Групповая психокоррекция в тренинге с детьми «группы риска»




(8-9 класс)

 

Алферова И.И., педагог-психолог,

ГКОУ «Специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №7»

 

«Не ищите путь, который избавит от проблем, —

ищите путь, который поможет их решить.»
Диля Еникеева

Цель: создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни.

Задачи:

Ø Коррекция поведения через анализ чувств и поступков;

Ø Регуляция эмоциональных состояний;

Ø Формирование социального доверия.

I. Разогрев группы. (5 мин.)

Упражнение «Дирижер оркестра ».

Участники начинают аплодировать, когда педагог-психолог поднимает или опускает руки. Чем выше руки, тем громче участники хлопают в ладоши. Далее один из участников может взять на себя роль ведущего (дирижера оркестра).

Упражнение «Коврик»

Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол, упражнение начинается сначала.

Упражнение «Берлинская стена»

Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на высоте 0,5 м от пола). Группа должна перебраться на другую сторону комнаты, перешагнув через веревку. Если хоть один человек остается по ту сторону преграды или преграду кто-то задевает, все участники возвращаются обратно. Ведущие могут поднимать веревку на любую высоту.

В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведения игры в два этапа: «стена» может стать значительно выше, и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен в том случае, если в процессе знакомства и выработки правил в группе возникли разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков».

Обсуждение и резюме: Завершив игру, педагог-психолог обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А также оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы, и какие еще стратегии могла избрать группа.

II. Основная часть. (30 мин.)

Вступительное слово педагога-психолога

В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нем человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть и такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался зависимым от своих собственных пагубных пристрастий.

Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь (ребята называют причины, а педагог-психолог записывает их на доске).

Наиболее типичные ответы:

1.Любопытство.

2.Давление сверстников, отсутствие навыков отказа.

3.Попытка решить проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.

4.Скука, неумение проводить свободное время.

5.Возможность привлечь внимание. Чувство одиночество.

ИГРА «ПОРТРЕТ НАРКОМАНА»

На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.

Педагог-психолог: Дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим? (Дети отвечают)

- К чему такой жизненный путь приведет, обсудите в группах и заполните таблицу «Перспективы наркомании».

Притча о выборе жизненного пути - притча о нашей жизни.

Она наглядно демонстрирует, что у каждого из нас свой путь, индивидуальная дорога, предназначение. Не может быть одного лучшего направления для всех. Лучшее направление - мое, сверенное с внутренним миром и ценностями. Тот, кто находит и выбирает свой путь, становится истинно счастливым человеком, успех является его постоянным спутником.

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел быстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Упражнение «Чемодан».

- Вы подготовились к жизненному пути и вам нужно собрать чемодан в дорогу, только упаковывать нужно будет не вещи, а необходимые качества.
- Какие качества сегодня нужны молодому человеку, чтобы достойно интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?
- Какое главное качество вы возьмете с собой?
(Все предложенные ответы записать на доске – в чемодан. Это – мужество, общительность, толерантность, уверенность, целеустремленность, позитивное отношение к жизни, умение справляться с трудностями и т.д.).

Релаксационное упражнение «Горная вершина». (Выполняется под музыкальное сопровождение оркестра Джеймса Ласта «Одинокий пастух»).

Воспитанники садятся удобно, закрывают глаза и представляют горы, природу описываемую педагогом-психологом и ощущают себя орлом, парящим в небе.

III. Рефлексия (5 мин.)

v Что понравилось?

v Какие были ощущения и затруднения?

IV. Итог. (5 мин.)

Упражнение «Рисунок «Дорога в жизнь»

Психолог: Ребята, и в заключении я предлагаю выполнить упражнение «Рисунок «Дорога в жизнь».

На больших листах бумаги (по числу членов группы) рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подписываются, и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для автора рисунка и свое представление о его жизни. Желательно, чтобы они касались всего пути. Пожелания могут быть двоякие: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие могут дать пояснения.

Психолог: Ребята, и в заключении я хочу поделиться с вами формулой успеха:

Успех = Цель + труд + правильный выбор профессии + качества личности + поддержка близких.

 

Желаю всем здоровья и долгих лет жизни!

Ваша жизнь – это ваш выбор!

Литература:

1.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. –М., Ось-89, 2002

2.Зарипова Юлия Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам. Серия «Школьный психолог», Москва 2007

3.Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: Тренинги, упражнения, ролевые игры. Изд.2., Ростов- на-Дону Феникс 2008

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: