживания шока, интенсивного испуга, страха. Нейтральные раздражители представляются пациентам угрожающими.