ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ




 

Лекция 1.

 

1. Понятие этики.

2. Структура этики

3. Развитие этики предпринимательской

4. Роль этитки в бизнесе.

5. Определение этики бизнеса.

6. Аспекты этики бизнеса.

7. Особенности развития этики в России

 

Этика - наука о морали, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни.

 

Этика

Общечеловеческая этика Профессиональная этика

       
   
 

 


Юридическая деятельность Медицина

 

Научные исследования Предпринимательство

 

Этика предпринимательства.

1. Аристотель

Если вкладывать труд в производство, получать с этого прибыль, это этично.

Если даете деньги в долг под %-ты, то это неэтично.

2. Фома Аквинский

Рассуждения о справедливости цены товара. Все предприниматели должны следовать общечеловеческой этике.

3. Макс Вебер для дела

Вернер Зомберт

Карл Маркс в деле

4. 1952 год Семинар “Этика на государственной службе”

5. 1989 год Конференция “Этика в правительстве”

6. 1992 год Конференция г. Москва (международная) “Этика бизнеса”

 

Этика бизнеса:

1) Административная ответственность

2) Этические аспекты принятия управленческих решений

3) Этика и логирование

4) Вопросы обучения этике

5) Конфликт ценностей в организации

 

Требования к менеджеру в условиях переходного периода

Дефицитная экономика Переходный период
1) Профессионализм 1) Профессионализм
2) Выполнить план 2) Менеджер должен учитывать изменения в политической, правовой, технологич., демографич., информационной и экологической сферах
3) Умение хорошо отличаться 3) Внутренняя самостоятельность и умение рисковать
  4) Должен уметь аккумулировать информацию
  5) Культивировать плюрализм мнений
  6) Умение создавать рабочие коллективы

 

 

Основные причины, которые привели наше общество к стагнации:

1) Политическая и социальная нестабильность общества, связанная с проведением 3-ех реформ:

- политическая

- экономическая

- социальная

2) Отсутствие устойчивой привычки к нравственному самоконтролю и самоограничению

3) Господство в обществе старого стиля мышления

Характеристика:

а) Оперирование парными категориями полярного мышления. В сфере бизнеса это приводит к конфликтам во время переговоров и соответственно к их разрыву.

б) Склонность к поиску простых, одномерных решений

в) Высшая ценность - это власть, а не человек.

 

Цель дисциплины этики бизнеса:

1) Преодолеть стереотипы мышления

2) Выработать умение руководить людьми с учетом нравственных категорий.

3) Получать и использовать эффективную, психологическую информацию.

4) Извлекать из негативного опыта позитивные выводы

5) Уметь заниматься самоанализом и объективной самооценкой

 

Этика бизнеса связана со следующими дисциплинами:

 

Маркетинг Философия Социология

 
 


Этика бизнеса

       
   


Культурология Психология Политология

 

Шесть источников этики бизнеса:

1) Наследственность (эволюционные силы естественного отбора оказывают влияние на развитие таких черт, как альтруизм и кооперация, которые лежат в основе этической системы).

2) Религия (эта основа формирует этику бизнеса)

3) Философская система (Эпикурейцы: добродетель - удовольствие от деятельности; стоики и пуритане: трудолюбие и экономичность)

4) Культурный опыт (правила, обычаи, передавания из поколения в поколение)

5) Правовая система (закон дает представление об этическом курсе жизни, но не выражает всех этических предпочтений общества)

6) Нормы поведения:

- определенные нормы поведения на фирме

- оперативная политика компании

- этические кодексы компании

 

Вывод: Этика бизнеса - это процесс, в ходе которого предприниматель, государственный служащий или менеджер определяет этические стандарты в отношении возникающих в организации проблем, самостоятельно анализирует эти стандарты и несет личную, профессиональную ответственность за принятые решения.

В этом определении можно выделить 2 момента:

1) Содержание этических стандартов

2) Процесс, позволяющий их воспроизводить.

 

Лекция 2.

 

Этика предпринимательства включает 4 компонента:

1) Ценности: убеждения, мнения, отношения людей, общества в целом к таким понятиям, как свобода, справедливость, честность, лояльность, нейтральность и ответственность, терпимость.

2) Стандарты и нормы: принципы, определяющие действия людей, и служащие для руководства и контроля за их поведением (законы, кодексы).

3) Внешняя среда: условия, в которых протекает деятельность людей: политические, социальные, культурные и т.д.

4) Поведение людей: формы деятельности людей, ориентированные на ценности данного общества в рамках определенных стандартов и норм.

 

Этика отвечает на следующие вопросы:

1) Что есть добро и зло.

2) Что неправильно и что правильно в поведении людей в сфере бизнеса.

3) Каковы их мотивы и условия их этического поведения.

4) Что нужно делать для формирования нравственных принципов.

 

Чтобы поведение в сфере бизнеса отвечало определенным нормам и стандартам, необходимо три компонента:

1) Внутренний контроль (моральные принципы и сознание самого человека).

2) Внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы)

3) Механизм решения этических дилемм. Этическое обучение.

 

Для решения этого механизма в США разработали 4 модели решения этических дилемм:

1) Личность и ситуация. В этой модели 2 группы переменных. 1-ая группа включает: самоконтроль, степень зависимости; 2-ая группа - ситуационные: способности к самосовершенствованию, организационная культура.

2) Индивидуальная и внешняя среда. Этическое поведение как производная от индивидуальных качеств человека. Внешняя Среда охватывает правовую, социальную, профессиональные стороны человека.

3) Модель 4-х компонентов. В основу этой модели положен психологический процесс формирования этического поведения, который состоит из четырех этапов:

1. Этическое восприятие, интерпретация ситуации отдельным человеком;

2. Этическое суждение о данной ситуации;

3. Выбор моральных ценностей;

4. Реализация моральных норм.

4) Общая модель.

В этой модели объединены все основные элементы предыдущих моделей: внешняя Среда, индивидуальные характеристики человека, особенности процесса принятия решения.

Внешняя среда:

- система поощрений и наказаний;

- взаимоотношения в коллективе;

- роль и стиль руководства и отношения к руководству.

 

Ключ к принятию этических решений:

1) Что говорит закон?

2) Каковы философские основы, культурные факторы, связанные с данным этическим вопросом?

3) Профессиональный опыт и знания помогают ли понять и решить этическую проблему?

4) Является ли организация частью этической проблемы?

5) Что необходимо знать о себе для адекватного решения этической дилеммы?

 

Решение этических дилемм

 

Нахождение моральной точки зрения (определение специфических прав и обязанностей всех участников моральной дилеммы).

Насколько моральна точка зрения зависит от того, насколько широко сумели охватить всех участвующих сторон, которые претендуют, чтобы их права и обязанности были приняты во внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: